ст.5.27 ч.1 КоАП РФ



Дело №12-307/2010

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

24 ноября 2010 года

Федеральный судья Промышленного районного суда г.Смоленска Селезенева И.В., при секретаре Владимировой Е.С., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» на постановление Государственной инспекции труда в Смоленской области по делу об административном правонарушении № от 11.10.2010,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора труда в Смоленской области (по правовым вопросам) ФИО1 № от 11.10.2010 МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

В своей жалобе заявитель просит указанное постановление отменить ссылаясь на то, что вывод государственного инспектора труда о том, что установление слесарю-сантехнику ФИО2 оклада в размере 2680 руб. является нарушением ч.3 ст.133 ТК РФ - противоречит действующему законодательству, поскольку указанному работнику производилась доплата за дополнительную работу по совмещению обязанностей рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и подсобного рабочего. Данная доплата включалась в минимальный размер оплаты труда. Общий размер заработной платы указанного работника составлял не менее установленного минимального размера оплаты труда.

В судебном заседании представитель заявителя Листратенков В.В. доводы жалобы поддержал.

Представитель государственной инспекции труда в Смоленской области Достовалова Е.Л. с жалобой не согласилась, пояснив суду, что поводом к привлечению МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» к административной ответственности послужили результаты проверки по обращению работника МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» ФИО2 об установлении ему оклада по основной должности слесаря-сантехника ниже минимального размера оплаты труда в размере 2680 руб. В ходе проверки было установлено, что слесарю-сантехнику ФИО2 было разрешено совмещение обязанностей рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и подсобного рабочего по ставке 50% от основного оклада за каждую совмещаемую должность. Однако заработная плата по основному месту работы выплачивалась в размере ниже минимального размера оплаты труда. Инспектор пришел к выводу, что месячная заработная плата ФИО2 полностью выполнившего свои трудовые обязанности и выполнявшего дополнительную работу по совместительству должна была составлять 7010 руб. (4330 руб. + 1340 руб. + 1340 руб.), о чем был составлен акт проверки, и выдано предписание № от 06.10.2010 на имя руководителя МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи», а также составлен протокол об административном правонарушении №. Постановлением № от 11.10.2010 МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ за выявленные нарушения трудового законодательства. С учетом изложенного, считает, что привлечение заявителя к административной ответственности было обснованным и просит в удовлетворении жалобы отказать.

Судья, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении вы-яснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; винов-ность лица в совершении административного правонарушения и пр.

Часть 1 ст.5.27 КоАП РФ, предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда в виде административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч.2 ст.20 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Судом установлено, что постановлением № от 11.10.2010 МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП, за которое ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Из указанного постановления следует, что в государственную инспекцию труда в Смоленской области поступило заявление бывшего работника МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» ФИО2 об установлении ему в период с 07.12.2009 по 23.08.2010 оклада за выполнение обязанностей слесаря-сантехника менее установленного минимального размера оплаты труда, о чем был составлен протокол об административном правонарушении № от 06.10.2010.

Изложенные обстоятельства подтверждаются копией постановления об административном правонарушении, материалом проверки Государственной инспекции труда в Смоленской области по заявлению ФИО2.

Согласно ст.151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Исходя из содержания приведенной нормы права, критериями определения размера указанной доплаты являются содержание и (или) объем дополнительной работы. Содержание определяет характер выполняемой работы (квалифицированная, требующая специальной подготовки и т.п.), что находит отражение в наименовании профессии, специальности, должности и в определении уровня ее сложности (разряды, классы, категории и т.п.). Объем работы определяет ее количество.

Правила привлечения работника наряду с работой, определенной трудовым договором, к выполнению дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) установлены ст.60.2 ТК РФ, в соответствии с которой, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Таким образом, дополнительная работа, поручаемая работнику наряду с работой, определенной трудовым договором, может выполняться им в порядке совмещения профессий (должностей), путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ или в связи с возложением на него обязанностей временно отсутствующего работника.

При этом, в силу абз.3 ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые

обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который, в свою очередь, не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Таким образом, за отработанную месячную норму рабочего времени (при выполнении норм труда (трудовых обязанностей) работник не может получить меньше установленного федеральным законом минимума.

Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации представляет собой низший предел оплаты труда работников и устанавливается Федеральным законом от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", который с 01 января 2009 г. составляет 4330 руб.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (ст.133 ТК РФ).

В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Необходимо отметить, что в действующей редакции статья 129 ТК РФ не содержит указания на то, что в минимальный размер заработной платы не включаются выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда, т.е. не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты.

Согласно ст.131.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы для данного субъекта, который не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, что было отмечено Верховным Судом РФ в Определении от 23.07.2010 № 75-В10-2.

Исходя из положений ст.129, 133 ТК РФ, в случае, если заработная плата работника с учетом его оклада, а также компенсационных, стимулирующих и социальных выплат составит менее минимального размера оплаты труда, на работодателя возлагается обязанность по выплате работнику разницы между заработной платой и действующим минимальным размером оплаты труда, поскольку получение заработной платы в указанном размере является конституционно гарантированным правом работника.

Судом установлено, что постановлением Главы города Смоленска от 15.02.2008 N 61 "Об установлении доплаты к месячной заработной плате работникам муниципальных

учреждений города Смоленска", изданным в соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 31.12.2008 N 777 "Об установлении доплаты к месячной заработной плате работникам областных государственных учреждений", установлена доплата к месячной заработной плате (далее - доплата) отработавшим норму рабочего времени за соответствующий календарный месяц, выполнившим норму труда (трудовые обязанности) работникам муниципальных учреждений города Смоленска, оплата труда которых тарифицируется с первого по седьмой разряд тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений города Смоленска и начисленная заработная плата которых с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами города Смоленска, менее сумм, приведенных в п.1 данного постановления.

Выплата заработной платы с учетом доплаты работникам, указанным в пункте 1 настоящего постановления, обеспечивается за счет средств бюджета города Смоленска, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности соответствующего муниципального учреждения.

Указанное постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 февраля 2008 года.

Решением Смоленского городского Совета от 31.03.2006 N 251 "Об оплате труда работников муниципальных учреждений города Смоленска" для работников муниципальных учреждений города Смоленска установлена тарифная система оплаты труда, включающая в себя тарифные ставки (оклады) по оплате труда и тарифные коэффициенты. Порядок применения тарифной системы оплаты труда определяется постановлением Главы города Смоленска по отраслям бюджетной сферы.

Так, постановлением администрации г.Смоленска от 30.01.2009 №79-адм утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, п.3.1 которого установлено, что заработная плата работника учреждения состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Согласно п.4.1, 4.1.2 данного постановления, к компенсационным выплатам относятся выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в т.ч. доплаты за совмещение профессий (должностей).

Из материалов дела усматривается, что 07.12.2009 на основании приказа № ФИО2 принят на работу слесарем-сантехником в МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» на 1,0 ставку с окладом 2680 руб., о чем между сторонами заключен трудовой договор (контракт) № от 07.12.2009. Кроме того, вышеназванным приказом слесарю-сантехнику ФИО2 разрешено совмещение обязанностей рабочего по комплексному обслуживанию зданий с оплатой труда в размере 50% должностного оклада (1340 руб.) и совмещение обязанностей подсобного рабочего с оплатой труда в размере 50% должностного оклада (1340 руб.).

Анализируя представленные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению, что МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» был соблюден порядок привлечения работника к выполнению дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату, размер которой согласован сторонами, о чем свидетельствует подпись работника в ознакомлении с приказом № от 07.12.2009.

Должностной оклад слесаря-сантехника ФИО2, установленный п.11 трудового договора от 07.12.2009 размере 2680 руб., менее минимального размера оплаты труда, установленного ФЗ 19.06.2000 г. N 82-ФЗ, вместе с тем, с учетом возложенных на него дополнительных обязанностей, ежемесячная оплата его труда в среднем составляла 5 360 руб.

Таким образом, совокупный размер месячной заработной платы ФИО2 в оспариваемый период превышал установленный с 01.01.2009 минимальный размер оплаты труда в 4330 руб., составляя фактически суммы в размерах величин прожиточного минимума трудоспособного населения по Смоленской области, что подтверждается представленными суду расчетными листками (л.д.18-20).

Указывая МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» на необходимость установления ФИО2 должностного оклада в размере минимального размера оплаты труда в сумме 4330 руб., государственный инспектор труда не учел того обстоятельства, что должностной оклад является одним из элементов системы оплаты труда, наряду с выплатами компенсационного и стимулирующего характера, а также иными доплатами, предусмотренными у данного работодателя.

Из представленных в материалах проверки копий платежных ведомостей усматривается, что ФИО2 ежемесячно выплачивались надбавки к заработной плате, которые по сути, являются компенсационными выплатами в контексте ст.129, 133 ТК РФ и постановления Главы города Смоленска от 15.02.2008 N 61.

Учитывая изложенное, суд приходит к убеждению об отсутствии в действиях МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

В силу п.1 ст.24.5 производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Следовательно, постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Смоленской области ФИО1 № от 11.10.2010 о привлечении МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.

Руководствуясь ст.ст.30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Жалобу МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» удовлетворить.

Постановление Государственной инспекции труда в Смоленской области № от 11.10.2010 по делу об административном правонарушении в отношении МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» прекратить.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.

Судья И.В.Селезенева