прокурор к Уютненской администрации



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«Дата обезличена года ...

Пролетарский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего Поддубного Р.Г.,

при секретаре Бондарь А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ... Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Николаевского сельского поселения ... Ростовской области,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ... района Ростовской области обратился в ... районный суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением лиц об оспаривании бездействия администрации Николаевского сельского поселения ... Ростовской области, ссылаясь на то, что во исполнение задания прокуратуры ... Номер обезличен от Дата обезличена года прокуратурой ... с участием представителей ГИБДД ОВД по ...у, администрации ... сельского поселения ... проведена проверка исполнения администрацией Николаевского сельского поселения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления. В ходе проверки установлено следующее:

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона РФ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно- транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 13 Федерального закона РФ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

При этом, как следует из содержания п. 6 ст. 3 Федерального закона РФ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ст.ст. 11, 12 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.п. 11, 12 ст. 3 Федерального закона РФ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных, дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11.1.0.1993 года №221).

В соответствии с п.п. 3.1.1, 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоины и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Согласно ст. 2 Устава муниципального образования «Николаевское сельское поселение» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Николаевского сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения Николаевского сельского поселения.

Согласно информации администрации ... сельского поселения от Дата обезличена исх. Номер обезличен автодорога протяженностью 1,4 км. - ...; автодорога протяженностью 1,3 км. ...; автодорога ... протяженностью 0,8 км. включены в реестр объектов муниципальной собственности ... сельского поселения.

В ходе проверки установлено, что администрацией ... сельского поселения дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения организована не надлежащим образом.

Так, в ходе обследования асфальтового покрытия автомобильных дорог местного значения, расположенных в ... ... ..., наличия дорожных знаков установлено, что:

асфальтовое покрытие автомобильной дороги на ... имеет выбоину размером: 550x220x6 см. в районе жилого дома Номер обезличен;

асфальтовое покрытие автомобильной дороги ... имеет выбоины размерами: 150x70x7 см., 60x30x7 см., 170x200x10 см., 290x150x10 см., 110x60x8 см;

- по ... в районе нахождения здания МОУ Николаевской СОШ
отсутствуют дорожные знаки: 5.19.1 «Пешеходный переход», 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети»;

- по ... «в» в районе нахождения здания МДОУ Номер обезличен ФИО5 отсутствуют дорожные знаки: 5.19.1 «Пешеходный переход», 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети».

Дальнейшее бездействие администрации Николаевского сельского поселения по непринятию мер к организации дорожной деятельности в границах Николаевского сельского поселения влечет повышение аварийности на дорогах, что ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, пользующихся автомобильными дорогами.

При дальнейшем бездействии администрации Николаевского сельского поселения, выразившемся в непринятии мер по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, нарушаются интересы не только жителей Николаевского сельского поселения ..., но и иных лиц, пользующихся автомобильными дорогами Николаевского сельского поселения, т.е. интересы неопределенного круга лиц.

В статьях 245, 254 ГПК РФ прокурор не указан в числе лиц, обладающих правом обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. При этом следует учитывать, что статья 45 ГПК РФ, включенная в раздел «Общие положения» ГПК РФ, является общей нормой по участию прокурора в гражданском процессе и именно поэтому имеет приоритет над специальной нормой Кодекса ст. 254 ГПК РФ.

Принимая во внимание, что ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, не ограничивая это право какими-либо категориями дел, прокурор может обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, если этими решениями, действиями (бездействием) нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.

Просит суд признать бездействие органа местного самоуправления - администрации Николаевского сельского поселения ... ..., выразившиеся в непринятии мер к организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Николаевского сельского поселения ... ....

Обязать администрацию Николаевского сельского поселения ... ... провести ремонт автомобильных дорог х. Николаевский 2-й ... ...: на ... в районе жилого дома Номер обезличен; «х. Николаевский - х. Степной».

Обязать администрацию Николаевского сельского поселения ... ... установить в х. Николаевский 2-й ... ... по ... в районе нахождения здания МОУ Николаевская СОШ дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход», 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети»; по ... «в» в районе нахождения здания МДОУ Номер обезличен ФИО5 дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход», 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети».

В судебном заседании помощник прокурора Пролетарского района Афанасьев С.В. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивает.

Представитель Администрации ... сельского поселения ... - Глава администрации Шаров Николай Николаевич в судебном заседании требования заявления признал частично. Требования в части наличия и объема нарушений признал. Однако исполнить данное требование в текущем году не представляется возможным, так как бюджет Николаевского сельского поселения на 70% состоит из донорских субсидий, распределение бюджета в ходит в полномочия собрания депутатов поселения, а деньги, выделенные на ремонт дорог уже освоен, поэтому устранить данные нарушения могут только в 2011 году, после выделения бюджетных средств собранием депутатов.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в ходе проверки и обследовании асфальтового покрытия автомобильных дорог местного значения, расположенных в ... ... ... и наличия дорожных знаков, проведенной старшим помощником прокурора района Степаненко И.В., с участием старшего государственного инспектора дорожного надзора по ГИБДД ОВД по ...у Моисеевым А.А., Главы администрации Николаевского сельского поселения ... ... Дата обезличена года установлено, что:

асфальтовое покрытие автомобильной дороги на ... имеет выбоину размером: 550x220x6 см в районе жилого дома Номер обезличен;

асфальтовое покрытие автомобильной дороги ... имеет выбоины размерами: 150x70x7 см, 60x30x7 см, 170x200x10 см, 290x150x10 см, 110x60x8 см;

- по ... в районе нахождения здания МОУ Николаевской СОШ отсутствуют дорожные знаки: 5.19.1 «Пешеходный переход», 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети»;

- по ... «в» в районе нахождения здания МДОУ Номер обезличен ФИО5 отсутствуют дорожные знаки: 5.19.1 «Пешеходный переход», 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети».

Данный факт подтверждается актом проверки автомобильных дорог и наличия дорожных знаков от Дата обезличена года, который подписан вышеуказанными участниками проверки л.д. Номер обезличен), фотоснимками повреждений дорожного покрытия л.д. Номер обезличен) и не отрицается Главой администрации ... сельского поселения Шаровым Н.Н..

Согласно информации администрации ... сельского поселения от Дата обезличена исх. Номер обезличен на имя прокурора района автодорога протяженностью 1,4 км. - ... протяженностью 0,8 км. включены в реестр объектов муниципальной собственности ... сельского поселения л.д. 10-12).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона РФ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно- транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 13 Федерального закона РФ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона РФ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ст.ст. 11, 12 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.п. 11, 12 ст. 3 Федерального закона РФ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных, дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11.1.0.1993 года №221).

В соответствии с п.п. 3.1.1, 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоины и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Согласно ст. 2 Устава муниципального образования «Николаевское сельское поселение» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Николаевского сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения Николаевского сельского поселения.

Таким образом, в судебном заседании установлено и не отрицается Главой Николаевского сельского поселения Шаровым Н.Н., что администрацией Николаевского сельского поселения дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения организована не надлежащим образом в виду наличия допущенных нарушений.

Суд критически оценивает утверждение Главы администрации Николаевского сельского поселения Шарова Н.Н., что исполнить данное требование в текущем году не представляется возможным, так как бюджет Николаевского сельского поселения на 70% состоит из донорских субсидий, распределение бюджета в ходит в полномочия собрания депутатов поселения, а деньги, выделенные на ремонт дорог уже освоен, поэтому устранить данные нарушения могут только в 2011 году, после выделения бюджетных средств собранием депутатов, так как данное обстоятельство относится к исполнению требований заявления и не виляют на обстоятельства оценки доказательств, представленных заявителем. Доказательств, опровергающих требования прокурора, суду не представлено, судом таковых не добыто.

В статьях 245, 254 ГПК РФ прокурор не указан в числе лиц, обладающих правом обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Учитывая, что статья 45 ГПК РФ, включенная в раздел «Общие положения» ГПК РФ, является общей нормой по участию прокурора в гражданском процессе и именно поэтому имеет приоритет над специальной нормой ст. 254 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, не ограничивая это право какими-либо категориями дел, прокурор может обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, если этими решениями, действиями (бездействием) нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора ... ... в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Николаевского сельского поселения ... ..., подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать бездействие органа местного самоуправления - администрации Николаевского сельского поселения ... ..., выразившиеся в непринятии мер к организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Николаевского сельского поселения ... ....

Обязать администрацию ... Ростовской области провести ремонт автомобильных дорог ... Ростовской области: на ... в районе жилого дома Номер обезличен; ...

Обязать администрацию ... сельского поселения ... ... установить в ... ... по ... в районе нахождения здания МОУ ... СОШ дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход», 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети»; по ... в районе нахождения здания МДОУ Номер обезличен ... дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход», 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети». Решение может быть обжаловано в ... суд через ... суд ... в течении 10 дней.

Решение в окончательном виде, после вынесения резолютивной части решения суда, изготовлено Дата обезличена года.

Судия: подпись

«Копия верна»

Судья Пролетарского районного

суда Ростовской области Р.Г. Поддубный