дело №12-460 / 2011 Р Е Ш Е Н И Е по делу об административном правонарушении 06 декабря 2011 года Федеральный судья Промышленного районного суда г.Смоленска Селезенева И.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Богданова В.И., ДД.ММ.ГГГГг.рожд., уроженца <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>, работающего начальником ОГКУВ «Смоленская областная станция по борьбе с болезнями животных», по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: Постановлением Государственного инспектора г.Смоленска по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ Богданов В.И. привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 руб. Богданов В.И. просит отменить указанное постановление ссылаясь на то, что выявленные государственным инспектором в ходе проверки нарушения Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 и требований СНиП 21-01-97 в настоящее время устранены, поскольку эвакуационные пути освобождены и обеспечивают свободный доступ для прохода в случае возникновения пожара; на 1-м и 2-м этажах здания организации имеются эвакуационные выходы на случай возникновения пожара, а также разъемные решетки и окна; производится замена пожароопасных материалов, использованных для отделки стен, потолков и пола. Также, обращает внимание суда на то, что должность начальника данной организации он исполняет с 01.07.2011. Выявленные нарушения не повлекли наступление тяжких последствий. В судебном заседании Богданов В.И. и его представитель Бузган М.И. жалобу поддержали, подтвердив вышеизложенные обстоятельства. Представитель ОНД г.Смоленска ГУ Министерства РФ по делам ГО и ЧС по Смоленской области, Красовский М.Г., жалобу не признал и пояснил суду, что 09.09.2011 в ходе проведения плановой проверки в помещениях ОГКУВ «Смоленская областная станция по борьбе с болезнями животных» были выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) и СНиП 21-01-97*, а именно: 1) на 1-м этаже на путях эвакуации складируется горючий материал; 2) двери эвакуационного выхода запираются на замок не обеспечивающий людям находящимся внутри здания возможность свободного открывания двери без ключа; 3) для отделки стен и потолков на путях эвакуации применяются горючие материалы; 4) для отделки пола на путях эвакуации применен материал с неисследованными показателями пожарной опасности (линолеум), о чем был составлен протокол об административном правонарушении №, копия которого была вручена заявителю в день составления ДД.ММ.ГГГГ. Выявленные нарушения являются существенными, поскольку в случае возникновения пожара могут привести к гибели людей и причинению значительного материального ущерба. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановлении о наложении на заявителя административного взыскания в виде штрафа в размере 15 000 руб., а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Считает, что Богданов В.И. привлечен к административной ответственности обоснованно и просит в удовлетворении жалобы отказать. Судья, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам. Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ около 11 час 30 мин, государственным инспектором г.Смоленска по пожарному надзору Красовским М.Г. в ходе проведения плановой проверки в помещениях ОГКУВ «Смоленская областная станция по борьбе с болезнями животных» по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) и СНиП 21-01-97*, а именно: 1) на 1-м этаже на путях эвакуации складируется горючий материал; 2) двери эвакуационного выхода запираются на замок не обеспечивающий людям находящимся внутри здания возможность свободного открывания двери без ключа; 3) для отделки стен и потолков на путях эвакуации применяются горючие материалы; 4) для отделки пола на путях эвакуации применен материал с неисследованными показателями пожарной опасности (линолеум), о чем составлен протокол № об административном правонарушении в области пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Государственного инспектора по пожарному надзору г.Смоленска № от ДД.ММ.ГГГГ Богданов В.И., как руководитель ОГКУВ «Смоленская областная станция по борьбе с болезнями животных» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 руб. Кроме того, пожарным инспектором вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ на имя руководителя ОГКУВ «Смоленская областная станция по борьбе с болезнями животных» Богданова В.И. об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Часть 4 ст.20.4 КоАП РФ, предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей. Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (ст.1). Должностные лица органов государственного пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право выдавать организациям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности (ст.6). Согласно ч.1 ст.38 Закона от 21.12.1994 №69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. В силу п.10 названных Правил, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Согласно п.53 Правил, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов. Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа (п.52) Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной безопасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними (п.12). В соответствии с п.6.25 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2,Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе; Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе. В помещениях класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1. Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов. В судебном заседании заявитель и его представитель не оспаривали, что выявленные государственным инспектором по пожарному надзору нарушения требований пожарной безопасности имели место, однако в настоящее время они практически устранены, и, кроме того, данные нарушения не повлекли причинение вреда либо каких-либо иных негативных последствий, что свидетельствует о том, что совершенное деяние не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, т.е. является малозначительным. Изучив представленные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к следующим выводам. Частью 1 ст.28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл.23 КоАП РФ, в пределах своей компетенции. Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на эти органы федеральным законодательством (ч.4 ст.28.3 КоАП РФ). Положения приведенных норм свидетельствуют о том, что для определения полномочий должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), на составление протоколов об административных правонарушениях согласно ч.1 ст.28.3 КоАП РФ, необходимо выяснить, к компетенции какого органа отнесено рассмотрение соответствующего дела об административных правонарушениях, а затем выяснить, включены ли такие должностные лица в установленный этим органом перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. В ч.1 ст.23.34 КоАП РФ определено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.4 данного Кодекса, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный пожарный надзор. В силу ст.6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с последующими изменениями и дополнениями) к органам государственного пожарного надзора относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, а также иные структурные подразделения, указанные в данной статье. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по надзору и контролю в сфере обеспечения пожарной безопасности является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п.1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868). Руководители соответствующих органов государственного пожарного надзора по должности одновременно являются: главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; главными государственными инспекторами специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору. Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и их прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяется Правительством Российской Федерации. В соответствии с Положение о Государственном пожарном надзоре, утв.Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 820, государственным инспекторам городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору предоставлены полномочия на осуществление государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами. В рамках осуществления указанной деятельности эти лица уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Частью 2 ст.23.34 КоАП РФ предусмотрено, что государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, осуществляющих государственный пожарный надзор. В силу ч.3 данной статьи указанные лица вправе рассматривать только те дела об административных правонарушениях, которые совершены гражданами и должностными лицами. Приказом МЧС России от 6 февраля 2006 г. N 68 утвержден Перечень должностных лиц органов государственного пожарного надзора, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, из которого следует, что государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.4 КоАП РФ. Учитывая изложенное и принимая во внимание положения ч.1,4 ст.28.3 КоАП РФ в их системном истолковании, государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, а равно, назначать административное наказание от имени органов, осуществляющих государственный пожарный надзор. Пунктом 4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть принято решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий рассмотрении дела. Таким образом, из приведенной нормы следует, что не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено в связи с выявлением в процессе рассмотрения дела существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, допущенных при его вынесении, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Из материалов дела усматривается, что протокол № об административном правонарушении в области противопожарной безопасности и постановление № о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности вынесены государственным инспектором г.Смоленска по пожарному надзору Красовским М.Г., т.е. один и тем же должностным лицом. Вместе с тем, по убеждению суда, рассмотрение одним и тем же должностным лицом органа государственного пожарного надзора вопроса о составлении протокола об административном правонарушении и вопроса о привлечении лица к административной ответственности за выявленные нарушения требований пожарной безопасности не позволяет обеспечить соблюдение принципов законности, объективности и беспристрастности при рассмотрении вопроса о привлечении лица к административной ответственности. Данное нарушение процессуальных требований, по мнению суда, является существенным. На основании изложенного, в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ постановление Государственного инспектора по пожарному надзору г.Смоленска № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Богданова В.И. подлежит отмене, а дело - возвращению ГУ Министерства РФ по делам ГО и ЧС по Смоленской области. Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек, при новом рассмотрении дела должностным лицам органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, надлежит устранить выявленное существенное нарушение процессуальных требований и вынести постановление с учетом требований закона. Руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л : Постановление Государственного инспектора по пожарному надзору г.Смоленска № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Богданова В.И. к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ отменить. Материалы об административном правонарушении в отношении Богданова В.И. возвратить ГУ Министерства РФ по делам ГО и ЧС по Смоленской области на новое рассмотрение. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный райсуд в течение 10 дней. Судья И.В.Селезенева