г. Смоленск дело № 2-926/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 03 мая 2012 года Промышленный районный суд г. Смоленска В составе: Председательствующего (судьи) Шерина А.А., При секретаре Маренковой Я.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Смоленска о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, УСТАНОВИЛ: Прокурор Промышленного района г. Смоленска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации города Смоленска о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, указав, что в ходе проведенной совместно с Управлением Росприроднадзора по Смоленской области проверки установлены нарушения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, выразившиеся в том, что ответчиком не принимаются надлежащие меры к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке, <адрес>, состоящей преимущественно из производственных отходов 4-5 классов опасности (отработанной авторезины, строительных отходов - паркета, шифера, рубероида, полиэтилена, линолеума, стекловолокна, боя кирпича и пр.). Размер участка захламления составляет около 3 м х 55 м. Просит суд признать бездействие Администрации города Смоленска незаконным и обязать ответчика незамедлительно принять меры по организации мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной на вышеуказанном земельном участке. В судебном заседании помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска Юлдашев В.Р. исковые требования уточнил, просил суд признать бездействие Администрации города Смоленска незаконным и обязать ответчика принять меры по организации мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки площадью 165 м^2, расположенной в <адрес> в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу. Дополнительно пояснил, что право на земельный участок под свалкой в установленном законом порядке не оформлено, он относится к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена. Ранее Администрация города Смоленска давала ответ о том, что указанная свалка включена в перечень свалок Промышленного района, подлежащих ликвидации в 2012 году, однако до настоящего времени она не ликвидирована. Надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу является Администрация города Смоленска, на которую п. 3 ст. 8, ст. 13Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, администрация Промышленного района города Смоленска является лишь муниципальным заказчиком в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по работам, связанным с ликвидацией несанкционированных свалок на территории района города. Представитель ответчика Администрации города Смоленска - Пронина М.В., одновременно представляющая интересы третьего лица - администрации Промышленного района города Смоленска, иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу является ОАО «Квадра» как предприятие, имеющее санитарно-защитную зону, в пределах которой расположена несанкционированная свалка (п.п. 3.1.2.1 Правил благоустройства города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 № 800). Представители третьего лица ОАО «Квадра» - Табунов А.Н., Шапошников А.Б. исковые требования прокурора Промышленного района г. Смоленска поддержали, пояснив, что несанкционированная свалка расположена в пределах санитарно-защитной зоны ПП «Смоленская ТЭЦ-2» филиала ОАО «Квадра» - «Западная генерация», о чем сотрудником ТЭЦ-2 неоднократно сообщалось по телефону в Управление Роспотребнадзора по Смоленской области. Согласно п. 3.1.2.1 Правил благоустройства города Смоленска уборка территории, прилегающей к предприятиям, сооружениям и иным объектам, имеющим санитарно-защитные зоны, осуществляется предприятиями в пределах санитарно-защитных зон в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», однако данные СанПиН не содержат указаний на то, что предприятия обязаны осуществлять уборку мусора на территории санитарно-защитных зон, в связи чем ликвидация мусора, который ПП «Смоленская ТЭЦ-2» не принадлежит, в компетенцию ОАО «Квадра» не входит. В силу п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность по ликвидации несанкционированных свалок возложена на Администрацию города Смоленска. Кроме того, ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающая полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, не предусматривает возможность привлечения предприятий на принудительной основе к осуществлению функций органов местного самоуправления. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам. В силу ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия. Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается сбор отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Судом установлено, что прокуратурой Промышленного района г. Смоленска совместно с представителями Управления Росприроднадзора по Смоленской области была поведена проверка по соблюдению законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в ходе которой на земельном участке, <адрес>, была выявлена несанкционированная свалка, состоящая преимущественно из производственных отходов 4-5 классов опасности (отработанной авторезины, строительных отходов - паркета, шифера, рубероида, полиэтилена, линолеума, стекловолокна, боя кирпича и пр.), территория захламления составляет примерно 3 м х 55 м (около 165 м^2), о чем 12.01.2012 помощником прокурора Промышленного района г. Смоленска Юлдашевым В.Р. и госинспекторами Управления Росприроднадзора по Смоленской области ФИО1 и ФИО2 был составлен акт проверки исполнения законодательства с приложением фотоматериалов (л.д. 3-5). Из сообщения управления муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Смоленска от 28.12.2011 следует, что право на использование земельного участка, на котором расположена свалка, в соответствии с требованиями действующего законодательства не оформлено (л.д. 6). 11.11.2011 Управление Росприроднадзора по Смоленской области обращалось к Главе администрации Промышленного района города Смоленска с предложением о ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки в срок до 10.12.2011, однако получило ответ об отсутствии денежных средств на проведение необходимых работ ввиду их освоения в 2011 году в полном объеме. Также администрации Промышленного района города Смоленска сообщила, что указанная свалка включена в перечень свалок Промышленного района, подлежащих ликвидации в 2012 году. Данные работы будут выполнены при условии выделения финансовых средств из городского бюджета (л.д. 11). По состоянию на 26.04.2012 несанкционированная свалка не ликвидирована, что подтверждается копией акта проверки исполнения законодательства, подписанного помощником прокурора Промышленного района г. Смоленска Юлдашевым В.Р., представителями администрации Промышленного района города Смоленска, Управления Росприроднадзора по Смоленской области и ОАО «Квадра» (л.д. 74). В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Таким образом, действующим законодательством именно на органы местного самоуправления возложены обязанности по осуществлению мероприятий по охране окружающей среды и природопользования, в том числе по ликвидации несанкционированных свалок. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Суд не соглашается с доводами представителя Администрации города Смоленска о том, что надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу является ОАО «Квадра» по следующим основаниям. Согласно проекту организации санитарно-защитной зоны промплощадка «Смоленская ТЭЦ-2» филиала ОАО «Квадра» - «Западная генерация» относится к 3 классу опасности с величиной санитарно-защитной зоны 300 м (л.д. 62). Из акта проверки исполнения законодательства от 26.04.2012 (л.д. 74)следует, что несанкционированная свалка расположена на расстоянии около 25-30 м от железобетонного ограждения ПП «Смоленская ТЭЦ-2», то есть находится в санитарно-защитной зоне данного предприятия. Решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 № 800 утверждены Правила благоустройства города Смоленска, пунктом 3.1.2.1 которых предусмотрено, что уборка территории, прилегающей к предприятиям, сооружениям и иным объектам, имеющим санитарно-защитные зоны, осуществляется предприятиями в пределах санитарно-защитных зон в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03». Вместе с тем, п. 3.10 указанных СанПиН возлагает на предприятия, относящиеся к III классу опасности, обязанности по защите населения в пределах санитарно-защитной зоны от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, то есть указанные предприятия обязаны производить обезвреживание территории санитарно-защитной зоны от вредного воздействия производства, а не уборку от мусора, принадлежность которого от деятельности данного предприятия не установлена, что следует из акта проверки исполнения законодательства от 26.04.2012 (л.д. 74). В данном случае п. 3.1.2.1 Правил благоустройства города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 № 800, противоречит федеральному законодательству и СанПиН, соответственно применению подлежат положения федерального законодательства, которые не возлагают на предприятия обязанность по уборке мусора, находящегося в пределах санитарно-защитной зоны, данная обязанность возложена на орган местного самоуправления, которым является Администрация города Смоленска (муниципальное образование «город Смоленск»). Администрация Промышленного района города Смоленска надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу быть не может, поскольку является территориальным органом Администрации города Смоленска, наделенным правами юридического лица, действующим в соответствии с Положением о территориальном органе Администрации города Смоленска - администрации Промышленного района города Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 30.05.2008 № 868 (далее - Положение), а не органом местного самоуправления. Смоленским городским Советом решение о делегировании администрации Промышленного района города Смоленска обязанностей Администрации города Смоленска по уборке мусора не принималось. Данное обстоятельство признано и подтверждено в судебном заседании представителем Администрации города Смоленска и администрации Промышленного района города Смоленска. Функции администрации Промышленного района города Смоленска, установленные п.п. 6.3.5, 6.7.7 Положения (л.д. 35, 38), не должны подменять предусмотренные законом обязанности Администрации города Смоленска, как органа местного самоуправления, и, соответственно, применению не подлежат. При таких обстоятельствах, уточненные требования прокурора Промышленного района г. Смоленска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Промышленного района г. Смоленска удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации города Смоленска по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки площадью 165 м^2, расположенной в <адрес>. Обязать Администрацию города Смоленска (муниципальное образование «город Смоленск») незамедлительно принять меры по организации мероприятий, направленных на ликвидацию указанной несанкционированной свалки, обеспечив ее ликвидацию в двухмесячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья А.А. Шерин