о взыскании недополученной суммы пенсии



дело №2-1725 / 2012

Решение

Именем Российской Федерации

05 июня 2012 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,

При секретаре Скворцовой Е.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антошкина В.П. к военному комиссариату Смоленской области о взыскании недополученной суммы пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Антошкин В.И. обратился в суд с иском к военному комиссариату Смоленской области о взыскании недополученной суммы пенсии. В обоснование заявленных требований сослался на то, что ему назначена пенсия по линии Министерства Обороны РФ с марта 1995 г., которую он получает до настоящего времени. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999г. № 72 ранее установленные месячные оклады военнослужащих по занимаемым воинским должностям с 01.01.1999 г. увеличены в 1.62 раза, а в соответствии с п.2 установлены новые месячные оклады по воинским званиям военнослужащих. Оклады, соответствующие требованиям п.2 ст.12 ФЗ «О статусе военнослужащих», были установлены лишь с 01.07.1999 г. Считает свои права нарушенными, поскольку такой перерасчет должен был быть ему произведен с 01.01.1999г. В перерасчете пенсии ему было отказано. Общая сумма недополученной пенсии за указанный период с учетом инфляции составила 6 742, 98 руб., которую и просит взыскать с ответчика. Также просит взыскать с ответчика судебные расходы, связанные с составлением искового заявления, производством расчета недополученной пенсии в сумме 1500 руб. и предоставлением статистической информации в размере 230, 52 руб.

      Представитель истца Новиков И.Е. требования иска поддержал, просит их удовлетворить в полном объеме. Дополнительно указал, что поскольку решением Верховного Суда РФ от 20.10.1999 г. № ВКПИ 99-18 признан недействительным п.2 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 г., перерасчет пенсии должен быть произведен истцу с 01.01.1999 г.

Представитель ответчика военного комиссариата Смоленской области - Городничев Ю.М., будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В письменных возражениях требования не признал и указал, что размеры окладов по воинским должностям, воинским званиям и дополнительным выплатам определяются Правительством РФ. И в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.01.1999 г. с 01.07.1999 г. истцу был установлен оклад по воинскому званию в размере 500 руб. Оснований для перерасчета пенсии с учетом установленного размера оклада по воинскому званию с 01.01.1999 г. не имеется.

      Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

     Судом установлено, что Антошкин В.И. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации и как «майор» получает пенсию в соответствии с Законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», с последующими изменениями и дополнениями. Данные обстоятельства никто не оспаривает.

          Истец, считая свои права нарушенными, настаивает на перерасчете его пенсии в связи с увеличением оклада по воинскому званию в 1.62 раза не с 01.07.1999 г., как было произведено ответчиком, а с 01.01.1999 года.

          Вместе с тем, суд считает данные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом «б» статьи 49 Закона РФ «О пенсионном обеспечении..» от 12.02.1993 г., пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.

Правительство Российской Федерации пунктом 1 статьи 29 Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ ( в редакции действовавшей до 01.07.2000 г. до внесения изменений ФЗ от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ) было обязано в течение 1998 года повысить месячные оклады по воинским должностям и воинским званиям до уровня, установленного абз.2 п.2 ст. 12 данного Закона, согласно которому оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.

При этом Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» предусматривает определенные пределы для установления Правительством Российской Федерации размеров окладов лишь по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту. Следовательно, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям других военнослужащих определяются Правительством Российской Федерации в отсутствие указаний в Законе о границах такого определения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1998 г. № 1638 в целях повышения денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Правительству РФ предписано: повысить с 01.01.1999 г. в 1.62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим…, повысить с 01.07.1999 г. в 2.02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1998 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1999 г. № 72 (утратившим силу с 01.07.2002 года в соответствии с Постановлением Правительства от 01.07.2002 г. № 486) - пунктом 2 - с 1 июля 1999 года месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) установлены согласно приложению № 1.

В соответствии с данным Постановлением Правительства РФ, размер пенсии истца был пересмотрен с 01.01.1999 года в части оклада по должности, и с 1.07.1999 года в части оклада по званию.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года № ВКПИ 99-18 пункт 2 Постановления № 72 признан недействительным в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01.07.1999 года, как не соответствующий абзацу второму п.2 ст. 12 Закона Российской Федерации от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Вместе с тем, признание решением от 20 октября 1999 года пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 72 недействительным (незаконным) в части, само по себе не означает возникновения права на повышение окладов по воинским званиям в таком же размере с 01 января 1999 года, и в том числе с учетом предусмотренного абз.2 п.2 ст. 12 Закона Российской Федерации от 27.05.1998 г. положения о том, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям, не означает, что оклад по воинскому званию с 01 января 1999 года подлежал установлению именно в размере 500 руб., то есть значительно превышающим половину оклада по воинской должности истца, составляющего 421, 88 руб. (л.д.20).

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 239-8 ГПК РСФСР (действовавшей на момент вынесения решения от 20.10.1999 года) нормативный акт или отдельная его часть, признанные незаконными решением суда, считались недействующими с момента вступления этого решения в законную силу.

По смыслу ст. 125 Конституции Российской Федерации и исходя из правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 16.06.1998 года, от 11.04.2000 года, от 18.07.2003 года и от 27.01.2004 года, решение Верховного Суда Российской Федерации, которым акт Правительства Российской Федерации (если его проверка допустима судом общей юрисдикции) признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности нормативного акта Правительства Российской Федерации, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание недействующим и, следовательно, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в силу.

Таким образом, признание п. 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года N 72 недействующим и утрата в связи с этим вышеназванными нормами силы означает, что они не могут применяться с момента вступления указанного выше решения Верховного Суда РФ в законную силу.

         На основании изложенного, учитывая, что размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям военнослужащих определяются Правительством Российской Федерации (абз.1 п.2 ст. 12 Закона Российской Федерации от 27.05.1998 года № 76-ФЗ) Правительством Российской Федерации, наделенным полномочиями по принятию решений о повышении окладов, после принятия Верховным Судом Российской Федерации решения от 20 октября 1999 года, каких-либо нормативно-правовых актов, касающихся повышения окладов военнослужащих не принималось, а поэтому у военкомата не было оснований для перерасчета с 01 января 1999 года пенсии истцу в силу положений п.п. «б» ст. 49 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» в связи с увеличением составной части денежного довольствия - размера оклада по воинской должности, в связи с чем, в иске надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Антошкину В.П. в иске к военному комиссариату Смоленской области о взыскании недополученной пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца.

Судья      И.В.Селезенева