Дело № 5-29/2011 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
19 января 2011 года г. Смоленск
Федеральный судья Промышленного районного суда г.Смоленска Емельянов Д.В., при секретаре Михайловой Т.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Центрнефтепродукт», юридический адрес: <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
27.12.2010 года органом государственного контроля (надзора) - центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее -центральным управлением Ростехнадзора) проведена плановая комплексная проверка ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт».
В ходе данной проверки были выявлены нарушения, а именно, руководством предприятия ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» введены в эксплуатацию реконструированные электроустановки АЗС №, расположенной по адресу <адрес>, без допуска инспекцией «Ростехнадзора», данные электроустановки эксплуатируются с нарушением действующих «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утв. Приказом Минэнерго РФ № 6 от 13.01.2003 года, а именно в нарушении ПТЭЭП п. 1.3.11 руководством предприятия введены в эксплуатацию и произведена подача напряжения на реконструированные электроустановки АЗС № без допуска инспекцией «Ростехнадзора». Документация в соответствии с гл. 1.3 и п. 3.4.4 вышеуказанных Правил, в том числе проектная, исполнительная, пусконаладочная, а так же на эксплуатацию электрооборудования во взрывоопасных зонах не предоставлена в «Ростехнадзор». В нарушение ПТЭЭП п. 1.7.2 дыхательные клапана и пространство под ними крайних резервуаров не защищено от прямых ударов молнии АЗС №.
27 декабря 2010 года начальником отдела по надзору за электроустановками и сетями потребителей по Смоленской области К.И.В. за вышеуказанные нарушения в отношении ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 9.11 КоАП РФ.
В этот же день, 27 декабря 2010 года начальником отдела по надзору за электроустановками и сетями потребителей по Смоленской области К.И.В. в отношении ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» составлен протокол о временном запрете деятельности. Согласно данного протокола, в связи с обнаружением признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 27.16 КоАП РФ, начиная с 12 часов 00 минут 27 декабря 2010 года временно запрещена эксплуатация электроустановки энергосбережения АЗС №, находящейся по адресу <адрес>, питание которой осуществляется от <данные изъяты> а именно: вводное распределительное устройство (ВРУ-0,4 кВ), распределительные, групповые сети, питающие технологическое оборудование, розетки и освещение.
В судебном заседании представители ЦУ «Ростехнадзора» А.А.И. и П.А.И. пояснили, что ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» подлежит административному наказанию, а именно необходимо приостановить деятельность АЗС №, т.к. в процессе проверки АЗС № находящейся по адресу <адрес> были установлены нарушения «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утв. Приказом Минэнерго РФ № 6 от 13.01.2003 года, а именно в нарушении ПТЭЭП п. 1.3.11 руководством предприятия введены в эксплуатацию и произведена подача напряжения на реконструированные электроустановки АЗС № без допуска инспекцией «Ростехнадзора». Документация в соответствии с гл. 1.3 и п. 3.4.4 вышеуказанных Правил, в том числе проектная, исполнительная, пусконаладочная, а так же на эксплуатацию электрооборудования во взрывоопасных зонах не предоставлена в «Ростехнадзор». В нарушение ПТЭЭП п. 1.7.2 дыхательные клапана и пространство под ними крайних резервуаров не защищено от прямых ударов молнии АЗС №.
В настоящее время ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» не предоставило необходимых документов для проверки реконструированной электроустановки и не получило разрешение на её использование, в связи, с чем считает, что без надлежащего разрешения «Ростехнадзора» эксплуатация электроустановки энергосбережения АЗС № осуществляться не может, так как это представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей (наступление техногенной катастрофы, может произойти возгорание нефтепродуктов и их взрыв). Кроме того, молниезащита предназначенная для защиты дыхательных клапанов и пространства над ними крайних резервуаров от прямых ударов молнии АЗС и относится к электрооборудованию. Отсутствие указанной защиты на АЗС также является непосредственной угрозой жизни и здоровья людей.
В связи с указанными нарушениями и предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, 27 декабря 2010 года начальником отдела по надзору за электроустановками и сетями потребителей по Смоленской области К.И.В. в отношении ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» составлен протокол о временном запрете деятельности, начиная с 12 часов 00 минут 27 декабря 2010 года была временно запрещена эксплуатация электроустановки энергосбережения АЗС №, находящейся по адресу <адрес>, питание которой осуществляется от <данные изъяты> а именно: вводное распределительное устройство (ВРУ-0,4 кВ), распределительные, групповые сети, питающие технологическое оборудование, розетки и освещение. Однако данный запрет ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» был проигнорирован и эксплуатация электроустановки не приостановлена.
В судебном заседании представители ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» Шевцов Д.Н., Лисовский А.Л. пояснили, что согласны с выявленными нарушениями на АЗС №, в связи, с чем данные нарушения в настоящее время устраняются. Пояснили, что в действительности в 2010 году был произведён капитальный ремонт на АЗС № с заменой и реконструкцией электроустановки, без изменения её первоначальной мощности. Просят не назначать строгое наказание в виде приостановления деятельности. Кроме того, Шевцов и Лисовский подтвердили тот факт, что эксплуатация электроустановки на АЗС № приостановлена не была.
Заслушав объяснения представителей ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» Шевцова Д.Н., Лисовского А.Л., представителей ЦУ «Ростехнадзора» А.А.И., П.А.И., исследовав письменные материалы, судья приходит к следующим выводам.
Статья 9.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
С целью обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации электроустановок и содержания их в исправном состоянии Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.
Согласно терминов, применяемых в Правилах технической эксплуатации электроустановок Потребителей - электроустановка, это совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии. Под действующей электроустановкой понимается электроустановка или ее часть, которая находится под напряжением, либо на которую напряжение может быть подано включением коммутационных аппаратов.
Согласно пункту 1.3.1 вышеуказанных правил, новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в этих Правилах и других нормативных документах. До начала монтажа или реконструкции электроустановок согласно пункту 1.3.2 указанных Правил необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора. Подача напряжения на электроустановки в соответствии с пунктом 1.3.11 данных Правил производится только после получения разрешения от органов госэнергонадзора и на основании договора на электроснабжение, заключенного между потребителем и энергоснабжающей организацией.
Из п. 1.7.2. Правил, устройство электроустановок должно соответствовать требованиям правил устройства электроустановок, строительных норм и правил, государственных стандартов, правил безопасности труда и другой нормативно-технической документации. Организация эксплуатации и ремонта электроустановок должна соответствовать требованиям настоящих Правил, государственных стандартов, правил безопасности при эксплуатации электроустановок и других нормативных актов по охране труда (ОТ) и технике безопасности (ТБ).
Согласно п. 3.4.4. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, вновь смонтированная или реконструированная электроустановка должна быть принята в эксплуатацию в порядке, установленном действующими правилами.
При допуске в эксплуатацию вновь смонтированной или реконструированной установки кроме документации, предусмотренной отраслевыми правилами приемки и настоящими Правилами, должны быть оформлены и переданы Потребителю следующие документы и расчеты:
а) проект силового электрооборудования и электрического освещения, который наряду с обычными техническими расчетами и чертежами должен содержать:
расчет или техническое обоснование возможности образования в помещении или вокруг наружной установки взрывоопасных концентраций горючих тазов, паров ЛВЖ, горючей пыли или волокон в смеси с воздухом с указанием применяемых и получаемых в процессе производства веществ, на основании которых определяются класс взрывоопасной зоны, категория и группа взрывоопасных газо- или паровоздушных смесей, или наименования горючих волокон либо пыли, по которым выбирается электрооборудование. Расчет или техническое обоснование могут быть изложены в технологической части проекта;
спецификацию электрооборудования и установочной аппаратуры с указанием их маркировки по взрывозащите;
планы расположения электрооборудования с разводкой силовых, осветительных, контрольных и других электрических цепей с указанием классов взрывоопасных зон, категории и группы взрывоопасных смесей или наименования горючих волокон либо пыли, по которым было выбрано электрооборудование;
документацию по молниезащите зданий и сооружений и защите от статического электричества;
расчет токов короткого замыкания в сетях напряжением до 1000 В (однофазного - для сетей с глухозаземленной нейтралью и двухфазного - для сетей с изолированной нейтралью). При этом должна быть проверена кратность токов КЗ относительно номинального тока плавкой вставки ближайшего предохранителя или расцепителя автоматического выключателя для сетей с глухозаземленной нейтралью;
перечень мероприятий, которые могут предотвратить образование взрывоопасных концентраций: устройство вентиляции, сигнализации, установка защитных, блокировочных устройств и автоматических средств контроля концентрации взрывоопасных газов, паров, веществ и др.;
б) документация приемосдаточных и пусконаладочных испытаний электрооборудования, а также протоколы:
предпусковых испытаний взрывозащищенного электрооборудования, предусмотренных инструкциями заводов-изготовителей;
измерения избыточного давления или расхода воздуха в помещениях подстанций, распределительных устройств, а также в помещениях с электродвигателями, валы которых проходят через стену во взрывоопасное смежное помещение;
испытаний давлением плотности соединений трубопроводов и разделительных уплотнений электропроводок;
проверки полного сопротивления петли фаза-нуль в установках напряжением до 1000 В с глухим заземлением нейтрали (сопротивление проверяется на всех электроприемниках, расположенных во взрывоопасных зонах) с контролем кратности тока однофазного КЗ по отношению к номинальному току ближайшей плавкой вставки предохранителя или уставки автоматического выключателя;
проверки работы электромагнитных расцепителей автоматических выключателей, тепловых расцепителей (реле) магнитных пускателей и автоматов, устройств защитного отключения;
проверки звуковой сигнализации контроля изоляции и целостности пробивного предохранителя в электроустановках напряжением до 1000 В с изолированной нейтралью;
проверки работы звуковой сигнализации контроля изоляции сети постоянного тока;
в) документация, поставляемая с импортным взрывозащищенным электрооборудованием;
г) инструкции заводов-изготовителей по монтажу и эксплуатации взрывозащищенного электрооборудования.
Изложенные требования действующих «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утв. Приказом Минэнерго РФ № 6 от 13.01.2003 года на АЗС №, расположенной по адресу <адрес>, принадлежащей ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» грубо нарушены.
Нарушение законодательства в области энергетики, правил устройства, эксплуатации топливо и энергопотребляющих установок, выразившееся в нарушении действующих «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утв. Приказом Минэнерго РФ № 6 от 13.01.2003 года влечет административную ответственность по ст. 9.11 КоАП РФ.
Вина ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» в совершении правонарушения, не отрицается представителями общества и подтверждается исследованными в суде материалами дела.
Так, из протокола об административном правонарушении от 27.12.2010 года усматривается, что начальником отдела по надзору за электроустановками и сетями потребителей по Смоленской области К.И.В. за вышеуказанные нарушения «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утв. Приказом Минэнерго РФ № 6 от 13.01.2003 года на АЗС №, расположенной по адресу <адрес>, в отношении ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 9.11 КоАП РФ.
Согласно акта проверки от 27.12.2010 года, центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (центральным управлением Ростехнадзора) проведена плановая комплексная проверка ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт», в ходе которой на АЗС №, расположенной по адресу <адрес> были выявлены нарушения гл. 1.3 п. 1.3.11, п. 1.7.2, п. 3.4.4 действующих «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утв. Приказом Минэнерго РФ № 6 от 13.01.2003 года, а именно введены в эксплуатацию и произведена подача напряжения на реконструированные электроустановки АЗС № без допуска инспекцией «Ростехнадзора». Кроме того, в нарушение ПТЭЭП дыхательные клапана и пространство под ними крайних резервуаров не защищено от прямых ударов молнии АЗС №.
Вышеуказанные обстоятельства усматриваются судьёй и из копии предписания № 5.5-252 пл-П/219-2010 об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности, вынесенного центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в адрес генерального директора ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» Ф.И.В..
Из представленных судье копий исполнительной, проектной документации и рабочего проекта усматривается, что обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> и ЗАО <данные изъяты> подготовлены вышеуказанные документы и в 2010 году проведен капитальный ремонт АЗС №, расположенной по адресу <адрес>, принадлежащей ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт», с заменой и реконструкцией электрооборудования на АЗС.
Из протокола о временном запрете деятельности от 27 декабря 2010 года усматривается, что начальником отдела по надзору за электроустановками и сетями потребителей по Смоленской области К.И.В., в связи с обнаружением признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 27.16 КоАП РФ, начиная с 12 часов 00 минут 27 декабря 2010 года временно запрещена эксплуатация электроустановки энергосбережения АЗС №, находящейся по адресу <адрес>, питание которой осуществляется от РП 4 ЗАО <данные изъяты> а именно: вводное распределительное устройство (ВРУ-0,4 кВ), распределительные, групповые сети, питающие технологическое оборудование, розетки и освещение.
Как установлено в судебном заседании, эксплуатация вышеуказанной электроустановки на АЗС № вопреки временного запрета деятельности, руководством ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» приостановлена не была, не приостановлена эксплуатация электроустановки и в настоящее время.
Из копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица следует что ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» зарегистрировано в качестве юридического лица МИФНС № по <адрес>.
Согласно копии протокола внеочередного Общего собрания участников ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» на основании решения Правления ОАО «Лукойл» от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.В. избран Генеральным директором ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт».
Из представленных в судебном заседании для обозрения документов (проектной документации ЗАО «ЭТС» по капитальному ремонту АЗС № и заявлению от ЗАО «<данные изъяты>» в адрес начальника западного филиала ФГУ «Управление по обеспечению энергоэфективности и энергосбережения») видно, что на момент рассмотрения дела, ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» в целях устранения выявленных нарушений через ЗАО «<данные изъяты>» подготовлена проектная документация и имеется обращение в западный филиал ФГУ «Управление по обеспечению энергоэфективности и энергосбережения» для оказания консультационно-метадической помощи по приведению технической документации по электроснабжению АЗС № ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» по адресу <адрес>, в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
В остальной части, выявленные нарушения на АЗС № до настоящего времени не устранены, проверка реконструированной электроустановки ЦУ «Ростехнадзор» не проводилась, разрешение на использование электроустановки, куда входит и молниезащита, не получено.
Правила эксплуатации электроустановок распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 вольт. Они включают в себя требования к потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 киловатт включительно (пункт 1.1.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей).
Таким образом, выполнение требования норм вышеуказанных Правил являются обязательными и для ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт».
Довод представителя ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» Шевцова Д.Н. о том, что выявленное нарушение ПТЭЭП п. 1.7.2, а именно дыхательные клапана и пространство над ними крайних резервуаров не защищено от прямых ударов молнии АЗС, не относится к объективной стороне ст. 9. 11 КоАП РФ не состоятелен, поскольку молниезащита предназначенная для защиты дыхательных клапанов и пространства над ними резервуаров от прямых ударов молнии АЗС и относится к электрооборудованию, поэтому данное нарушение и является объективной стороной ст. 9.11 КоАП РФ.
Оценив вышеизложенные доказательства в их совокупности, судья находит вину ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, установленной.
При определении вида и размера наказания судья учитывает, что ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» ранее к административной ответственности за вышеуказанные нарушения не привлекалось, представители общества вину в совершении правонарушения признали, что учитывается судьей как обстоятельства, смягчающие наказание. Отягчающих обстоятельств судьей не установлено. Вместе с тем, судья считает, что выявленные нарушения законодательства в области энергетики, правил устройства, эксплуатации топливо и энергопотребляющих установок, на АЗС № выразившиеся в нарушении действующих «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утв. Приказом Минэнерго РФ № 6 от 13.01.2003 года, принадлежащей ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» представляют угрозу здоровью и жизни людей, может повлечь наступление техногенной катастрофы, может произойти возгорание нефтепродуктов и их взрыв. Судья считает, что эксплуатация электроустановки на АЗС № без надлежащего разрешения ЦУ «Ростехнадзор» не возможна. На основании изложенного судья полагает необходимым назначить ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 9. 11 КоАП РФ, наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 60 суток, выражающееся в запрещении эксплуатации электроустановки электроснабжения АЗС № в виде отключения вводного распределительного устройства (ВРУ-0,4 кВ) и его опечатывания с целью прекращения подачи напряжения на данную электроустановку.
Руководствуясь ст.3.12, ст.29.9, ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Лукойл-Центрнефтепродукт», юридический адрес: <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9. 11 КоАП РФ, и подвергнуть наказанию в виде административного приостановления деятельности на АЗС № по адресу <адрес> выражающееся в запрещении эксплуатации электроустановки электроснабжения АЗС № по адресу <адрес> в виде отключения вводного распределительного устройства (ВРУ-0,4 кВ) и его опечатывания с целью прекращения подачи напряжения на данную электроустановку, на срок 60 (шестьдесят) суток.
Постановление для немедленного исполнения назначенного наказания, направить судебному приставу - исполнителю.
Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Федеральный судья Д.В. Емельянов