решение суда о признании бездействия незаконным и возложении обязанности



Дело № 2-414-2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«28» июня 2012 года                                                                                                              г. Пролетарск

Пролетарский районный суд Ростовской области в составе:

            председательствующего судьи                       Поддубного Р.Г.,

                            с участием прокурора                                                                    Афанасьева С.В.,

                            при секретаре                                                        Поперешняк М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <адрес> сельское поселение о признании бездействия Администрации МО «<адрес> сельское поселение» незаконным и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> района Ростовской области обратился в Пролетарский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации муниципального образования <адрес> сельское поселение о признании бездействия Администрации МО «<адрес> сельское поселение» незаконным и возложении обязанности, ссылаясь на то, что прокуратурой района в соответствии с поручением прокурора <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о пожарной безопасности в населенных пунктах, лесах и других территориях <адрес>.

Пунктом 9 статьи 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Данное положение также закреплено в п. 10 ст. 2 Устава муниципального образования «<адрес> сельское поселение».

Согласно ст. 19 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятии по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии с Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены и введены в действие Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03).

В силу пункта 114 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Однако в нарушение данной правовой нормы на территории <адрес> сельского поселения <адрес> отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Невыполнение всех предусмотренных мер по противопожарной безопасности на территории <адрес> сельского поселения ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих на территории поселения граждан.

Таким образом, бездействие Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес>, выразившееся в не приобретении средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, нарушает права местных жителей на пожарную безопасность и затрагивает право неопределенного круга лиц на получение необходимой защиты от пожара, защиту их жизни и здоровья, а также личного имущества от пожара.

Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать.

Применение такой меры прокурорского реагирования, как обращение в суд, будет адекватно сложившейся ситуации по неисполнению требований закона со стороны должностных лиц Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес>, поскольку судебное решение имеет высшую юридическую силу.

В статьях 245, 254 1 Г1К РФ прокурор не указан в числе лиц, обладающих правом обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. При этом следует учитывать, что статья 45 ГПК РФ, включенная в раздел «Общие положения» ГПК РФ, является общей нормой по участию прокурора в гражданском процессе и именно поэтому имеет приоритет над специальной нормой Кодекса.

Принимая во внимание, что ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, не ограничивая это право какими-либо категориями дел, прокурор может обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, если этими решениями, действиями (бездействием) нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.

Просит суд: 1. Признать бездействие Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес>, выразившееся в не приобретении средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

2. Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес> поселение» <адрес> устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно -приобрести и установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории поселения в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Афанасьев ФИО5. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивает.

Представитель Администрации муниципального образования <адрес> сельского поселения <адрес> - Глава администрации Барабашов ФИО6 в судебном заседании требования признал в полном объеме. Требования, предусмотренные ч.3 ст. 173 ГПК РФ ему разъяснены и понятны. Считает, что решение возможно исполнитель только в течении 9 месяцев, так как бюджетом не запланированы расходы на приобретение средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на 2012 год..

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в ходе проверки <адрес> в соответствии с поручением прокурора <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о пожарной безопасности в населенных пунктах, лесах и других территориях <адрес>, установлено, что на территории <адрес> сельского поселения <адрес> отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Данный факт в судебном заседании подтверждается ответом Главы <адрес> сельского поселения Барабашова ФИО7 на имя прокурора (л.д. 5) и не отрицается представителем ответчика Главой администрации <адрес> сельского поселения Барабашовым ФИО8

В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п. 10 ст. 2 Устава муниципального образования «<адрес> сельское поселение» к вопросам местного значения <адрес> сельского поселения <адрес> относится … обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов <адрес> сельского поселения.

Согласно ст. 19 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятии по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии с Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены и введены в действие Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03).

В силу пункта 114 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Таким образом, в судебном заседании установлено и не отрицается Главой Мокроельмутянского сельского поселения ФИО1, что администрацией Мокроельмутянского сельского поселения деятельность муниципального образования в сфере обеспечения мер противопожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения организована не надлежащим образом в виду наличия допущенных нарушений.

Суд критически оценивает утверждение Главы администрации <адрес> сельского поселения Барабашова ФИО9., что исполнить данное требование в текущем году не представляется возможным, так как в бюджете <адрес> сельского поселения на 2012 год не заложены расходы на приобретение средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, так как данное обстоятельство относится к исполнению требований заявления и не виляют на обстоятельства оценки доказательств, представленных заявителем. Доказательств, опровергающих требования прокурора, суду не представлено, судом таковых не добыто.

Невыполнение всех предусмотренных мер по противопожарной безопасности на территории <адрес> сельского поселения ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих на территории поселения граждан.

Таким образом, бездействие Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес>, выразившееся в не приобретении средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, нарушает права местных жителей на пожарную безопасность и затрагивает право неопределенного круга лиц на получение необходимой защиты от пожара, защиту их жизни и здоровья, а также личного имущества от пожара.

Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать.

В статьях 245, 254 ГПК РФ прокурор не указан в числе лиц, обладающих правом обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Учитывая, что статья 45 ГПК РФ, включенная в раздел «Общие положения» ГПК РФ, является общей нормой по участию прокурора в гражданском процессе и именно поэтому имеет приоритет над специальной нормой ст. 254 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, не ограничивая это право какими-либо категориями дел, прокурор может обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, если этими решениями, действиями (бездействием) нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <адрес> сельское поселение о признании бездействия Администрации МО «<адрес> сельское поселение» незаконным и возложении обязанности, подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать бездействие Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес>, выразившееся в не приобретении средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно - приобрести и установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории поселения в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд Ростовской области в течении месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательном виде после оглашения резолютивной части решения суда изготовлено 28 июня 2012 года

Судия: подпись

«Копия верна»

Судья Пролетарского районного

суда Ростовской области                                                                                                         Р.Г. Поддубный