о назначении досрочной пенсии по старости



Дело №2-1775 / 2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2011 года

Промышленный районный суд г. Смоленска

В составе:

председательствующего (судьи) Селезеневой И.В.,

при секретаре Владимировой Е.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власенковой Л.И. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Смоленска о назначении досрочной пенсии по старости,

                                                              У С Т А Н О В И Л:

Власенкова Л.И. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Смоленска о назначении досрочной пенсии по старости, в обоснование требований указала, что 13.12.2010 решением ответчика ей отказано в назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью, при этом ответчиком не обоснованно не были включены в ее стаж периоды работы:

с 01.09.1984 по 01.08.1986 в должности руководителя детского кружка по классу фортепиано Дворца культуры <данные изъяты>

с 16.01.1987 по 08.01.1989, с 30.04.1990 по 01.11. 1992, с 03.11.1992 по 01.11.1993, с 03.11.1993 по 31.08.1994 в должности концертмейстера детской музыкальной школы г. Смоленска;

с 01.09.1994 по 30.10.1994, с 17.11.1994 по 10.05.1995, с 07.06.1995 по 14.01.1996, с 26.01.1996 по 09.05.1996, с 30.05.1996 по 11.05.1997, с 09.06.1997 по 11.01.1998, с 27.01.1998 по 10.05.1998, с l5.06.1998 по 10.01.1999, с 26.01.1999 по 28.03.1999, с 02.06.1999 по 23.11.2003, с 05.12.2003 по 13.09.2010 в должности преподавателя, концертмейстера детской музыкальной школы г. Смоленска;     

с 09.01.1989 по 30.04.1990, с 24.09.2001 по 31.01.2003 период нахождения в отпусках по уходу за детьми;

с 11.05.1995 по 06.06.1995, с 15.01.1996 по 25.01.1996, с 10.05.1996 по 29.05.1996, с 12.05.1997 по 08.06.1997, с 12.01.1998 по 26.01.1998, с 11.05.1998 по 14.06.1998, с 11.01.1999 по 25.01.1999, с 29.03.1999 по 01.06.1999 - нахождение в учебных отпусках;

с 24.11.2003 по 04.12.2003 - нахождение на курсах повышения квалификации.

Решение комиссии считает необоснованным, поскольку в спорные периоды времени занималась педагогической деятельностью в учреждении для детей и просит суд обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию с 13.09.2010, т.е. момента обращения за ней, так как для этого у нее имеется необходимый 25-летний стаж.

В судебном заседании истец и ее представитель - Ананьева Г.И. иск подержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик иск не признал.

Представитель ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Промышленному р-ну г. Смоленска Ковалева О.В. пояснила суду, что период работы истца в должности руководителя детского кружка по классу фортепиано Дворца культуры <данные изъяты> не может быть зачтен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…, утв.Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, в разделе «Наименование учреждений» - Дворец культуры не предусмотрен, а в разделе «Наименование должностей» должность «руководитель детского кружка» не предусмотрена.

Периоды работы в должности концертмейстера и преподавателя, концертмейстера не могут быть зачтены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, т.к. вышеуказанным Списком должностей…, в разделе «Наименование должностей» должности «концертмейстер, преподаватель» и «концертмейстер» не предусмотрены.

Период работы по совместительству с 02.09.1985г. по 01.04.1986г. в должности музыкального руководителя детских яслей <данные изъяты>, не может быть зачтен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей…, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному или другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Истцом данное условие не соблюдено.

Кроме того, периоды работы с 01.01.2001г. по 23.11.2003г. и с 05.12.2003г. по 13.09.2010г. в должности преподавателя и концертмейстера детской музыкальной школы г. Смоленска не могут быть зачтены в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как не соблюдается пункт 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…, поскольку на 01.01.2001г. стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должен быть не менее 16 лет 8 месяцев, у Власенковой Л.И. на 01.01.2001 составляет 01 года 00 месяцев 06 дней; кроме того, у истца не имеется факта работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

При этом, применить Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067 и согласно постановлению Правительства РФ от 01.02.2001г. №79 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067 за указанные периоды, не представляется возможным, так как условие, связанное с выполнением нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, в том числе без занятия штатной должности) установленного объема преподавательской работы, предусмотренное абз.1, пунктом 1 распространяется на все периоды работы до 01.11.1999г., а согласно Акта проверки ГУ- УПФ РФ в Заднепровском районе г. Смоленска от 19.10.2010г. б/н, не подтверждается выполнение педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы.

Периоды нахождения Власенковой Л.И. в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации, а также в отпуске без сохранения заработной платы обоснованно не зачтены в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в силу п.5 Правил исчисления периодов работы, утв.Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 и п.5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996г. №5.

На основании изложенного, просит в иске Власенковой Л.И. отказать.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.

Согласно п.19 ч.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (статья в ред. 30.12.2008 N 319-ФЗ) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

    В соответствии с ч.2 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодатель право на получение досрочной пенсии связывает с занятием педагогической деятельностью с детьми (т.е. с учетом характера, специфики, сложности такой работы).

В судебном заседании установлено, что в спорные периоды времени Власенкова Л.И. работала:

с 01.09.1984 по 01.08.1986 в должности руководителя детского кружка по классу фортепиано Дворца культуры <данные изъяты>;

с 16.01.1987 по 08.01.1989, с 30.04.1990 по 01.11. 1992, с 03.11.1992 по 01.11.1993, с 03.11.1993 по 31.08.1994 в должности концертмейстера детской музыкальной школы . г. Смоленска;

с 01.09.1994 по 30.10.1994, с 17.11.1994 по 10.05.1995, с 07.06.1995 по 14.01.1996, с 26.01.1996 по 09.05.1996, с 30.05.1996 по 11.05.1997, с 09.06.1997 по 11.01.1998, с 27.01.1998 по 10.05.1998, с l5.06.1998 по 10.01.1999, с 26.01.1999 по 28.03.1999, с 02.06.1999 по 23.11.2003, с 05.12.2003 по 13.09.2010 в должности преподавателя, концертмейстера детской музыкальной школы г. Смоленска.     

Решением ГУ УПРФ в Промышленном районе г.Смоленска №1/325 от 13.12.2010 отказано в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа.

При этом, перечисленные периоды работы истца не были включены в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по вышеизложенным основаниям.

Анализируя представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В указанном Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, а также в ранее действовавших Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, отсутствуют наименование должности "руководитель кружка".

Суд не может согласиться с выводом ответчика о невозможности установления тождества выполняемых истицей функций, условий и характера ее деятельности в должности "руководитель кружка" и функциональных обязанностей педагога дополнительного образования в связи со следующим.

Приказом Министерства образования РФ от 25 января 1993 года N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.

Из пояснений истца в судебном заседании усматривается, что с 01.09.1984 по 01.08.1986 она работала в должности руководителя музыкального кружка по классу фортепиано Дворца культуры <данные изъяты>. В данном учреждении давалось музыкальное образование детям школьного возраста в рамках программы детской музыкальной школы. Преподавались специальные и вспомогательные предметы для получения выпускниками начального музыкального образования. Указанное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается.

В этой связи судом ставиться вопрос о тождественности выполняемой функции, условий и характера деятельности истицы тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, т.к. работодателем ее должность поименована не в соответствии с требованиями Списка.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранено и прежнее название должности "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)".

В данной ситуации, по мнению суда, должность Власенковой Л.И. должна была быть поименована как «педагог дополнительного образования», поскольку ее деятельность была связана с осуществлением получения детьми именно дополнительного образования в сфере творчества, в части обучения игре на музыкальных инструментах. Такая деятельность аналогична той, которая осуществляется в детских музыкальных школах и иных учреждениях дополнительного образования, поименованных в Списке, и не может быть расценена как обязанность руководителя любительского кружка по интересам.

То обстоятельство, что Дворец культуры <данные изъяты> не является образовательным учреждением для детей, не может служить дополнительным основанием к отказу в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Согласно статье 26 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.

Система дополнительных образовательных программ реализуется в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования, за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, а также в научных организациях и посредством индивидуальной педагогической деятельности.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей", целью дополнительного образования детей является организация содержательного досуга детей, развитие творческого потенциала, формирование общей культуры и др.

Таким образом, Дворец культуры в случае осуществления в нем деятельности имеющей своей целью дополнительное образование детей, может быть отнесен к учреждению дополнительного образования в контексте перечня, предусмотренного Списком.

Кроме того, суд принимает во внимание дополнительную возможность зачета спорного периода в связи с работой истца по совместительству с 02.09.1985 по 01.04.1986 в должности музыкального руководителя детских яслей <данные изъяты>.

Согласно пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному или другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Согласно представленной справке <данные изъяты> от 26.11.2010г., Власенкова Л.И. работала музыкальным руководителем детских яслей <данные изъяты>, с 02.09.1985г. по 01.06.1986г. на 0.5 ставки.

Однако, судом принимается во внимание то обстоятельство, что требование о необходимости выполнения обязательной педагогической нагрузки, в том числе и при совмещении должностей введено законодателем с 1 сентября 2000 года, в силу чего не может быть распространено на периоды работы до указанной даты.

Решая вопрос о возможности зачета в специальный стаж работы заявителя следующих спорных периодов, и как следствие, назначения Власенковой досрочной пенсии, суд принимает во внимание следующее.

Последующая трудовая деятельность истицы осуществлялась в музыкальной школе г.Смоленска в должностях, которые в разные периоды времени именовались по-разному, как то: концертмейстер; концертмейстер, преподаватель.

Истец и ее представитель в обоснование своей позиции ссылаются на то, что у концертмейстера и преподавателя фактически, одинаковые функции, связанные с обучением детей игре на музыкальных инструментах в сопровождении аккомпанемента. Именно благодаря концертмейстеру ученик получает навыки игры на музыкальном инструменте в сопровождении фортепиано, что необходимо для полноценного музыкального образования. Деятельность концертмейстера направлена на формирование у учащихся исполнительских навыков, развитию у них художественного вкуса, расширению музыкально-образных представлений и воспитанию творческой индивидуальности, обучению навыков ансамблевой игры. Все это происходит в непосредственном контакте с обучаемым. Без деятельности концертмейстера невозможно правильное и качественное обучение игре на инструменте. Функции, условия и характер деятельности соответствует функциям, условиям и характеру деятельности преподавателя.

В обоснование своей позиции представителем истца представлена суду должностная инструкция преподавателя, концертмейстера, утв.директором ДШИ от 12.09.2007. В указанном документе разграничены должностные обязанности преподавателя и концертмейстера, однако их анализ свидетельствует, по мнению ситца, о том, что и тот и другой специалист проводит индивидуальные и групповые учебные занятия с детьми, организуя их самостоятельную деятельность, обеспечивая, к конечном итоге, профессиональное исполнение музыкального материала на уроках, экзаменах, зачетах, концертах. При этом, и педагог и концертмейстер оценивают эффективность обучения, овладения умениями, развитие опыты творческой деятельности, участвуют в аттестации обучающихся.

Однако суд не может согласиться с данным выводом в силу следующего.

Как действующими в настоящее время, так и ранее, Списками… должность "концертмейстер" не предусмотрена.

Анализируя представленные сторонами доказательства, а также нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что "концертмейстер" и "педагог дополнительного образования" - две отдельные должности, которые не могут быть отождествлены.

В Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 августа 1986 г. (действовавшем на время работы истицы в должности концертмейстера) были предусмотрены должности концертмейстера, педагога-организатора, руководителя кружка (коллектива). Приказ Минобразования РФ от 25 января 1993 г. N 21, которым должности руководителей кружков были переименованы в должности педагогов дополнительного образования, не относится к должностям концертмейстеров, так как эти должности в должности педагогов дополнительного образования данным приказом не переименовывались.

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, принятом постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. также предусмотрена самостоятельная должность "концертмейстер", сохранены должности "педагог-организатор", "руководитель кружка" и введена новая должность "педагог дополнительного образования".

Постановление Минтруда РФ от 11 ноября 1992 г. N 33 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации" также предусматривает самостоятельные должности "концертмейстер" и "педагог дополнительного образования". Данные должности отличаются по своим должностным характеристикам.

Примерные должностные обязанности по должности "концертмейстер" в учреждениях народного образования, утвержденные приказом Минобразования РФ и Госкомвуза от 31 августа 1995 г. N 463/1268, не совпадают с должностными обязанностями по должности "педагог дополнительного образования".

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Должность "концертмейстер" является самостоятельной, переименований в должность "педагог дополнительного образования" никогда не происходило. Эта должность предусмотрена Единым тарифно-квалификационным справочником и при этом никогда не включалась в специальный список должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в периоды работы Власенковой с 16.01.1987 по 31.08.1994 по сведениям, содержащимся в тарификационных списках учителей Смоленской детской музыкальной школы , у последней часов педагогической нагрузки не имелось.

Таким образом, оснований для включения в стаж работы истца данных периодов так же не имеется.

Вместе с тем, последующие периоды работы истицы в должности «концертмейстер, преподаватель» могут включены в ее специальный стаж при соблюдении ряда условий.

Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии по выслуге лет, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г., где указано что, работа в должностях, в том числе без занятия штатной должности, предусмотренной Списком должностей…, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно и по основному месту работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностного оклада).

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв.Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009), периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

При этом, в силу п.12 указанных Правил, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

При этом, в письме Министерства образования РФ от 24.12.99г. № 01-52-640 /20-5 указано, что, в соответствии с действующим законодательством норма рабочего времени за которую выплачивается ставка заработной платы педагогическим работникам следующая: 18 часов в неделю (3 часа в день) преподавателям специальных дисциплин общеобразовательных учреждений.

Однако, судом принимается во внимание то обстоятельство, что требование о необходимости выполнения обязательной педагогической нагрузки, в том числе и при совмещении должностей введено законодателем с 1 сентября 2000 года, в силу чего не может быть распространено на периоды работы до указанной даты. Как усматривается из разъяснения Министерства труда и социального развития от 24.08.00г. «О порядке применения постановления Правительства РФ от 20 марта 2000г. «О внесении дополнений в Постановление правительства РФ от 22.09.99г.» при назначении пенсий за выслугу в школах и других учреждениях для детей, положения, установленные абз. 1 пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги применяются только с 1 сентября 2000 года.

Обстоятельства выполнения заявителем своих трудовых обязанностей не только в должности концертмейстера, но и преподавателя подтверждены в судебном заседании, представленными документами - лицевыми счетами заявителя. Из представленных суду лицевых счетов, уточняющей справке учебного заведения, усматривается, что в течение периодов работы Власенковой в ДМШ последней приказами директора ежегодно устанавливалась нормированная педагогическая нагрузка, сведения о которой содержаться в выписке из тарификационных списков и архивных справках.

Так, в 1994-1995 учебном году затарифицирована педнагрузка в объеме 9 педагогических часов;

В 1995-1996 учебном году - 6 педагогических часов

В 1996-1997 учебном году - 7,5 педагогических часов

В 1997-1998 учебном году - 5,5 педагогических часов

В 1998-1999 учебном году - 5,5 педагогических часов

В 1999-2000 учебном году - 10 педагогических часов

В 2000-2001 учебном году - 26 педагогических часов

В 2001-2002 учебном году - (с 01.09.2001 по 24.09.2001 - 26 педагогических часов, а с 25.09.2001 по 31.01.2003 - декретный отпуск

В 2002-2003 учебном году - (с 01.02.2003) педагогические часы отсутствуют

В 2003-2004 учебном году - 11 педагогических часов

В 2004-2005 учебном году - 31 педагогических часов

В 2005-2006 учебном году - 31,5 педагогических часов

В 2006-2007 учебном году - 42 педагогических часов

В 2007-2008 учебном году - 36 педагогических часов

В 2008-2009 учебном году - 33 педагогических часов

В 2009-2010 учебном году - 45 педагогических часов

В 2010-2011 учебном году - 36 педагогических часов

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к убеждению о возможности зачета в специальный стаж заявителя периодов ее работы с 01.09.1994 по 31.01.2003, а также с 01.09.2004 по 14.09.2011, поскольку истец продолжает трудовую деятельность в должности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, выполняя установленные нормы педагогической нагрузки вплоть до вынесения настоящего решения суда.

При этом, суд принимает во внимание, необходимость включения в специальный стаж время нахождения Власенковой в отпусках по уходу за детьми с 09.01.1989 по 30.04.1990 и с 24.09.2001 по 31.01.2003, а также периоды нахождения в учебных отпусках с 11.05.1995 по 06.06.1995, с 15.01.1996 по 25.01.1996, с 10.05.1996 по 29.05.1996, с 12.05.1997 по 08.06.1997, с 12.01.1998 по 26.01.1998, с 11.05.1998 по 14.06.1998, с 11.01.1999 по 25.01.1999, с 29.03.1999 по 01.06.1999, а также на курсах повышения квалификации с 24.11.2003 по 04.12.2003 в силу ниже следующего.

В разъяснении Минтруда России от 22.05.96г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12,78 и 78.1 Закона РСФСР» О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» в ред. Постановления Минтруда РФ от 1.10.99г. № 36 перечислены виды отпусков, подлежащих включению в стаж работы, дающей право на пенсию в связи с особыми условиями труда, пункт 21 которого гласит, что в специальный трудовой стаж включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25.09.92г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде».

Данное Постановление в настоящее время является действующим и подлежит применению в части не противоречащей вышеназванному Федеральному Закону (ст. 31 ФЗ).

         11.07.02г. Постановлением Правительства РФ № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В п.6 названных Правил указано, что в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а так же период ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Анализ вышеприведенных законодательных норм свидетельствует о возникновении у заявительницы права на включение в ее специальный стаж периодов нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 24.09.2001 по 31.01.2003.

Также подлежит зачету период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 09.01.1989 по 30.04.1990 в силу следующего.

В соответствии со ст.167 КЗоТ РСФСР (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Судом установлено, что до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным Закономстатья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Кроме того, в разъяснении Минтруда России от 22.05.96г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12,78 и 78.1 Закона РСФСР» О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» в ред. Постановления Минтруда РФ от 1.10.99г. № 36 перечислены периоды, подлежащие включению в стаж работы, дающей право на пенсию в связи с особыми условиями труда, пункт 5 которого гласит, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

         При этом в п. 4 названных Правил содержится указание на необходимость уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, как на обязательное условие включения в стаж периодов работы.

          Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом, в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, в том числе производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.           

          Нахождение на курсах повышения квалификации может быть расценено как выполнение вспомогательной работы, производимой вне рабочего места с целью обеспечения основной трудовой функции - педагогической деятельности с учетом того обстоятельства, что направление на курсы носило принудительный ( по инициативе администрации) характер, было для истицы обязательным и являлось фактически ее должностной обязанностью, среди которых наличествует и систематическое повышение профессиональной квалификации.
    В материалах дела имеется справка, выданная истице ДМШ , из содержания которой усматривается, что в спорные периоды направления на курсы повышения квалификации и предоставления учебных отпусков за Власенковой Л.И. сохранялась заработная плата, что свидетельствует о своевременном отчислении работодателем страховых взносов. Указанное обстоятельство ответчиком в судебном заседании не оспаривается.

Установленный факт свидетельствует об отчислении в Пенсионный фонд РФ страховых взносов за данного работника.

          Ответчиком также не оспаривается, что в спорные периоды времени истица действительно находилась в учебных отпусках, которые были оплачиваемыми, в силу чего за ней сохранялось постоянное место работы, а в Пенсионный фонд РФ производились положенные отчисления.

Представленный суду диплом о высшем профессиональном образовании серии свидетельствует об окончании Власенковой Л.И. <данные изъяты> по специальности <данные изъяты>

Вместе с тем, оснований для досрочного назначения трудовой пенсии истице у суда не имеется.

На момент обращения Власенковой Л.И. в УПФР с заявлением о назначении досрочной пенсии, у последней, в том числе, и с учетом зачтенных настоящим решением суда периодов работы, 25-летнего стажа педагогической деятельности не имелось.

Кроме того, суд находит не соблюденными перечисленные в вышеуказанных Правилах условия о необходимости наличия на 1.01.01г. специального стажа на менее 16 лет 8 месяцев, в должностях и учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости зачета спорных периодов работы заявителя в ее специальный трудовой стаж, при отсутствии у нее права на досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней.

        Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Требования Власенковой Л.И. удовлетворить частично.

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Промышленному р-ну г.Смоленска включить в специальный стаж работы Власенковой Л.И. следующие периоды:

с 01.09.1984 по 01.08.1986 в должности руководителя детского кружка по классу фортепиано Дворца культуры <данные изъяты>, с учетом работы по совместительству с 02.09.1985г. по 01.04.1986г. в должности музыкального руководителя детских яслей <данные изъяты>;

    с 01.09.1994 по 30.10.1994, с 17.11.1994 по 10.05.1995, с 07.06.1995 по 14.01.1996, с 26.01.1996 по 09.05.1996, с 30.05.1996 по 11.05.1997, с 09.06.1997 по 11.01.1998, с 27.01.1998 по 10.05.1998, с l5.06.1998 по 10.01.1999, с 26.01.1999 по 28.03.1999, с 02.06.1999 по 23.11.2003, с 05.12.2003 по 14.09.2011 - в должности преподавателя, концертмейстера детской музыкальной школы г. Смоленска;

с 09.01.1989 по 30.04.1990, с 24.09.2001 по 31.01.2003 - нахождение в отпусках по уходу за детьми;

с 11.05.1995 по 06.06.1995, с 15.01.1996 по 25.01.1996, с 10.05.1996 по 29.05.1996, с 12.05.1997 по 08.06.1997, с 12.01.1998 по 26.01.1998, с 11.05.1998 по 14.06.1998, с 11.01.1999 по 25.01.1999, с 29.03.1999 по 01.06.1999 - нахождение в учебных отпусках;

с 24.11.2003 по 04.12.2003 - нахождение на курсах повышения квалификации.

В удовлетворении требования о назначении трудовой пенсии по старости отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

                                Судья                                             И.В. Селезенева