Дело № 2-2447/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Смоленск 20 октября 2011 года Промышленный районный суд города Смоленска в составе: председательствующего судьи Шахурова С.Н., при секретаре Шурыгиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хворостенко Н.И. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Хворостенко Н.И. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и понуждении к совершению действий. В обоснование заявленных исковых требований указала, что она, как ветеран труда, имеет право на однократное получение в собственность земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ она обращалась с заявлением к ответчику о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного <адрес>. Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области было отказано в предоставлении указанного участка, поскольку, последний расположен в территориальной зоне Р-2 - Зона рекреации (зона парков, скверов, набережных, ботанического сада). С данным отказом она не согласна, т.к. испрашиваемый земельный участок полностью находится в зоне Ж-1 жилая зона. Отказ Департамента создает препятствие Хворостенко Н.И. в получении льгот и реализации предоставленных ей прав. Просит суд признать действия Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области незаконными, понудить ответчика рассмотреть ее заявление и выдать разрешение на формирование земельного участка для ИЖС в пределах установленной действующим законодательством норме. Представитель истицы Фалевич И.И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным обстоятельствам, дополнительно указал, что Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области должен был передать заявление истицы о предоставлении земельного участка в Администрацию г.Смоленска, которая и должна была бы рассмотреть вопрос о возможности предоставления земельного участка истице, или же должна была разъяснить ей причины невозможности предоставления спорного земельного участка. Считает, что администрация г.Смоленска должна определить конфигурацию земельного участка, после чего он должен быть сформирован. Ответчик своей обязанности по передаче в администрацию г.Смоленска заявления Хворостенко о предоставлении земельного участка не выполнил. Также представитель истицы в судебном заседании указал, что часть спорного земельного участка согласно представленным ответчиком схемам зонирования находится в территориальной зоне Р-2, а часть участка - в территориальной зоне Ж-1, в связи с чем считает возможным формирование истице земельного участка. Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Герасименко В.А. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать. Указал, что действительно, истица имеет право на получение земельного участка в собственность бесплатно. Однако, выбранный истицей земельный участок имеет ограничения, в связи с которыми участок не был ей выделен. Требования о предоставлении другого земельного участка истица не ставит. Спорный земельный участок располагается в территориальной зоне Р-2, не предусматривающей предоставление земельного участка под ИЖС. Часть обозначенного земельного участка, согласно пояснениям представителя истца, находится в зоне Ж-1. Кроме того, весь спорный участок располагается на территории охранной зоны Смоленской крепостной стены, также имеющей ограничения. Истец путает процедуру предоставления земельного участка с процедурой выбора земельного участка.Департамент не обязан передавать заявление истицы для рассмотрения в администрацию г.Смоленска. Обязанность по подготовке проектной и землеустроительной документации на предоставляемый земельный участок возлагается на заявителя. Полагает, что на приложенной истцом к исковому заявлению схеме зонирования спорного земельного участка неправильно указано расположение земельного участка в зоне Ж-1, в связи с тем, что при уменьшении масштаба карты произошло смещение обозначения зоны Ж-1 на зону Р-2. Фактически спорный земельный участок расположен в двух территориальных зонах Р-2 и Ж-1. Представитель управления архитектуры и градостроительства администрации г.Смоленска, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований, Колосова С.Ю., поддержала возражения Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, просила в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что согласно ст.85 ЗК РФ предоставляемый земельный участок не может находиться в двух территориальных зонах. Кроме того оспариваемый земельный участок находится на территории охранной зоны Смоленской крепостной стены, также имеющей ограничения для строительства. Представитель Департамента Смоленской области по культуре, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований, Деверилин А.Ю., пояснил, что считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению. В соответствии с проектом охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры г.Смоленска, утвержденным решением Смоленского облисполкома от 03.09.1982 № 528, историко-архитектурным и историко-археологическим опорным планом г.Смоленска, утвержденным решением Смоленской областной Думы от 31.10.1996 №171, указанный земельный участок входит в охранную зону объекта культурного наследия федерального значения «Крепостные стены и башни, XVI-XVIII вв.». Данный объект культурного наследия принят на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327. Оспариваемый земельный участок находится на территории охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения, в которой согласно ч.2 ст.34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлен особый режим использования земель и строительство. Предоставление указанного земельного участка Хворостенко Н.И. для индивидуального жилищного строительства, независимо от того к какой территориальной зоне он относится, в силу вышеуказанных ном закона будет незаконным. Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам. В силу ст.36 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на получение в частную собственность земли. На основании п.2 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. При этом обязательно должны учитываться основополагающие принципы деления земель на категории, использования земель с их целевым назначением в соответствии с зонированием территорий (п.8 ст.1, ст.7 ЗК РФ). Согласно п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно может осуществляться в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ. Законом Смоленской области № 23-3 от 10.06.2003 «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» (ред. от 16.12.2008) предусмотрено бесплатное предоставление ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.4 ч.1 ст. 1 Закона). В судебном заседании установлено, что проживающая на территории Смоленской области Хворостенко Н.И. является ветераном труда. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного <адрес>. Истице ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Р-2, территориальным регламентом которой не предусмотрен такой вид использования земельного участка, как индивидуальной жилищное строительство. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, а также письменными материалами дела. В обоснование своих требований представитель истицы указывает, что, как ветеран труда истица имеет право на получение в собственность бесплатно земельного участка в черте г.Смоленска, а ответчик необоснованно ей в этом отказывает. Также считает, что ответчик обязан был передать заявление истицы о предоставлении земельного участка для рассмотрения в администрацию г.Смоленска, а не сам его рассмотреть. Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего. В силу п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается и отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность. Поэтому, при наличии свободного от прав третьих лиц земельного участка, не изъятого и не ограниченного в обороте, в его предоставлении может быть отказано только по основаниям, установленным законом. Пункт 8 части 1 статьи 1 ЗК РФ предусматривает деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель ( ст.11 ЗК РФ). Решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 № 490 утверждены правила землепользования и застройки г.Смоленска (далее по тексту- Правила), которые устанавливают порядок регулирования землепользования и застройки городской территории, основанный на градостроительном зонировании - делении территории города на территориальные зоны с установлением в пределах каждой зоны градостроительных регламентов по видам разрешенного использования и параметрам допустимых строительных изменений объектов недвижимости - земельных участков и прочно связанных с землей зданий, сооружений и иных объектов при осуществлении градостроительной деятельности. В соответствии с составом и кодировкой территориальных зон, утвержденных вышеуказанными Правилами, зона Ж-1 относится к жилым зонам, предназначенным для застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа; зона Р-2 относится к рекреационной зоне и является зоной парков, набережных, скверов, ботанического сада. Как следует из правил землепользования и застройки, утвержденных решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 № 490 (в редакции решения 15-й сессии Смоленского городского Совета IV созыва от 09.11.2010 № 193), схемы зонирования территории на которой расположен спорный земельный участок, а также пояснений представителя истицы, оспариваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах Р-2 и Ж-1 (л.д.67). Согласно п.1 ст.94, п.п.3 п.2 ст.94 ЗК РФ к особо охраняемым территориям относятся земли рекреационного назначения. Как следует из п.п.1, 2 ст.98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные палаточные туристко - оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. В соответствии с п.9 ст.85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. Согласно п.11 ст.35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность не соответствующая их целевому назначению ( п.5 ст.98 ЗК РФ). Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Р-2, которая является рекреационной и является особо охраняемой территорией, на которой запрещается всякая деятельность, препятствующая ее целевому назначению, и изменение цели использования указанного земельного участка (в данном случае для индивидуального жилищного строительства) является безусловным основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка истице в собственность. Согласно п. 2 ст. 85 ЗК РФ одним из условий установления границ территориальных зон является отсутствие их пересечений. Соответственно, не должны пересекаться и сферы действия градостроительных регламентов. Каждый земельный участок в пределах населенного пункта может принадлежать только одной территориальной зоне. Как было установлено в судебном заседании оспариваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах Р-2 и Ж-1, что также в силу вышеуказанной нормы закона препятствует в предоставлении спорного земельного участка истице. Более того, в судебном заседании установлено, что земельный участок, на который претендует Хворостенко Н.И. расположен в границах территорий объектов культурного наследия, что является самостоятельным основанием для отказа в заявленных исковых требованиях. Согласно ч.6 ст.94 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами. В соответствии с ч.1 ст.99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли: объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; Согласно ч.2 этой же статьи, земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (ч.4 ст.99 ЗК РФ). В соответствии со ст.53 Правил, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зон с особыми условиями использования территории в части зон охраны объектов культурного наследия устанавливаются в целях охраны объектов культурного наследия. Содержание ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зон охраны объектов культурного наследия определяется режимами использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Смоленска. Согласно ст.5 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 (в ред. от 18.07.2011) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту - Закона) земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст.33 данного закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Согласно ч.2 ст.34 Закона, к охранной зоне относится территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. В соответствии с проектом охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры г. Смоленска, утвержденным решением Смоленского облисполкома от 03.09.1982 № 528, историко-архитектурным и историко-археологическим опорным планом г. Смоленска, утвержденным решением Смоленской областной Думы от 31.10.1996 № 171, спорный земельный участок в полном объеме входит в охранную зону объекта культурного наследия федерального значения «Крепостные стены и башни, XVI-XVIII вв.» (л.д.74-76) Данный объект культурного наследия принят на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что земельный участок, на который претендует истица (<адрес>), расположен на территории охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения, в которой установлен особый режим использования земель и строительство. Предоставление указанного земельного участка Хворостенко Н.И. для индивидуального жилищного строительства, независимо от того к какой территориальной зоне он относится, в силу вышеуказанных ном закона будет незаконным. Судом также рассмотрены доводы истца о том, что Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области не был уполномочен самостоятельно рассматривать заявление истицы о предоставлении земельного участка в собственность, а должен был передать его для рассмотрения в администрацию г.Смоленска. Суд находит данные доводы не состоятельными и не соответствующими нормам закона. По правилам п.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию: 1. без предварительного согласования мест размещения объектов; 2. с предварительным согласованием мест размещения объектов. Обеспечение выбора земельного участка для строительства отнесено к исключительной компетенции уполномоченного органа только в том случае, когда земельный участок предоставляется с предварительным согласованием места размещения объекта (п.5 ст.30, ст.31 ЗК РФ). Когда же участок предоставляется без такого согласования, как в данном случае (для индивидуального жилищного строительства на льготных условиях), то выбор уполномоченным органом этого участка законом не предусмотрен (п.4 ст.30 ЗК РФ). В силу ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.9,10 и 11 настоящего Кодекса. Постановлением Администрации Смоленской области № 92 от 19.03.2007, а также последующим постановлением №243 от 27.04.2009г, уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске определен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, наделенный в соответствии с этим же постановлением полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Смоленской области, а также полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске. Этим же постановлением определен порядок организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту - Порядок). При рассмотрении заявления Хворостенко Н.И. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, указанный Порядок нарушен не был. В соответствии с вышеуказанным Порядком, а также вышеприведенными нормами закона, при оформлении земельного участка по передаче его в собственность гражданину, обязанность по изготовлению проекта границ земельного участка, землеустроительного дела и постановки его на кадастровый учет возложена на заявителя за счет его средств. Обязанности Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области по передаче заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для рассмотрения в администрацию г.Смоленска нормами закона не предусмотрена. Таким образом, исходя из предмета заявленных Хворостенко Н.И. исковых требований, суд считает их не подлежащими удовлетворению, а действия Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области при рассмотрении заявления Хворостенко Н.И. законными. Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Хворостенко Н.И. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и понуждении к совершению действий, отказать. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья С.Н. Шахуров