ст. 6.4 КоАП РФ



Дело № 5 -148/2011г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

29 июля 2011 года                                                                                                           г.Смоленск

Федеральный судья Промышленного районного суда г.Смоленска МОИСЕЕВА М.В., (214001, <адрес>), рассмотрев административный материал в отношении ОГБУЗ «Смоленский кожно-венерологический диспансер», расположенного по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области представлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Смоленский кожно-венерологический диспансер» (далее ОГБУЗ «СКВД»), которое нарушило обязательные требования санитарного законодательства, а именно: в помещениях стационара (палатах, санпропускнике, коридоре, подсобных помещений, процедурном кабинете), не обеспечены оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима, так как не соблюдаются требования к внутренней отделке помещений, не устранены текущие дефекты отделки (стены, потолки, полы с дефектами покрытия, трещинами, щелями и выбоинами, на стенах и потолках протечки, сырость и плесень; отмечается отслойка керамической плитки и штукатурки; отслоившаяся отделка висит на стенах и потолках; отмечаются трещины и дефекты подоконников; в душевой отсутствует дверь, стены и потолок черные от плесени и сырости, в полу проломы для стока воды); в помещениях пищеблока не обеспечены оптимальные условия для осуществления труда персонала, не обеспечено соблюдение гигиенических требований и соблюдение поточности технологических процессов приготовления блюд из-за несоответствия требованиям санитарного законодательства состава, площади и планировки помещений пищеблока; не соблюдаются требования к внутренней отделке помещений, не устранены текущие дефекты отделки в помещениях (в помещениях для поддержки прогнувшихся и обсыпающихся потолков установлены деревянные подпорки; стены, потолки, полы с дефектами покрытия, трещинами, щелями и выбоинами, на потолках и стенах сырость и плесень; отслоившаяся отделка висит на стенах и потолках; отмечаются трещины и дефекты подоконников); в помещениях прачечной не обеспечены оптимальные условия для осуществления труда персонала, не обеспечено соблюдение гигиенических требований и поточности технологических процессов стирки белья из-за несоответствия требованиям санитарного законодательства состава, площади и планировки помещений прачечной; не соблюдаются требования к внутренней отделке помещений, не устранены текущие дефекты отделки в помещениях (стены, потолки, полы с дефектами покрытия, трещинами, щелями и выбоинами, на потолках и стенах сырость и плесень; стекло в окнах разбито и заменено фанерой).

Тем самым, ОГБУЗ «Смоленский кожно-венерологический диспансер», нарушив п.п. 3.1, 4.2, 4.3, 4.5, 11.1, 11.14, 14.2, 14.3 гл.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п.п. 2.1, 2.2, 2.3 СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных», совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.6.4 КоАП РФ.

Определением Управления от ДД.ММ.ГГГГ материалы дела об административном правонарушении направлены для рассмотрения и принятия мер по подведомственности в Промышленный районный суд г.Смоленска.

В судебном заседании представители ОГБУЗ «СКВД» ФИО1 и ФИО2 вину в совершении правонарушения признали частично и пояснили, что, выявленные в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОГБУЗ «СКВД» Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области ходе проверки нарушения, действительно, имелись, но часть из них к настоящему времени уже устранена, а оставшаяся не столь значительна и не угрожает жизни и здоровью окружающих. При этом, устранение имеющихся нарушений в полном объеме в настоящее время нецелесообразно и невозможно финансовой точки зрения по следующим основаниям. Здание, находящееся в оперативном управлении ОГБУЗ и расположенное в <адрес>, является архитектурным памятником и федеральной собственностью, поэтому для производства капитального ремонта необходимо пройти массу согласований и иметь в наличии значительные денежные средства. В настоящее время часть выявленных в ходе плановой проверки нарушений ДД.ММ.ГГГГ устранены : в помещениях стационара заменено напольное покрытие, заделаны проломы в полу, трещины, отремонтированы подоконники. Однако, часть нарушений устранить невозможно, так как это очень затратный и трудоемкий ремонт, который в настоящее время не имеет смысла производить, поскольку для ОГБУЗ «СКВД» с ДД.ММ.ГГГГ года ведется строительство нового здания по <адрес>, в связи с чем, денежные средства из бюджета на проведение строительных работ, направленных на устранение выявленных недостатков в старом здании, не предоставляются. Новое здание будет сдано по плану- графику к ДД.ММ.ГГГГ года и будет являться поликлиническим отделением с названием «Центр эстетической медицины». Уже сейчас решается вопрос о переводе имеющегося в ОГБУЗ стационара в клиническую больницу. При этом, в ДД.ММ.ГГГГ года существующее здание ОГБУЗ будет передано Смоленской Епархии, которая будет производить в нем ремонт с целью его переоборудования под мужской монастырь. В настоящее время в стационаре находится большое количество больных, в том числе, беременных женщин с венерическими заболеваниями, возможность размещения которых в другом месте не предусмотрена, а их выписка без проведения курса лечения связана с угрозой здоровья окружающих. Считают указанные обстоятельства уважительными и просят их учесть при определении наказания. Поскольку ранее ОГБУЗ никогда к административной ответственности не привлекался, просят применить к нему более мягкое административное наказание вив де штрафа.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в адресованном суду заявлении просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заслушав представителей ОГБУЗ «Смоленский кожно-венерологический диспансер», изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.             

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, в ОГБУЗ «Смоленский кожно-венерологический диспансер» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая проверка соблюдения обязательных требований (л.д. 5-7).

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт, согласно которому в помещениях стационара (палаты, санпропускник, коридор, подсобные помещения, процедурный кабинет), не обеспечены оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима, так как не соблюдаются требования к внутренней отделке помещений, не устранены текущие дефекты отделки (стены, потолки, полы с дефектами покрытия, трещинами, щелями и выбоинами, на стенах и потолках протечки, сырость и плесень; отмечается отслойка керамической плитки и штукатурки; отслоившаяся отделка висит на стенах и потолках; отмечаются трещины и дефекты подоконников; в душевой отсутствует дверь, стены и потолок черные от плесени и сырости, в полу проломы для стока воды); в помещениях пищеблока не обеспечены оптимальные условия для осуществления труда персонала, не обеспечено соблюдение гигиенических требований и соблюдение поточности технологических процессов приготовления блюд из-за несоответствия требованиям санитарного законодательства состава, площади и планировки помещений пищеблока; не соблюдаются требования к внутренней отделке помещений, не устранены текущие дефекты отделки в помещениях (в помещениях для поддержки прогнувшихся и обсыпающихся потолков установлены деревянные подпорки; стены, потолки, полы с дефектами покрытия, трещинами, щелями и выбоинами, на потолках и стенах сырость и плесень; отслоившаяся отделка висит на стенах и потолках; отмечаются трещины и дефекты подоконников); в прачечной организована стирка белья и спец. одежды медицинского персонала, имеются стиральный цех и помещение персонала; помещения прачечной приспособленные, в стиральном цеху проводится разбор и сортировка грязного белья, предварительная дезинфекция белья в ванне, стирка в машине автомат, сушка белья, выделено два отдельных помещения: сушильно - гладильное и хранения на стеллажах белья, помещения совмещены со складом, в помещениях отмечаются протечки на потолках и стенах, дефекты отделки, следы сырости и плесени, в помещениях прачечной не обеспечены оптимальные условия для осуществления труда персонала, не обеспечено соблюдение гигиенических требований и поточности технологических процессов стирки белья из-за несоответствия требованиям санитарного законодательства состава, площади и планировки помещений прачечной; не соблюдаются требования к внутренней отделке помещений, не устранены текущие дефекты отделки в помещениях (стены, потолки, полы с дефектами покрытия, трещинами, щелями и выбоинами, на потолках и стенах сырость и плесень; стекло в окнах разбито и заменено фанерой).

ДД.ММ.ГГГГ, на основании материалов проверки, в отношении ОГБУЗ «Смоленский кожно-венерологический диспансер» составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому указанное учреждение допустило нарушения обязательных требований п.п. 3.1, 4.2, 4.3, 4.5, 11.1, 11.14, 14.2, 14.3 гл.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п.п. 2.1, 2.2, 2.3 СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных», а именно : в помещениях стационара не обеспечены оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима, так как не соблюдаются требования к внутренней отделке помещений, не устранены текущие дефекты отделки, в помещениях пищеблока не обеспечены оптимальные условия для осуществления труда персонала, не обеспечено соблюдение гигиенических требований и соблюдение поточности технологических процессов приготовления блюд из-за несоответствия требованиям санитарного законодательства состава, площади и планировки помещений пищеблока, не соблюдаются требования к внутренней отделке помещений, не устранены текущие дефекты отделки в помещениях, в помещениях прачечной не обеспечены оптимальные условия для осуществления труда персонала, не обеспечено соблюдение гигиенических требований и поточности технологических процессов стирки белья из-за несоответствия требованиям санитарного законодательства состава, площади и планировки помещений прачечной, не соблюдаются требования к внутренней отделке помещений, не устранены текущие дефекты отделки в помещениях.

Согласно п. 3.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений для медицинской деятельности должны обеспечивать оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и труда медицинского персонала. Высота помещений допускается не менее 2,6 м.

В соответствии с п.п. 4.2, 4.3, 4.5 СанПиН 2.1.3.2630-10, поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность. Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтуса или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны. В вестибюлях полы должны быть устойчивы к механическому воздействию (мраморная крошка, мрамор, мозаичные полы и другие). Полы в операционных, наркозных, родовых и других аналогичных помещениях должны быть антистатическими. Полы в вентиляционных камерах должны иметь непылеобразующее покрытие. В помещениях с влажностным режимом (душевых, ванных залах и пр.), в "грязных" помещениях (помещения разборки и хранения грязного белья, временного хранения отходов и других) отделка должна обеспечивать влагостойкость на всю высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы.

Согласно п. 11.1, 11.14, 14.2, 14.3 все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки, с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке. Администрация ЛПО организует предварительный и периодический (не реже 1 раза в год) инструктаж персонала, осуществляющего уборку помещений по вопросам санитарно-гигиенического режима и технологии уборки.

Устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.

Устройство и содержание помещений пищеблока, оборудование, инвентарь, посуда, условия транспортировки и хранения пищевых продуктов должны соответствовать санитарным правилам.

Состав и планировка помещений пищеблоков ЛПО должны обеспечивать соблюдение гигиенических требований при технологических процессах приготовления блюд в соответствии с требованиями к общественному питанию.

В соответствии с п.п. 2.1, 2.2, 2.3 СанПин 2.1.2.2646-10, планировка прачечной должна предусматривать последовательность (поточность) технологического процесса. Для отделки, облицовки и окраски помещений прачечных используются материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств. Не допускается пересечение потоков чистого и грязного белья.

Анализируя представленные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области доказательства в совокупности с приведенными выше санитарно-строительными нормативами и установленными обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что все указанные в актах проверки и протоколе об административном правонарушении нарушения имели место, их объем и объем их устранения значителен, поскольку содержит перечень необходимых мероприятий, связанных с производством строительных и ремонтных работ, что, в свою очередь, связано с наличием свободных значительных финансовых средств и возможностью их распоряжения без согласования с третьими лицами.

       Представитель правонарушителя, частично признавая вину в совершенном административном правонарушении, ссылается на наличие уважительных причин по выявленным нарушениям и невозможности их устранения в полном объеме, в числе которых указывает: год введения здания в эксплуатацию, являющегося памятником архитектуры, передачу данного здания до ДД.ММ.ГГГГ года другой организации Смоленской Епархии для переоборудования его под мужской монастырь и переезд ОГБУЗ в новое здание, в котором не предусмотрено стационарное отделение в связи с его переводом тоже до ДД.ММ.ГГГГ года в помещение ОГБУЗ «Смоленская ЦРБ» (<адрес>), отсутствие финансирования на ремонт здания, а также на частичное устранение выявленных нарушений.

Его доводы подтверждаются представленными им документами.

Так, из представленного в суд договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ОГБУЗ «Смоленский кожно-венерологический диспансер» с ФИО3 о выполнении в целях устранения выявленных в акте проверки строительных и санитарно-эпидемиологических недостатков, усматривается, что предметом договора являются работы по ремонту полов в душевой стационарного отделения, включающие бетонирование, установку системы канализационного слива, покрытие полов линолеумом.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, указанные работы выполнены в полном объеме и приняты ОГБУЗ «СКВД».

Из справки ОГУ «Управления капитального строительства Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ ОГУ ведет строительство объекта «Реконструкция здания на <адрес> для размещения ОГУЗ «Смоленский кожно-венерологический диспансер», ввод в эксплуатацию которого определен в ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает доводы представителя юридического лица о нецелесообразности проведения полного ремонта занимаемого здания.

Кроме того, как следует из уведомления о бюджетных ассигнованиях на ДД.ММ.ГГГГ год, выделяемых ОГУЗ «СКВД» Департаментом Смоленской области по здравоохранению, на работы, услуги по содержанию имущества выделено 68 500 рублей, в то время, как приблизительная сметная стоимость на необходимые строительные работы составляет 725 370 рублей.

При этом, указано, что средства на капитальный ремонт здания на ДД.ММ.ГГГГ годы не выделялись.

Также судом установлено, что предыдущая проверка соблюдения санитарного законодательства Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в ОГБУЗ проводилась в ДД.ММ.ГГГГ году. По результатам проверки ОГБУЗ к административной ответственности не привлекалось. В ходе данной проверки были выявлены ряд нарушений, которые по мере возможности были устранены, что подтверждается представленными документами: актом по результатам мероприятий по надзору от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области о проведении обследования от ДД.ММ.ГГГГ, договором подряда от ДД.ММ.ГГГГ о проведении текущего ремонта тамбура входа в стационарное отделение ОГБУЗ «СКВД», с локальной сметой - отчетом и актом выполненных работ, договором подряда от ДД.ММ.ГГГГ о проведении текущего ремонта ординаторской ОГУЗ «СКВД» с локальным сметным расчетом и актом выполненных работ и письменным сообщением ОГБУЗ «СКВД»о частичном устранении недостатков, выявленных в предписании.

          В соответствии со статьей 6.4 КоАП РФ, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, влечет наложение административного штрафа…. на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

С учетом изложенного суд считает установленным, что ОГБУЗ «Смоленский кожно-венерологический диспансер» нарушило обязательные требования действующих санитарных правил, за что предусмотрена административная ответственность по ст.6.4 КоАП РФ и альтернативное наказание в виде штрафа и приостановления деятельности до 90 суток.

В соответствии с п. 23.1 Постановления Пленума ВС РФ № 5 от 24.03.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», наказание в виде административного приостановления деятельности юридического лица может быть назначено судьей лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказание не сможет обеспечить достижения цели административного наказания. При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности юридического лица, характер совершенных им действий, а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни и здоровья людей.

При определении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, привлеченного к административной ответственности, а также частичное устранение им ряда нарушений, наличие уважительных причин, свидетельствующих о невозможности и нецелесообразности капитального ремонта здания, а также отсутствие каких-либо доказательств, подтверждающих наличие угрозы жизни и здоровью пациентов и медицинского персонала ОГБУЗ в результате выявленных санитарно-эпидемиологических нарушений.

Кроме того, суд учитывает специфику деятельности ОГБУЗ «Смоленский кожно-венерологический диспансер», в котором находится большое количество пациентов с венерическими заболеваниями, опасными для населения, отсутствие в настоящее время возможности размещения их в каком-либо другом лечебном стационаре, а также невозможность их выписки без проведения полного курса лечения, в связи с чем, имеется необходимость использования всех помещений, в которых выявлены нарушения.

Также суд учитывает, что ранее ОГБУЗ «Смоленский кожно-венерологический диспансер» к административной ответственности не привлекался.

Анализируя приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для назначения ОГБУЗ административного наказания в виде приостановления деятельности ОГБУЗ и о возможности обеспечения достижения цели административного наказания для него в виде административного штрафа, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.29.9, ст.29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Областное Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Смоленский кожно-венерологический диспансер», юридический адрес: <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Указанную сумму штрафа следует перечислить на расчетный счет: УФК по Смоленской области (Роспотребнадзор) на р/с 40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Смоленской области г. Смоленска, БИК 046614001,КБК 141 1 16 28000 01 0000 140, ИНН 6731049404, КПП 673101001, ОКАТО 66401000000.

Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

            

                     Судья            М.В.МОИСЕЕВА