город Смоленск Дело № 2-3337\2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 сентября 2011 года город Смоленск Промышленный районный суд города Смоленска В составе: Председательствующего судьи Шерина А.А., При секретаре Маренковой Я.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 16 г. Смоленска», Администрации города Смоленска о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Промышленного района г. Смоленска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, уточнив исковые требования, обратился в суд с иском к МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 г. Смоленска», Администрации г. Смоленска о понуждении к совершению действий. В обоснование заявленных исковых требований указал, что в нарушение санитарных норм, ФЗ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» МОУ СОШ № 16 не ограждена забором, что способствует свободному доступу посторонних лиц на территорию школы, проезду автотранспорта и является предпосылкой и условием для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе террористических актов. Просит суд обязать Администрацию г. Смоленска выделить денежные средства на установку ограждения забором территории МОУ СОШ № 16 города Смоленска, обязать МОУ СОШ № 16 города Смоленска с момента перечисления денежных средств незамедлительно принять меры к установке ограждения территории школы забором. В судебном заседании помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска Иванова Е.В. заявленные требования поддержала, обосновав их вышеизложенными обстоятельствами. Представитель Администрации г. Смоленска Чмарькова Т.А. иск не признала, суду пояснила, что действительно территория школы должна быть ограждена забором. Однако немедленно выделить денежные средства на производство работ невозможно, поскольку данные расходы не запланированы в бюджете муниципального образования на 2011 год. Установленная законом процедура заключения муниципального контракта на проведение работ по установке ограждения школы также потребует дополнительное время. В соответствии с п. 4.32 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, проведение работ по установке ограждения территории школы в присутствии обучающихся не допускается. Поскольку денежные средства на ограждение школы запланированы в бюджете на 2012 год, а продолжительное отсутствие обучающихся будет не ранее летних каникул, полагает, что установка ограждения возможна только в летний период 2012 года. Представитель МОУ СОШ № 16 г. Смоленска Азаровой Г.П. суду пояснил, что согласен с необходимостью установления ограждения школы. В настоящее время имеется свободный доступ на территорию школы, в связи с чем обеспечить полную безопасность жизни и здоровью детей не представляется возможным. Выполнение данных работ не должно затрагивать учебный процесс, их осуществление считает целесообразным провести в летний период. Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 2 ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина. Министерством обороны и науки РФ утвержден приказ № 1126 от 01.09.2008 г. «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования». В соответствии с п.п.3 п. 3 ст. 32 и п. 1 и п. 7 ст. 51 ФЗ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников и несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. В силу п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» общеобразовательное учреждение должно быть ограждено забором. Согласно п.п. 4 ч. 1 ст. 31 ФЗ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (п.п. 3 ч. 3 ст. 32 вышеуказанного закона). Судом установлено, что прокуратурой Промышленного района г. Смоленска была проведена проверка соблюдения МОУ СОШ № 16 г. Смоленска требований по обеспечению мер по противодействию терроризму. В ходе названной проверки установлено, что МОУ СОШ № 16 г. Смоленска не обеспечивает необходимые меры по противодействию терроризму, поскольку по периметру территории образовательного учреждения отсутствует ограждение, что способствует бесконтрольному пребыванию и передвижению по территории общеобразовательного учреждения транспорта и граждан. Указанное обстоятельство подтверждается актом обследования (л.д. 4) и не оспаривается представителем МОУ СОШ № 16 г. Смоленска. Согласно п. 1.3 Устава МОУ СОШ № 16 г. Смоленска учредителем и собственником имущества Школы является город Смоленск. Функции и полномочия Учредителя (собственника имущества) в отношении школы осуществляются органом местного самоуправления - Администрацией г. Смоленска. В силу п. 5 ст. 12 ФЗ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов, утверждаемыми Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2011 № 196 утверждено типовое положение «Об образовательном учреждении», согласно п. 75 которого деятельность учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними. Уставом города Смоленска, принятым решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 N 164, определено, что: Администрация города Смоленска представляет собой исполнительно-распорядительный орган города Смоленска, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами (л.д. 30). В силу п.1 ст. 120 ГК РФ, ст.ст. 210, 296 ГК РФ бремя содержания учреждения возлагается на собственника имущества (орган местного самоуправления) и на казенное учреждение (образовательное учреждение). Они в пределах своей компетенции и полномочий ответственны за выполнение установленных требований в отношении этого имущества, которые ими в необходимой мере не выполняются, прилегающая территория в нарушение требований п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» надлежаще не содержится, не ограждена, безопасность обучающихся и работников образовательного учреждения не обеспечены, за что ответственна Администрация г. Смоленска как распорядительно-исполнительный орган, не обеспечивший ограждение территорий школы во исполнение требований вышеуказанного законодательства, а также решения 55 сессии Смоленского городского Совета 28.03.2008 № 815 «Об утверждении Инвестиционной программе «Реконструкция спортивных комплексов и площадок в школах города Смоленска» на 2009-2011 г.г. В разделе 2 «Цели и задачи» инвестиционной программы определено обеспечение безопасности детского населения (л.д.28-29 ). Представители Администрации г. Смоленска и МОУ СОШ № 16 г. Смоленска пояснили, что в рамках данной программы выделялись денежные средства на ограждение территорий школ города Смоленска, в том числе МОУ СОШ № 16, период реализации программы 2009-2011 г.г. Согласно разделу 9 программы контроль за реализацией программы возложен на Администрацию г. Смоленска. Разделом 7 программы установлены источник и план финансирования школ. Однако программа в части ограждений территории школ не выполнена (л.д. 29). Вместе с тем, за данные нарушения ответственны не только собственник и его исполнительно-распорядительный орган, но и образовательное учреждение, не принявшее достаточных и необходимых мер к ограждению территории и обеспечению безопасности детей и работников школы, что следует из смысла п.п. 3 п. 3 ст. 32, п.п.1,7 ст. 51 Закона РФ "Об образовании". На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на МОУ СОШ № 16 г. Смоленск обязанности незамедлительного принятия мер к ограждению по периметру территории образовательного учреждения, поскольку выполнение указанных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности. Установка ограждения по периметру образовательного учреждения направлена на обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Обязанность по выделению денежных средств на установку ограждения забором территории образовательного учреждения суд считает необходимым возложить на Администрацию г. Смоленска как исполнительно-распорядительный орган собственника имущества. Ссылка ответчиков на отсутствие денежных средств на производство данных работ и кризисную ситуацию, несостоятельна, противоречит материалам дела, из которых следует, что согласно Инвестиционной программе «Реконструкция спортивных комплексов и площадок в школах города Смоленска» на 2009-2011 г.г, утвержденной решением 55 сессии Смоленского городского Совета 28.03.2008 № 815, в рамках которой должны осуществляться мероприятия по ограждению территории школы, денежные средства выделялись. Недостаточность финансирования не является основанием к освобождению от обязанности обеспечения требований надлежащего содержания имущества и безопасности граждан. Ссылка Администрации г. Смоленска на п. 4.32 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, запрещающие проведение строительных работ в образовательном учреждении в период обучения, также несостоятельна, поскольку такие работы проводятся вне помещения школы. Прежде всего незамедлительно должна быть обеспечена безопасность детей и работников от угрозы террористических актов и других противоправных действий. Довод ответчиков о том, что ограждение территории школы, с учетом финансирования и времени на проведение тендера, заключение контракта, возможно только в течение 2012 года, после утверждения нового бюджета, не основан на законе. Данные мероприятия могли и должны были быть проведены в течении 2009-2011 г.г., что сделано не было. В настоящее время требования безопасности не обеспечены и ответчик МОУ СОШ № 16 обязан принять незамедлительные меры к их выполнению (истребование необходимых денежных средств, проведение тендера, заключение контракта и последующая установка ограждения). В случае же объективных причин, препятствующих к незамедлительному исполнению обязательств, должник согласно ст. 434 ГПК РФ вправе в порядке исполнения решения ставить вопрос о его отсрочке. При таких обстоятельствах, заявленные прокурором Промышленного района г.Смоленска в интересах неопределенного круга лиц требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Промышленного района г.Смоленска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Администрацию г. Смоленска выделить денежные средства на установку ограждения забором территории Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16 г. Смоленска». Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 г. Смоленска» незамедлительно принять меры к установке ограждения территории школы забором. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение 10 дней. Судья А.А.Шерин