Дело № 12-105/2011 РЕШЕНИЕ по делу об административном правонарушении 29 апреля 2011 года Судья Промышленного районного суда города Смоленска Туникене М.В., при секретаре Лазареве М.Е., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении исполняющего обязанности начальника госпиталя ОГУЗ «Смоленский областной клинический госпиталь для ветеранов войн» Шлягер Е.В. по ст.9.11 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Должностное лицо, исполняющая обязанности начальника госпиталя ОГУЗ «Смоленский областной клинический госпиталь для ветеранов войн» Шлягер Е. В., обратилась в суд с жалобой на постановление начальника отдела по надзору за электроустановками и сетями потребителей Управления Ростехнадзора по Смоленской области от 08.02.2011г., которым она привлечена к административной ответственности по ст.9.11 КоАП РФ. Считает постановление незаконным, поскольку Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок не распространяются на ОГУЗ «Смоленский областной клинический госпиталь для ветеранов войн», так как электрохозяйство госпиталя согласно проектной документации имеет напряжение 380 В, кроме того, в госпитале вообще отсутствуют электроустановки. Просит суд отменить указанное постановление по делу об административном правонарушении. В судебном заседании Шлягер Е.В. и ее представитель Глушко С.Н. поддержали жалобу. Представитель Управления Ростехнадзора по Смоленской области Стрелова А.Е. полагает жалобу необоснованной, а постановление в отношении Шлягер законным, просит в удовлетворении жалобы отказать. Суд, заслушав доводы заявителя и ее представителя, возражения представителя Управления Ростехнадзора, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим убеждениям. Статья 9.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Из материалов дела усматривается, что в период с 24.01.2011 по 26.01.2011г. государственными инспекторами Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проводилась плановая выездная проверка соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, тепловых и электрических энергоустановок и сетей в отношении ОГУЗ «Смоленский областной клинический госпиталь для ветеранов войн», по результатам которой выявлены нарушения Федеральных законов от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные Акты Российской Федерации» и от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». 26.01.2011г. составлен акт и протокол об административном правонарушении в отношении исполняющего обязанности начальника госпиталя ОГУЗ «Смоленский областной клинический госпиталь для ветеранов войн» Шлягер Е. В., из которого усматривается, что последней не осуществляется контроль за соблюдением правил пользования электрической и тепловой энергией, правил устройства и эксплуатации электроустановок, а именно: занимаемая должность ответственного за электрохозяйство не соответствует требованиям Правил, не назначен заместитель ответственного за электрохозяйство, работы в действующих электроустановках не регистрируются в журнале учета работ по нарядам и распоряжениям. Электротехнический и командированный персонал допускается к работе с нарушениями действующих Правил, не представлена в полном объеме оперативно-техническая документация, а именно: перечень технической документации, утвержденный техническим руководителем, не оформлены оперативный журнал, журнал учета работ по нарядам и распоряжениям, не представлены однолинейные схемы электроснабжения, сроки не пересмотрены, годовые графики ремонтов, ППР-не оформлены, не составлен график осмотров осветительной части и чистки светильников, не проводится техническое освидетельствование электрооборудования эксплуатируемого по истечении установленного НТД сроком службы, не проводятся замеры показателей качества электроэнергии, открытые токоведущие части розетки доступны для прикосновения неквалифицированного персонала, не предусмотрено индивидуальное отсоединение проводников, отсутствует защитное заземление, наличие незадействованного и отключенного электрооборудования в помещении пищеблока на 2 этаже и др. В адрес ОГУЗ «Смоленский областной клинический госпиталь для ветеранов войн» 26.01.2011г. внесено предписание об устранении в срок до 01.03.2011г. и 26.04.2011г. выявленных нарушений вышеуказанных Федеральных законов и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок. Распоряжением Администрации Смоленской области от 19.05.2010г. № на Шлягер Е.В. с 20.05.2010г. временно до назначения на должность основного работника возложено исполнение обязанностей начальника ОГУЗ «Смоленский областной клинический госпиталь для ветеранов войн». Постановлением государственного инспектора отдела по надзору за электроустановками и сетями потребителей Управления Ростехнадзора по Смоленской области от 08.02.2011г. исполняющая обязанности начальника госпиталя ОГУЗ «Смоленский областной клинический госпиталь для ветеранов войн» Шлягер Е. В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 1 000 рублей. Не признавая себя виновной, Шлягер указала, что Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок не распространяются на ОГУЗ «Смоленский областной клинический госпиталь для ветеранов войн», поскольку электрохозяйство госпиталя согласно проектной документации имеет напряжение 380 В, кроме того, в госпитале вообще отсутствуют электроустановки. Указанные доводы суд признает несостоятельными в силу следующего. В соответствии с пунктом 1.1.2. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. N 115 Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее - Потребители). Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно. Правила не распространяются на электроустановки электрических станций, блок-станций, предприятий электрических и тепловых сетей, эксплуатируемых в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей. Таким образом, указанные Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и независимо от напряжения эксплуатируемых электроустановок. Доводы заявителя о том, что в ОГУЗ «Смоленский областной клинический госпиталь для ветеранов войн» отсутствуют электроустановки, судом не принимаются по следующим основаниям. В соответствии с вышеуказанными Правилами, электроустановкой является совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации. передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии. Таким образом, все электрооборудование, вводные и распределительные щиты, питающие, распределительные и групповые сети, установочные аппараты и осветительные устройства и т.п. являются электроустановками электроснабжения здания, в котором расположено юридическое лицо ОГУЗ «Смоленский областной клинический госпиталь для ветеранов войн». В судебном заседании нашли свое подтверждение выявленные в ходе проверки и отраженные в акте от 26.01.2011г. нарушения ОГУЗ «Смоленский областной клинический госпиталь для ветеранов войн» законодательства Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Так, в силу п.1.2.1. Правил эксплуатацию электроустановок Потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал. В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у Потребителей создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией. Потребитель обязан обеспечить: содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее - НТД); своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования; подбор электротехнического и электротехнологического персонала, периодические медицинские осмотры работников, проведение инструктажей по безопасности труда, пожарной безопасности; обучение и проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала; надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок; охрану труда электротехнического и электротехнологического персонала; охрану окружающей среды при эксплуатации электроустановок; учет, анализ и расследование нарушений в работе электроустановок, несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электроустановок, и принятие мер по устранению причин их возникновения; представление сообщений в органы госэнергонадзора об авариях, смертельных, тяжелых и групповых несчастных случаях, связанных с эксплуатацией электроустановок; разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала; укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом; учет, рациональное расходование электрической энергии и проведение мероприятий по энергосбережению; проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии; выполнение предписаний органов государственного энергетического надзора (п.1.2.2 Правил). Согласно п.1.7.2 Правил устройство электроустановок должно соответствовать требованиям правил устройства электроустановок, строительных норм и правил, государственных стандартов, правил безопасности труда и другой нормативно-технической документации. Организация эксплуатации и ремонта электроустановок должна соответствовать требованиям настоящих Правил, государственных стандартов, правил безопасности при эксплуатации электроустановок и других нормативных актов по охране труда и технике безопасности. Руководитель Потребителя обязан обеспечить безопасные условия труда работников в соответствии с законодательством Российской Федерации ( пункт 1.7.1 Правил). Ссылка заявителя на п.1.2.4 Правил, в соответствии с которым ответственный за электрохозяйство не назначается у потребителей, не занимающихся производственной деятельностью, электрохозяйство которых включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительные установки, переносное электрооборудование номинальным напряжением не выше 380 В, не может быть принята судом во внимание, поскольку согласно проектной документации ОГУЗ электроустановки госпиталя содержат не только вводное (вводно-распределительное) устройство, но и другие распределительные устройства-силовые щиты, щиты освещения и пр. Оценив все доказательства в совокупности, судья приходит к убеждению, что в действиях Шлягер Е.В. усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.11 КоАП РФ, поскольку Шлягер Е.В., являясь и.о. начальника госпиталя ОГУЗ «Смоленский областной клинический госпиталь для ветеранов войн», т.е. должностным лицом, в обязанности которого согласно должностной инструкции входит осуществление руководства деятельностью госпиталя и организация его работы, в том числе контроль за деятельностью всех служб госпиталя и подчиненного персонала и руководство работой по охране труда и технике безопасности во всех подразделениях госпиталя, не приняла достаточных и своевременных мер к осуществлению контроля за соблюдением правил пользования электрической и тепловой энергией, правил устройства и эксплуатации электроустановок, что является административным правонарушением. Малозначительности в действиях должностного лица Шлягер Е.В. суд не усматривает. Наложенное наказание не превышает размера, предусмотренного санкцией указанной статьи КоАП РФ. Таким образом, привлечение Шлягер Е.В. к административной ответственности по указанным фактам правонарушения законно и обоснованно. Нарушений процессуальных требований законодательства при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Шлягер, влекущих отмену постановления по делу, не установлено. Факт привлечения к административной ответственности за аналогичные нарушения юридического лица ОГУЗ «Смоленский областной клинический госпиталь для ветеранов войн» не противоречит нормам административного законодательства. На основании изложенного, постановление начальника отдела по надзору за электроустановками и сетями потребителей Управления Ростехнадзора по Смоленской области от 08.02.2011г. является законным и обоснованным, а жалоба Шлягер Е.В. удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником отдела по надзору за электроустановками и сетями потребителей Управления Ростехнадзора по Смоленской области 08.02.2011г., оставить без изменения, а жалобу Шлягер Е.В. - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней. Судья М.В. Туникене