решение суда о признании бездействия незаконным и возложении обязанности



Дело № 2-413-2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«28» июня 2012 года                                                                          г. Пролетарск

Пролетарский районный суд Ростовской области в составе:

            председательствующего судьи              Поддубного Р.Г.,

                       с участием прокурора                                                        Афанасьева С.В.,

                       при секретаре                                                       Поперешняк М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <адрес> сельское поселение о признании бездействия Администрации МО «<адрес> сельское поселение» незаконным и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> района Ростовской области обратился в Пролетарский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации муниципального образования <адрес> сельское поселение о признании бездействия Администрации МО «<адрес> сельское поселение» незаконным и возложении обязанности, ссылаясь на то, что прокуратурой района в соответствии с поручением прокурора <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о пожарной безопасности в населенных пунктах, лесах и других территориях <адрес>.

Пунктом 9 статьи 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Данное положение также закреплено в п. 10 ст. 2 Устава муниципального образования «Николаевское сельское поселение».

Согласно ст. 19 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятии по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии с Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены и введены в действие Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03).

В силу пункта 114 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Однако в нарушение данной правовой нормы на территории <адрес> сельского поселения <адрес> отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Невыполнение всех предусмотренных мер по противопожарной безопасности на территории <адрес> сельского поселения ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих на территории поселения граждан.

Таким образом, бездействие Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес>, выразившееся в не приобретении средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, нарушает права местных жителей на пожарную безопасность и затрагивает право неопределенного круга лиц на получение необходимой защиты от пожара, защиту их жизни и здоровья, а также личного имущества от пожара.

Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать.

Применение такой меры прокурорского реагирования, как обращение в суд, будет адекватно сложившейся ситуации по неисполнению требований закона со стороны должностных лиц Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес>, поскольку судебное решение имеет высшую юридическую силу.

В статьях 245, 254 ГПК РФ прокурор не указан в числе лиц, обладающих правом обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. При этом следует учитывать, что статья 45 ГПК РФ, включенная в раздел «Общие положения» ГПК РФ, является общей нормой по участию прокурора в гражданском процессе и именно поэтому имеет приоритет над специальной нормой Кодекса.

Принимая во внимание, что ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, не ограничивая это право какими-либо категориями дел, прокурор может обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, если этими решениями, действиями (бездействием) нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.

Просит суд: 1. Признать бездействие Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес>, выразившееся в не приобретении средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

2. Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно -приобрести и установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории поселения в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Афанасьев ФИО8 на удовлетворении заявленных исковых требований настаивает.

Представитель Администрации муниципального образования <адрес> сельского поселения <адрес> - ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании требования заявления признала в полном объеме. Требования ст. 173 ч. 3 ГПК РФ ей разъяснены и понятны. Предоставила договор на ФИО3 и пуско-наладку сигнальной установки для оповещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Администрацией <адрес> сельского поселения <адрес> и ООО «ФИО2» («СМИ»), предметом которого является монтаж и пуско-наладка сигнальной установки для оповещения населения на здании Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в ходе проверки <адрес> в соответствии с поручением прокурора <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о пожарной безопасности в населенных пунктах, лесах и других территориях <адрес>, установлено, что на территории <адрес> сельского поселения <адрес> отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Данный факт в судебном заседании подтверждается ответом Главы <адрес> сельского поселения Шарова ФИО9. на имя прокурора (л.д. 5) и не отрицается представителем Администрации <адрес> сельского поселения Санниковой ФИО10 которая так же не отрицает, что на момент рассмотрения дела в судебном заседании сигнальная установка для оповещения населения в <адрес> сельском поселении еще не установлена.

В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п. 10 ст. 2 Устава муниципального образования «<адрес> сельское поселение» к вопросам местного значения Николаевского сельского поселения <адрес> … обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Николаевского сельского поселения..

Согласно ст. 19 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятии по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии с Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены и введены в действие Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03).

В силу пункта 114 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В судебном заседании установлено, что после поступления настоящего заявления в суд Администрацией <адрес> сельского поселения <адрес> заключен договор на монтаж и пуско-наладку сигнальной установки для оповещения от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ФИО2» («СМИ»), предметом которого является монтаж и пуско-наладка сигнальной установки для оповещения населения на здании Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> (п. 1.1 Договора), срок окончания работ ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.3 Договора), срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ (п. 6.4 Договора).

Таким образом, в судебном заседании установлено и не отрицается представителем Администрации Николаевского сельского поселения, что администрацией Николаевского сельского поселения деятельность муниципального образования в сфере обеспечения мер противопожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения организована не надлежащим образом в виду наличия допущенных нарушений и не устранена до рассмотрения дела по существу.

Невыполнение всех предусмотренных мер по противопожарной безопасности на территории <адрес> сельского поселения ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих на территории поселения граждан.

Таким образом, бездействие Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес>, выразившееся в не приобретении средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, нарушает права местных жителей на пожарную безопасность и затрагивает право неопределенного круга лиц на получение необходимой защиты от пожара, защиту их жизни и здоровья, а также личного имущества от пожара.

Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать.

В статьях 245, 254 ГПК РФ прокурор не указан в числе лиц, обладающих правом обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Учитывая, что статья 45 ГПК РФ, включенная в раздел «Общие положения» ГПК РФ, является общей нормой по участию прокурора в гражданском процессе и именно поэтому имеет приоритет над специальной нормой ст. 254 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, не ограничивая это право какими-либо категориями дел, прокурор может обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, если этими решениями, действиями (бездействием) нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <адрес> сельское поселение о признании бездействия Администрации МО «<адрес> сельское поселение» незаконным и возложении обязанности, подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать бездействие Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес>, выразившееся в не приобретении средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно - приобрести и установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории поселения в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд Ростовской области в течении месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательном виде после оглашения резолютивной части решения суда изготовлено 28 июня 2012 года

Судия: подпись

«Копия верна»

Судья Пролетарского районного

суда Ростовской области                                                                   Р.Г. Поддубный