решение суда о признании бездействия незаконным и возложении обязанности



Дело № 2-407-2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«28» июня 2012 года                                                                                                                           г. Пролетарск

Пролетарский районный суд Ростовской области в составе:

          председательствующего судьи                                                  Поддубного Р.Г.,

                          с участием прокурора                                                                     Афанасьева С.В.,

                          при секретаре                                                        Поперешняк М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <адрес> сельское поселение о признании бездействия Администрации МО «<адрес> сельское поселение» незаконным и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> района Ростовской области обратился в Пролетарский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации муниципального образования <адрес> сельское поселение о признании бездействия Администрации МО «<адрес> сельское поселение» незаконным и возложении обязанности, ссылаясь на то, что прокуратурой района в соответствии с поручением прокурора <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о пожарной безопасности в населенных пунктах, лесах и других территориях <адрес>.

Пунктом 9 статьи 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Данное положение также закреплено в п. 10 ст. 2 Устава муниципального образования «<адрес> сельское поселение».

Согласно ст. 19 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятии по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии с Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены и введены в действие Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03).

В силу пункта 114 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Однако в нарушение данной правовой нормы на территории <адрес> сельского поселения <адрес> отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Невыполнение всех предусмотренных мер по противопожарной безопасности на территории <адрес> сельского поселения ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих на территории поселения граждан.

Таким образом, бездействие Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес>, выразившееся в не приобретении средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, нарушает права местных жителей на пожарную безопасность и затрагивает право неопределенного круга лиц на получение необходимой защиты от пожара, защиту их жизни и здоровья, а также личного имущества от пожара.

Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать.

Применение такой меры прокурорского реагирования, как обращение в суд, будет адекватно сложившейся ситуации по неисполнению требований закона со стороны должностных лиц Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес>, поскольку судебное решение имеет высшую юридическую силу.

В статьях 245, 254 1 Г1К РФ прокурор не указан в числе лиц, обладающих правом обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. При этом следует учитывать, что статья 45 ГПК РФ, включенная в раздел «Общие положения» ГПК РФ, является общей нормой по участию прокурора в гражданском процессе и именно поэтому имеет приоритет над специальной нормой Кодекса.

Принимая во внимание, что ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, не ограничивая это право какими-либо категориями дел, прокурор может обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, если этими решениями, действиями (бездействием) нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.

Просит суд: 1. Признать бездействие Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес>, выразившееся в не приобретении средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

2. Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно -приобрести и установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории поселения в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Афанасьев ФИО7 на удовлетворении заявленных исковых требований настаивает.

Представитель Администрации муниципального образования <адрес> сельского поселения <адрес> - Глава администрации Ковалев ФИО8 в судебном заседании требования заявления не признал. Считает, что вины в бездействии Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> нет, так как администрация формирует бюджет, а утверждают его депутаты поселения. В 2011 году в бюджете поселения были заложены средства для обеспечения пожарной безопасности, однако в феврале 2012 года депутаты приняли решение о сокращении статей расходов, в том числе на пожарную безопасность. Помимо этого, в поселении на балансе имеется трактор МТЗ 82, который в случае пожара своим сигналом оповещает жителей. В настоящее время Администрацией <адрес> сельского поселения получены сверх доходы, и в настоящее время решается вопрос о заключении договора на монтаж средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в ходе проверки <адрес> Пролетарского района Ростовской области в соответствии с поручением прокурора Ростовской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о пожарной безопасности в населенных пунктах, лесах и других территориях <адрес>, установлено, что на территории <адрес> сельского поселения <адрес> отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Данный факт в судебном заседании подтверждается ответом Главы <адрес> сельского поселения Ковалева ФИО9 на имя прокурора (л.д. 5) и не отрицается представителем ответчика Главой администрации <адрес> сельского поселения Ковалевым ФИО10

В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п. 10 ст. 2 Устава муниципального образования «<адрес> сельское поселение» к вопросам местного значения <адрес> сельского поселения <адрес> относится … обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов <адрес> сельского поселения.

Согласно ст. 19 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятии по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии с Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены и введены в действие Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03).

В силу пункта 114 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Таким образом, в судебном заседании установлено и не отрицается Главой <адрес> сельского поселения Ковалевым ФИО11 что администрацией <адрес> сельского поселения деятельность муниципального образования в сфере обеспечения мер противопожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения организована не надлежащим образом в виду наличия допущенных нарушений.

Суд критически оценивает утверждение Главы администрации <адрес> сельского поселения Ковалева ФИО12. о том, что вины в бездействии Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> нет, так как администрация формирует бюджет, а утверждают его депутаты поселения и в 2011 году в бюджете поселения были заложены средства для обеспечения пожарной безопасности, однако в феврале 2012 года депутаты приняли решение о сокращении статей расходов, в том числе на пожарную безопасность, так как в судебном заседании установлено, что Администрация <адрес> сельского поселения <адрес> действует с 2006 года, однако требования действующего законодательства о противопожарной безопасности в части установки на территории поселения средств звукового оповещения граждан о пожаре до настоящего времени не выполнены.

Утверждение Главы Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Ковлаева ФИО13. о том, что в поселении на балансе имеется трактор МТЗ 82, который в случае пожара своим сигналом оповещает жителей и в настоящее время Администрацией <адрес> сельского поселения получены сверх доходы, и в настоящее время решается вопрос о заключении договора на монтаж средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара судом тщательно проверены и судом не могут быть приняты как основание для отказа в удовлетворении заявленных требований, так как оповещение граждан сигналом трактора МТЗ-82 о пожаре не будет в полной мере соответствовать целям и требованиям, предъявляемым к средствам звукового оповещения граждан на случай пожара нормами, регулирующими данные правоотношения, так как звуковой сигнал трактора в силу своей специфики предназначен для подачи звукового сигнала с целью предотвращения ДТП и др., то есть он не предназначен для оповещения граждан о пожаре, а так же учитывая распространенность данных видов тракторов имеющих стандартный звуковой сигнал, а так же тот факт, что <адрес> сельское поселение включает в себя несколько территориальных образований расположенных обособленно на удалении друг от друга, данная мера администрации <адрес> сельского поселения не может в полной мере способствовать достижению цели оповещения граждан на случай пожара. Суд так же учитывает, что намерение администрации заключить договор на монтаж средств звукового оповещения граждан на случай пожара, не является безусловным доказательством исполнения администрацией требования законодательства о противопожарной безопасности в части установки на территории <адрес> сельского поселения средств звукового оповещения граждан о пожаре.

Суд так же учитывает, что отсутствие денежных средств относится к исполнению требований заявления и не виляют на обстоятельства оценки доказательств, представленных заявителем. Доказательств, опровергающих требования прокурора, суду не представлено, судом таковых не добыто.

Невыполнение всех предусмотренных мер по противопожарной безопасности на территории ФИО2 сельского поселения ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих на территории поселения граждан.

Таким образом, бездействие Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес>, выразившееся в не приобретении средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, нарушает права местных жителей на пожарную безопасность и затрагивает право неопределенного круга лиц на получение необходимой защиты от пожара, защиту их жизни и здоровья, а также личного имущества от пожара.

Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать.

В статьях 245, 254 ГПК РФ прокурор не указан в числе лиц, обладающих правом обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Учитывая, что статья 45 ГПК РФ, включенная в раздел «Общие положения» ГПК РФ, является общей нормой по участию прокурора в гражданском процессе и именно поэтому имеет приоритет над специальной нормой ст. 254 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, не ограничивая это право какими-либо категориями дел, прокурор может обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, если этими решениями, действиями (бездействием) нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <адрес> сельское поселение о признании бездействия Администрации МО «<адрес> сельское поселение» незаконным и возложении обязанности, подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать бездействие Администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес>, выразившееся в не приобретении средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно - приобрести и установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории поселения в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд Ростовской области в течении месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательном виде после оглашения резолютивной части решения суда изготовлено 29 июня 2012 года

Судия: подпись

«Копия верна»

Судья Пролетарского районного

суда Ростовской области                                                                   Р.Г. Поддубный