Дело № 2-1004/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 мая 2012 года Промышленный районный суд г.Смоленска В составе: Председательствующего судьи Селезеневой И.В., При секретаре Скворцовой Е.Н., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лапинг Л.М. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию об индексации ежемесячной денежной компенсации, УСТАНОВИЛ: Лапинг Л.М. обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент) об индексации ежемесячной денежной компенсации, в обоснование требований указав, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 года. В соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. На сегодняшний день размер компенсации составляет 445,72 руб. Поскольку данная компенсация длительное время не индексировалась в соответствии с требованиями п. б ст. 71 Конституции РФ, просит суд установить ей с 01.01.2012 размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 1216 руб. 68 коп., взыскать задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, связанной с отсутствием справедливой индексации данной выплаты в размере 66 046 руб. 40 коп. за период с 01.01.1998 по 31.12.2011. В судебное заседание представитель истца Пакелькина Л.В. не явилась, данных об уважительности причин неявки суду не представила, о дате слушания дела извещена надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях требования поддержала, дополнительно пояснив, что Лапинг Л.М. впервые была установлена выплата ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в 1993-1994 гг, в период ее проживания в г. Магадане. Впоследствии истец переехала на постоянное место жительство в г. Кострому, где также являлась получателем данного вида ежемесячной компенсации. При этом, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области не произвел индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 847 «Об индексации в 2004 года размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Кроме того, указала, что с 01.06.2004 индексация данной выплаты должна была производиться в соответствии с коэффициентами определенными Постановлениями Правительства РФ. Однако, ни Управление социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, где истец состояла на учете с 01.11.2009 по 31.05.2010, ни Департамент Смоленской области по социальному развитию не производили данную индексацию. Просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме. Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию иск не признал, пояснив, что из представленных документов усматривается, что спорная компенсация была назначена истцу с 01.01.2000 в г. Кострома. Отделом социальной защиты населения в Промышленном районе г. Смоленска истцу ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров была назначена с момента обращению за ней, то есть с июля 2010 года. Полагает, что Департамент не может отвечать за действия органов социальной защиты других областей и районов, в связи с чем, требования к ним о выплате недополученной суммы компенсации за период с 1998 года по июль 2010 года являются необоснованными. В настоящее время истцу выплачивается компенсация в размере 445,72 руб. Также отметила, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров индексируется путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, ее размер исчисляется в соответствии с Постановлениями Правительства РФ. Таким образом, индексация спорной компенсации иным способом не законодательно предусмотрена. В связи с изложенным, просит суд в иске отказать. Привлеченный к участию в деле в качестве соответчика Департамент социальной поддержки населения администрации Магаданской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в представленном отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело без их участия, в обоснование своей позиции указал, что выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров Лапинг Л.М. производится в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца не имеется, просит суд в иске отказать. Привлеченный к участию в деле в качестве соответчика Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в адресованном суду ходатайстве просил рассмотреть дело без их участия. В представленном отзыве иск не признал, отметив, что выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров истцу производилась ОГКУ «Центр социальных выплат» Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в период с 01.01.2000 по 01.11.2009 в соответствии с действующим на тот период законодательством. При этом, в связи с принятием постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплаты гражданам, подвергшимся вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в июне 2005 года истцу начислена и выплачена доплата к ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 141,94 руб. с период с 29.05.2004 по 31.12.2004. Таким образом, у них не имеется оснований для перерасчета ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, в связи с чем, просит суд в иске отказать. Привлеченное к участию в деле в качестве соответчика Управление социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, прося рассмотреть дело без их участия. В представленных возражениях на исковое заявление указали, что Лапинг Л.М. состояла на учете как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 и являлась получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01.11.2009 по 31.05.2010. В период с 01.11.2009 по 31.12.2009 истцу спорная компенсация выплачивалась в размере, установленном Федеральным законом от 26.04.2004 № 31-ФЗ. В 2010 году произведена ежегодная индексация в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 № 1024. Других оснований для индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров действующим законодательством не предусмотрено. Просит суд в иске отказать. В соответствии с ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца, представителя истца, представителей соответчиков. Выслушав представителя ответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В ходе судебного заседания установлено, что Лапинг Л.М. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, получает денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. Истец в период до 01.01.2000 проживала в г. Магадан, где ей и была впервые назначена выплата компенсации на приобретение продовольственных товаров. Впоследствии, истец переехала жить в г. Кострома, где также являлась получателем указанной компенсации до момента выезда на постоянное место жительство в г. Старый Оскол Белгородской области, то есть до 31.10.2009. С указанного времени Лапинг Л.М. состояла на учете в Управлении социальной защиты населения администрации Старооскольского округа Белгородской области как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 года. Переехав на постоянное место жительство в г. Смоленск, истец стала на учет в Отдел социальной защиты населения в Промышленном районе г. Смоленска, где ей была назначена и выплачивается спорная компенсация. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениям сторон, а также письменными материалами дела: копией удостоверения (л.д. 4); копией справки ОГУ «Центр социальных выплат» от 02.07.2010 № (л.д. 8); копией информации о выплате за 2002-2004 гг. (л.д. 9); копией справки Отдела социальной защиты населения в Промышленном районе г. Смоленска от 28.02.2012 № (л.д. 17); копией справки Управления социальной защиты населения администрации Старооскольского округа Белгородской области от 04.05.2010 (л.д. 18). Истец в обоснование своих требований ссылается на то обстоятельство, что компенсация на приобретение продовольственных товаров, начиная с 1998 года должна быть проиндексирована в соответствии с порядком, закрепленном в законе РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР, а в дальнейшем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 847 «Об индексации в 2004 года размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и издаваемыми позднее аналогичными нормативными актами. Суд не может согласиться с указанным доводом в силу следующего. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (далее - Закон) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС. В соответствии со ст. 15 названного Закона, гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров. Согласно п. 10 ст. 15 Закона в редакции от 24.11.1995 г., действовавшей до 01.01.2001 ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров исчислялась в размере двукратного установленного законом минимального размера оплаты труда и составляла 166,98 рублей. В силу ч. 3 ст. 5 Закона государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации, суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное. Федеральным законом от 12.0.2001 г. № 5-ФЗ в ч. 3 ст. 5 Закона внесены изменения: государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежали в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законом от 07.08.2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ», действовавшим в период с 01 января 2001 года, размер ежемесячной компенсации изменен и установлен в твердой денежной сумме 200 рублей. Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-п переход на новый способ исчисления размеров денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью признан не противоречащим Конституции РФ, в том числе, и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. В соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения в ст. 5 Базового закона, размеры выплат ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежат индексации, это не означает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Законодателем установлено, что ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, их размер исчисляется в соответствии с Постановлениями Правительства РФ. Реализуя указанные полномочия Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 25 мая 2005 года № 326, которым утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Впоследствии Постановлениями Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 847, от 7 мая 2005 года № 292, от 25 апреля 2006 года № 246, от 21 марта 2007 года № 171, от 21 декабря 2007 года № 914, от 17 марта 2008 года №181, от 03 сентября 2008 года №655, от 24 декабря 2008 года № 992, от 07 июля 2009 года № 545, от 16 декабря 2009 года №1024 и от 21 декабря 2010 года № 1079 утверждены Правила индексации в 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 2009, 2010 годах размеров компенсаций, установлены их размеры подлежащие выплате за соответствующий период в твердой денежной сумме. Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации на оздоровление не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы. Как усматривается из материалов дела Лапинг Л.М. получала компенсацию на приобретение продовольственных товаров в следующих размерах: в период до 01.01.2001 г. в размере 166,98 рублей: с 01.01.2001 по 30.04.2004 - 200 руб.; с 01.01.2005 - 244,20 руб.; с 01.01.2006 - 266,18 руб.; с 01.01.2007 - 287,47 руб.; с 01.01.2008 - 467,86 руб.; с 01.01.2009 - 358,94 руб., с 01.01.2010 - 394,83 руб.; с 01.01.2011 - 420,49 руб.; с 01.01.2012 по настоящее время - 445,72 руб. Из материалов дела следует, что в июне 2005 года Лапинг Л.М. была произведена доплата на приобретение продовольственных товаров в размере 141,94 руб. за период с 29.05.2004 по 31.12.2004 в соответствии с вышеназванным Постановлением правительства РФ от 27.12.2004 № 847. Указанные обстоятельства истцом не оспариваются. Таким образом, суммы, фактически выплаченные истице, соответствуют твердым денежным суммам, указанным в вышеназванных Постановлениях Правительства РФ. Кроме того, названные Постановления Правительства РФ свидетельствуют о ежегодной индексации компенсаций и установлении их размера в твердой денежной сумме. В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35, в редакции от 5 апреля 2005 года N 7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем, суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, исходя из базовой суммы, этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной. Указанная судом правовая позиция содержится и в определении Верховного суда Российской Федерации от 11.01.2008 г. № 25-В07-24 по иску К. При таких обстоятельствах, оснований для проведения На основании изложенного, анализируя представленные по делу доказательства, суд находит исковые требования Лапинг Л.М. не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Лапинг Л.М. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию об индексации ежемесячно денежной компенсации отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления его в мотивированной форме. Судья И.В.Селезенева
истцу индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение
продовольственных товаров в соответствии с Законом РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» а в дальнейшем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 847 «Об индексации в 2004 года размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и издаваемыми позднее аналогичными нормативными актами не имеется.