Дело № 12-302/2012 Р Е Ш Е Н И Е по делу об административном правонарушении 24 августа 2012 года Федеральный судья Промышленного районного суда г.Смоленска Родионов В.А., при секретаре Королевой Ю.Л., рассмотрев жалобу Коваленко Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: 308002, <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>, работающего директором Смоленского филиала открытого акционерного общества междугородней и международной электрической связи «<данные изъяты>» (далее по тексту - Смоленский филиал ОАО «<данные изъяты>»), на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ст.<данные изъяты> КоАП РФ, у с т а н о в и л: Коваленко Н.В. обратился в суд с жалобой на постановление № о назначении административного наказания, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника отдела по надзору за электрическими станциями, гидротехническими сооружениями и распределительными сетями по Смоленской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Давыденковым С.В., указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора) от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена плановая проверка юридического лица - ОАО «<данные изъяты> Указанное распоряжение с уведомлением было направлено в филиал ОАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, 125993, а также в Смоленский филиал ОАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>. В указанные адреса были направлены также уведомление о необходимости явки для ознакомления с результатами проверки и составления протокола об административном правонарушении. Вместе с тем, согласно учредительным документам, ОАО «<данные изъяты>» зарегистрировано по адресу: <адрес>. Таким образом, в нарушение п. 12 ст. 9, ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» само юридическое лицо (ОАО «<данные изъяты>») не было надлежащим образом уведомлено о начале проверки, о результатах проверки. Соответственно при проведении настоящей проверки руководитель или уполномоченный представитель юридического лица отсутствовал. Считает, что материалы по результатам проверки, проведенной с грубыми нарушениями, не могут являться надлежащим доказательством его вины в совершении вмененного правонарушения. Кроме того, за инкриминируемые ему нарушения к административной ответственности был привлечён главный энергетик Смоленского филиала ОАО «<данные изъяты>» ФИО 2 Полагает, что за одни и те же нарушения не могут нести ответственности одновременно два лица. В судебном заседании защитник Коваленко Н.В. - Андронов В.П. доводы жалобы поддержал, просил отменить оспариваемое постановление, производство по делу прекратить. Дополнил, что решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление Управления о привлечении по результатам вышеуказанной проверки ОАО «<данные изъяты>» к административной ответственности признано незаконным и отменено в связи с нарушением порядка применения административного взыскания. Представитель Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Давыденков С.В. факт неуведомления о проведении проверки по месту нахождения юридического лица (<адрес>) не оспаривал, но считает, что юридическое лицо о проведении проверки было извещено надлежащим образом, что подтверждается решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № №. Вместе с тем полагает, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Заслушав объяснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, пояснения представителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, суд приходит к следующему. Согласно ч.1 ст. 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжений Центрального управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № С-№, от ДД.ММ.ГГГГ № №пр, от ДД.ММ.ГГГГ № №-пр проведена комплексная плановая выездная проверка Смоленского филиала открытого акционерного общества междугородней и международной электрической связи «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. по результатам проверки Смоленского филиала открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «<данные изъяты>» (сокращенное наименование - ОАО «<данные изъяты>»), проведенной сотрудниками Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составлен акт проверки № в котором отражено, что Смоленским филиалом Общества не соблюдаются требования промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (электроустановок), в том числе выявлены следующие нарушения: - не установлены конкретные сроки испытаний и измерений электрооборудования, чем нарушен пункт 3.6.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - не проведены периодические испытания и измерения электрооборудования (последние - январь 2009), чем нарушено приложение 3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - отсутствует утвержденный перечень работ в электроустановках, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, чем нарушен пункт 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6, и пункт 2.4.1 Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, ПОТ РМ-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00, утвержденных Постановлением Минтруда России от 05.01.2001 № 3 и Приказом Минэнерго России от 27.12.2000 № 163; - не оформляются инструктажи по электробезопасности с командированным персоналом, чем нарушена глава 12 Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, ПОТ РМ-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00, утвержденных Постановлением Минтруда России от 05.01.2001 № 3 и Приказом Минэнерго России от 27.12.2000 № 163; - отсутствует график аттестации специалистов предприятия, организующих безопасную эксплуатацию электроустановок и эксплуатирующих электроустановки, не проводится аттестация персонала, чем нарушен пункт 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6, и Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе Ростехнадзора, утвержденного приказом Федеральной службы Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37; - в журнале учета работ по нарядам и распоряжениям отсутствуют подписи работников, получивших целевые инструктажи (запись № 2, запись № 4), чем нарушено приложение 5 Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, ПОТ РМ-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00, утвержденных Постановлением Минтруда России от 05.01.2001 № 3, пункт 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6, пункт 1.3.9 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 261; - не представлен перечень средств защиты, чем нарушен пункт 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - не разработан график осмотров заземляющих устройств, в том числе и со вскрытием грунта. Решением технического руководителя предприятия не определены участки вскрытия грунта для определения состояния заземляющих устройств, чем нарушен пункт 2.7.10 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - не проводился контроль замеров показателей качества электрической энергии, чем нарушен пункт 1.2.6 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - не обозначены положения «Вкл.» и «Откл.» на рукоятках приводов коммутационных аппаратов щитовой ОПТ-38, чем нарушен пункт 2.2.14 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - отходящие от РУ-0,4кВ ТП-182 кабели не защищены от механических повреждений (ЛТЦ-001 п. Гусино), чем нарушен пункт 2.3.15 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - не разработаны эксплуатационные (производственные) инструкции для электродвигателей, освещения, в аккумуляторных, чем нарушен пункт 1.8.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - в инструкции аккумуляторщика не указан порядок включения и выключения вентиляции, чем нарушен пункт 2.10.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - не предъявлены перечни защитных средств для укомплектования электроустановок, не назначен ответственный за осмотр защитных средств, чем нарушена Инструкция по применению и испытанию средств защиты; - не назначен ответственный за осмотр защитных средств, чем нарушена Инструкция по применению и испытанию средств защиты; - не предъявлены протоколы испытаний линии наружного освещения (ЛТЦ-16 д. Сверчково), чем нарушено приложение 3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - не предъявлен паспорт на ВЛ-0,4кВ. наружного освещения (ЛТЦ-16 д. Сверчково), чем нарушен пункт 1.8.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - электроустановки не укомплектованы испытанными, готовыми к применению защитными средствами УНН-0,4кВ, чем нарушен пункт 1.1.4 Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, ПОТ РМ-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00, утвержденных Постановлением Минтруда России от 05.01.2001 № 3 и Приказом Минэнерго России от 27.12.2000 № 163; - не проводится периодический осмотр (не реже 1р в 6 мес.) защиты, с записью результатов осмотра в журнале, чем нарушена Инструкция по применению и испытанию средств защиты, утвержденная Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 261; - не оформлен перечень технической документации, утвержденный техническим руководителем (ЛТЦ-001, ЛТЦ-016), чем нарушены пункты 1.8.1, 18.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - не установлен руководителем порядок хранения документации, чем нарушен пункт 1.8.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - не предъявлены протоколы замеров петли «фаза-нуль» (ЛТЦ-016), чем нарушены пункты 1.8.1, 18.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - не предъявлены протоколы замеров изоляции сети освещения РУ-0,4кВ ТП-1, 2 (ЛТЦ-016), чем нарушено приложение 3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - не пересмотрены схемы электроснабжения 1 раз в 2 года ЛТЦ-016, чем нарушен пункт 1.8.5 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - не составлен график и не проводятся визуальные осмотры видимой части заземляющих устройств (1раз в 6 месяцев) с оформлением результатов в паспорте заземляющего устройства, чем нарушен пункт 2.7.9 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - не предъявлена документация по молниезащите зданий, где имеются взрывоопасные помещения (аккумуляторные), чем нарушен пункт 3.44 5 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - не заведены паспорта на взрывозащищенное электрооборудование (электродвигатели вентиляторов освещения аккумуляторных), чем нарушен пункт 3.4.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - не проводится периодический осмотр электрооборудования во взрывоопасных зонах (не реже 1 раза в 3 месяца) с занесением результатов в журнал, чем нарушен пункт 3.4.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - не предъявлен перечень работ выполняемых в порядке текущей эксплуатации на взрывозащищенном электрооборудовании, чем нарушен пункт 3.4.53 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6. На основании вышеприведённого акта выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 6.1-0873пл-П/0049-2012. Одновременно по результатам проверки в отношении директора Смоленский филиал ОАО «<данные изъяты>» Коваленко Н.В. за совершение выше указанных нарушений составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ года № № об административном правонарушении, предусмотренном статьёй <данные изъяты> КоАП РФ (л.д. 122). На основании протокола об административном правонарушении Центральным управлением Федеральной службы по экономическому, технологическому и атомному надзору вынесено постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому Коваленко Н.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьёй <данные изъяты> КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 127). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (<данные изъяты> КоАП РФ). Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ). В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Оспаривая постановление по делу об административном правонарушении, Коваленко Н.В. указывает на то, что проверка юридического лица проведена с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», выразившиеся в ненадлежащем извещении юридического лица о проведении самой проверки, что в силу статьи 20 названного Федерального закона относится к грубым нарушениям и является основанием для признания результатов такой проверки незаконными. Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора). Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. В соответствии с частью 11 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона. Частью 12 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Поскольку законодатель употребляет в указанной норме формулировку «в течение трех рабочих дней», а не «за три рабочих дня», то днём уведомления можно считать любой из дней, входящих в установленный пунктом 12 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ срок. В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Статьей 15 Федерального закона № 294-ФЗ установлен перечень действий, которые должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять при проведении проверки. Пункт 2 статьи 15 названного Закона не позволяет осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами (статья 55 Гражданского кодекса Российской Федерации). Они не обладают самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса создавшего их юридического лица. Правоспособность филиала и представительства производна от правоспособности юридического лица, ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о филиале или представительстве, на основании которого последние и действуют. Соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п. В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Местом нахождения открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «<данные изъяты> является <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, данными п. 1.3 ст. 1 Устава Общества. Уведомление о проведении плановой выездной проверки в отношении филиала ОАО «<данные изъяты>» были направлены по адресу Макрорегионального филиала «Центр» открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «<данные изъяты>» - <адрес>, стр. 2, а также в адрес Смоленского филиала Общества - <адрес> <адрес>, что подтверждается копией уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, данными журнала регистрации исходящих сообщений (л.д. 89-97). По месту нахождения ОАО «<данные изъяты>» (в <адрес>) уведомление о проведении проверки не направлялось ни почтовым отправлением с уведомлением о вручении, ни иным доступным способом. Кроме того, что распоряжение о проведении проверки, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ, было получено Смоленским филиалом по факсу ДД.ММ.ГГГГ, копия данного распоряжения была вручена ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение трёх рабочих дней до проведения проверки, лично директору Смоленского филиала ОАО «<данные изъяты>» Коваленко Н.В., что подтверждается его распиской (л.д. 89). Генеральной доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «<данные изъяты>», директор Смоленского филиала ОАО «<данные изъяты>» Коваленко Н.В. наделен полномочиями по представлению интересов ОАО «<данные изъяты>» в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и его территориальных органах при проведении проверок (пункт 12 доверенности), а также получению любых документов, адресованных обществу (л.д. 133, 135 на обороте). Следовательно, в рамках делегированных полномочий директор Смоленского филиала является законным представителем юридического лица. Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ сведения о включении ОАО «<данные изъяты> в план проведения проверки на 2012 год размещены на официальном сайте Генеральной прокуратуры в сети Интернет. Исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что в функции указанного подразделений ОАО «<данные изъяты> в соответствии с законом входит представление интересов юридического лица вне места его нахождения, проверка проведена при наличии предварительного уведомления полномочного представителя юридического лица о проведении плановой проверки в отношении филиала общества и в присутствии уполномоченного представителя юридического лица - директора Смоленского филиала ОАО «<данные изъяты>» Коваленко Н.В. Поскольку проверка была проведена в соответствии с действующим законодательством, нарушений при её проведении допущено не было, то документы, составленные по результатам проверки, являются допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении. Кроме того, в судебном заседании защитник Коваленко Н.В. оспаривал постановление по делу об административном правонарушении по существу самого правонарушения, ссылаясь на то, что за выявленные нарушения должен нести ответственность не директор филиала, а главный энергетик, который является в филиале ответственным за электрохозяйство. Коваленко Н.В. как директор филиала может нести ответственность только за не установление конкретных сроков испытаний и измерений электрооборудования; отсутствие графика аттестации специалистов предприятия, организующих безопасную эксплуатацию электроустановок и эксплуатирующих электроустановки, не установления порядка хранения документации, связанной с эксплуатацией электроустановок. Представитель Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Давыденков С.В. в судебном заседании не оспаривал того, что ответственность директора и главного энергетика (ответственного за электрохозяйство) за выявленные нарушения должна быть разграничена. Согласно протоколу и постановлению по делу об административном правонарушении Коваленко Н.В. вменяется в вину нарушение Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6, а также Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, ПОТ РМ-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00, утвержденных Постановлением Минтруда России от 05.01.2001 № 3 и Приказом Минэнерго России от 27.12.2000 № 163. В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В соответствии с пунктом 1.2.3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя (кроме граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации (далее - ответственный за электрохозяйство) и его заместителя. Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов Потребителя. При наличии у Потребителя должности главного энергетика обязанности ответственного за электрохозяйство, как правило, возлагаются на него. Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № ответственным за электрохозяйство Смоленского филиала ОАО «<данные изъяты> назначен главный энергетик ФИО 2, а его заместителем ФИО3 В силу п. 1.2.6 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей ответственный за электрохозяйство обязан: организовать разработку и ведение необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок; организовать обучение, инструктирование, проверку знаний и допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала; организовать безопасное проведение всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием командированного персонала; обеспечить своевременное и качественное выполнение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний электроустановок; организовать проведение расчетов потребности Потребителя в электрической энергии и осуществлять контроль за ее расходованием; участвовать в разработке и внедрении мероприятий по рациональному потреблению электрической энергии; контролировать наличие, своевременность проверок и испытаний средств защиты в электроустановках, средств пожаротушения и инструмента; обеспечить установленный порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электроустановок; организовать оперативное обслуживание электроустановок и ликвидацию аварийных ситуаций; обеспечить проверку соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным с отметкой на них о проверке (не реже 1 раза в 2 года); пересмотр инструкций и схем (не реже 1 раза в 3 года); контроль замеров показателей качества электрической энергии (не реже 1 раза в 2 года); повышение квалификации электротехнического персонала (не реже 1 раза в 5 лет); контролировать правильность допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранной зоне линий электропередачи. В соответствии с п. 1.2.9, 1.2.10 за нарушения в работе электроустановок персональную ответственность несут руководитель Потребителя и ответственные за электрохозяйство - за невыполнение требований, предусмотренных Правилами и должностными инструкциями. Нарушение настоящих Правил влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством. Согласно 1.1.5 "ПОТ Р М-016-2001. РД 153-34.0-03.150-00. Межотраслевые Правила по охране труда (Правила безопасности) при эксплуатации электроустановок" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 N 3, Приказом Минэнерго РФ от 27.12.2000 N 163) в организациях должен осуществляться контроль за соблюдением настоящих Правил, требований инструкций по охране труда, контроль за проведением инструктажей. Ответственность за состояние охраны труда в организации несет работодатель, который имеет право передать свои права и функции по этому вопросу руководящему работнику организации распорядительным документом. Из объяснений защитника и представителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следует, что в смоленском филиале ОАО «Ростелеком» назначен работник, ответственный за охрану труда. Таким образом, проанализировав вышеуказанные нормативные акты, суд находит, что Коваленко Н.В. как директор филиала может быть привлечён к ответственности только за следующие нарушения: - не установлены конкретные сроки испытаний и измерений электрооборудования, чем нарушен пункт 3.6.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, который возлагает на руководителя Потребителя определять конкретные сроки испытаний и измерений параметров электрооборудования электроустановок при капитальном ремонте, при текущем ремонте и при межремонтных испытаниях и измерениях; - отсутствует график аттестации специалистов предприятия, организующих безопасную эксплуатацию электроустановок и эксплуатирующих электроустановки, не проводится аттестация персонала, чем нарушен пункт 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6, и Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе Ростехнадзора, утвержденного приказом Федеральной службы Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37. В силу пункта 19 названного Положения аттестация специалистов по вопросам безопасности в организациях осуществляется по графику, утверждаемому руководителем организации; - не установлен руководителем порядок хранения документации, чем нарушен пункт 1.8.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, которым установление порядка хранения документации возлагается на руководителя Потребителя. В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу, признал те обстоятельства, что на момент проведения проверки в филиале отсутствовала разработанная документация по установлению сроков испытаний и измерений электрооборудования, отсутствовал график аттестации специалистов и документально не был установлен порядок хранения документации, связанной с эксплуатацией электроустановок. За остальные нарушения ответственными при наличии их вины могут являться главный энергетик филиала, являющийся ответственным за электрохозяйство, или лицо, назначенное ответственным по охране труда. При таких обстоятельствах из объема вмененных Коваленко Н.В. нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении, подлежат исключению указания на следующие нарушения: - не проведены периодические испытания и измерения электрооборудования (последние - январь 2009), - отсутствует утвержденный перечень работ в электроустановках, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, - не оформляются инструктажи по электробезопасности с командированным персоналом, - в журнале учета работ по нарядам и распоряжениям отсутствуют подписи работников, получивших целевые инструктажи (запись № 2, запись № 4), - не представлен перечень средств защиты, - не разработан график осмотров заземляющих устройств, в том числе и со вскрытием грунта. Решением технического руководителя предприятия не определены участки вскрытия грунта для определения состояния заземляющих устройств, - не проводился контроль замеров показателей качества электрической энергии, - не обозначены положения «Вкл.» и «Откл.» на рукоятках приводов коммутационных аппаратов щитовой ОПТ-38, - отходящие от РУ-0,4кВ ТП-182 кабели не защищены от механических повреждений (ЛТЦ-001 <адрес>), - не разработаны эксплуатационные (производственные) инструкции для электродвигателей, освещения, в аккумуляторных, - в инструкции аккумуляторщика не указан порядок включения и выключения вентиляции, - не предъявлены перечни защитных средств для укомплектования электроустановок, не назначен ответственный за осмотр защитных средств, - не назначен ответственный за осмотр защитных средств, - не предъявлены протоколы испытаний линии наружного освещения (ЛТЦ-16 <адрес>), - не предъявлен паспорт на ВЛ-0,4кВ. наружного освещения (ЛТЦ-16 <адрес>), - электроустановки не укомплектованы испытанными, готовыми к применению защитными средствами УНН-0,4кВ, - не проводится периодический осмотр (не реже 1р в 6 мес.) защиты, с записью результатов осмотра в журнале, - не оформлен перечень технической документации, утвержденный техническим руководителем (ЛТЦ-001, ЛТЦ-016), - не предъявлены протоколы замеров петли «фаза-нуль» (ЛТЦ-016), чем нарушены пункты 1.8.1, 18.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - не предъявлены протоколы замеров изоляции сети освещения РУ-0,4кВ ТП-1, 2 (ЛТЦ-016), - не пересмотрены схемы электроснабжения 1 раз в 2 года ЛТЦ-016, - не составлен график и не проводятся визуальные осмотры видимой части заземляющих устройств (1раз в 6 месяцев) с оформлением результатов в паспорте заземляющего устройства, - не предъявлена документация по молниезащите зданий, где имеются взрывоопасные помещения (аккумуляторные), - не заведены паспорта на взрывозащищенное электрооборудование (электродвигатели вентиляторов освещения аккумуляторных), - не проводится периодический осмотр электрооборудования во взрывоопасных зонах (не реже 1 раза в 3 месяца) с занесением результатов в журнал, - не предъявлен перечень работ выполняемых в порядке текущей эксплуатации на взрывозащищенном электрооборудовании. В оставшейся части обоснованность привлечения Коваленко Н.В. к административной ответственности по ст. <данные изъяты> КоАП РФ сомнений не вызывает, он виновен в совершении данного административного правонарушения, и обоснованно привлечен к административной ответственности. Санкция ст. <данные изъяты> КоАП РФ предусматривает наложение на должностных лиц наказания в виде штрафа от одной тысячи до двух тысяч рублей. Наложенное на Коваленко Н.В. наказание не превышает размеров, предусмотренных санкцией ст. <данные изъяты> КоАП РФ для должностных лиц и является минимальным. При рассмотрении настоящего дела судом не установлено нарушения порядка и сроков привлечения должностного лица к административной ответственности. Руководствуясь ст.ст.30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья решил: Постановление и.о. начальника отдела по надзору за электрическими станциями, гидротехническими сооружениями и распределительными сетями по <адрес> Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Давыденкова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Коваленко Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. <данные изъяты> КоАП РФ изменить, исключив выводы о виновности в совершении следующих нарушений: - не проведены периодические испытания и измерения электрооборудования (последние - январь 2009), - отсутствует утвержденный перечень работ в электроустановках, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, - не оформляются инструктажи по электробезопасности с командированным персоналом, - в журнале учета работ по нарядам и распоряжениям отсутствуют подписи работников, получивших целевые инструктажи (запись № 2, запись № 4), - не представлен перечень средств защиты, - не разработан график осмотров заземляющих устройств, в том числе и со вскрытием грунта. Решением технического руководителя предприятия не определены участки вскрытия грунта для определения состояния заземляющих устройств, - не проводился контроль замеров показателей качества электрической энергии, - не обозначены положения «Вкл.» и «Откл.» на рукоятках приводов коммутационных аппаратов щитовой ОПТ-38, - отходящие от РУ-0,4кВ ТП-182 кабели не защищены от механических повреждений (ЛТЦ-001 <адрес>), - не разработаны эксплуатационные (производственные) инструкции для электродвигателей, освещения, в аккумуляторных, - в инструкции аккумуляторщика не указан порядок включения и выключения вентиляции, - не предъявлены перечни защитных средств для укомплектования электроустановок, не назначен ответственный за осмотр защитных средств, - не назначен ответственный за осмотр защитных средств, - не предъявлены протоколы испытаний линии наружного освещения (ЛТЦ-16 <адрес>), - не предъявлен паспорт на ВЛ-0,4кВ. наружного освещения (ЛТЦ-16 <адрес>), - электроустановки не укомплектованы испытанными, готовыми к применению защитными средствами УНН-0,4кВ, - не проводится периодический осмотр (не реже 1р в 6 мес.) защиты, с записью результатов осмотра в журнале, - не оформлен перечень технической документации, утвержденный техническим руководителем (ЛТЦ-001, ЛТЦ-016), - не предъявлены протоколы замеров петли «фаза-нуль» (ЛТЦ-016), чем нарушены пункты 1.8.1, 18.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; - не предъявлены протоколы замеров изоляции сети освещения РУ-0,4кВ ТП-1, 2 (ЛТЦ-016), - не пересмотрены схемы электроснабжения 1 раз в 2 года ЛТЦ-016, - не составлен график и не проводятся визуальные осмотры видимой части заземляющих устройств (1раз в 6 месяцев) с оформлением результатов в паспорте заземляющего устройства, - не предъявлена документация по молниезащите зданий, где имеются взрывоопасные помещения (аккумуляторные), - не заведены паспорта на взрывозащищенное электрооборудование (электродвигатели вентиляторов освещения аккумуляторных), - не проводится периодический осмотр электрооборудования во взрывоопасных зонах (не реже 1 раза в 3 месяца) с занесением результатов в журнал, - не предъявлен перечень работ выполняемых в порядке текущей эксплуатации на взрывозащищенном электрооборудовании, признать Коваленко Н.В. виновным в нарушении: пункта 3.6.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6, за не установления конкретных сроков испытаний и измерений электрооборудования; пункта 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6, и пункта 19 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе Ростехнадзора, утвержденного приказом Федеральной службы Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, за отсутствие графика аттестации специалистов предприятия, организующих безопасную эксплуатацию электроустановок и эксплуатирующих электроустановки; пункта 1.8.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6, за не установление порядка хранения документации. В остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии. Председательствующий В.А. Родионов