решение суд о прекращении производства по делу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

        «18» января 2011 год            г. Пролетарск

Судья Пролетарского районного суда Ростовской области Кирюхина Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.1 ч. 4 КРФобАП в отношении директора ООО «Офтальмикус» Альджуайди Мохаммеда Эйд и жалобу генерального директора ООО «Офтальмикус» Альджуайди Мохаммеда Эйд на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района Ростовской области от 3 декабря 2010 года по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «Офтальмикус» Альджуайди Мохаммеда Эйд,

УСТАНОВИЛ:

10 сентября 2010 года главным специалистом отдела экспертизы качества медицинской помощи управления лечебно-профилактической помощи министерства здравоохранения Ростовской области Квитко И.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ст. 14.1 ч.4 КРФобАП в отношении директора ООО «Офтальмикус» Альджуайди Мохаммеда Эйд.

Из указанного протокола об административном правонарушении следует, что 10 сентября 2010 года главным специалистом отдела экспертизы качества медицинской помощи управления лечебно-профилактической помощи министерства здравоохранения Ростовской области Квитко И.А. в результате проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Офтальмикус» с целью проверки качества оказания медицинской помощи, в том числе соблюдения лицензионных требований и условий, при оказании медицинской помощи Дронь М.К. были выявлены нарушения, связанные с не соблюдением требований п.п. «з» п.5 Постановления Правительства РФ от 12.01.2007 г. № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» вследствие не обеспечения контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).

На момент проведения проверки в ООО «Офтальмикус», расположенным по адресу: 347540 Ростовская область Пролетарский район г. Пролетарск, ул. Пионерская, 91 отсутствовали необходимые условия для выполнения регламентированного объема обследования пациентов с катарактой (приказ Минздравсоцразвития РФ от 21.05.2007 г. № 349 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с катарактой (при оказании специализированной медицинской помощи)»: в штате ООО «Офтальмикус» отсутствует врач оториноларинголог, а также нет необходимых лабораторно-диагностических подразделений, обеспечивающих проведение лабораторного и дополнительного инструментального обследования пациентов (общего и биохимического анализов крови, общего анализа мочи, регистрация электрокардиограммы с последующей расшифровкой результатов электрокардиографического исследования). Предоперационное лабораторное и дополнительное инструментальное обследование и консультации смежных специалистов больных, обращающихся за медицинской помощью в ООО «Офтальмикус», осуществляются за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения Ростовской области при отсутствии соответствующих договоров на оказание вышеперечисленных медицинских услуг между ООО «Офтальмикус» и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями здравоохранения Ростовской области. То есть должностное лицо директор ООО «Офтальмикус» Альджуайди М. Э., осуществлял предпринимательскую деятельность с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), ввиду чего совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.1 ч.4 КРФ об АП.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района Ростовской области от 3 декабря 2010 года должностное лицо директор ООО «Офтальмикус» Альджуайди М. Э. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 4000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КРФобАП.

Не согласившись с принятым решением мирового судьи Альджуайди М. Э. обратился в Пролетарский районный с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района Ростовской области от 3 декабря 2010 года.

В жалобе просит отменить состоявшееся судебное постановление, указывая на то, что оно является незаконным, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КРФобАП, при этом приводя иные доводы по которым не согласен с принятым решением мирового судьи.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, считаю жалобу директора ООО «Офтальмикус» Альджуайди М. Э. подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В жалобе директор ООО «Офтальмикус» Альджуайди М. Э. указывает, что на рассмотрении в Ростовском арбитражном суде находилось дело № А53-506\10 по заявлению Министерства образования РФ о привлечении ООО «Офтальмикус» к административной ответственности по ч. 4 ст.14.1 КРФобАП в связи с нарушением п.п.«з» п.5 постановления Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30 об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности». Основанием для обращения в арбитражный суд послужил протокол об административном правонарушении от 10.09.2010 года.

Решением Ростовского арбитражного суда по делу № А53-19606/10 от 3.11. 2010 года в удовлетворении заявления о привлечении ООО «Офтальмикус» к административной ответственности отказано ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Решение арбитражного суда вступило в законную силу 3.12.2010 года.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района Ростовской области от 3.12.2010 года директор ООО «Офтальмикус» Альджуайди М.Э. привлечен к административной ответственности по ст.14.1 ч.4 КРФобАП и подвергнут наказанию в виде штрафа 4 000 рублей.

Согласно заявлениям министерства здравоохранения РО и протоколу об административном правонарушении от 10.09.2010 года, административное правонарушение ООО «Офтальмикус» совершено при осуществлении экономической деятельности по оказанию платной медицинской помощи гражданам и выразилось в следующем:

ООО «Офтальмикус» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии № ЛО-61-01-000834 министерства здравоохранения РО от 29.10.2009 года об оказании медицинских услуг: доврачебная медицинская помощь по анестезиологии и реаниматологии, операционное дело и сестринское дело; амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи, по анестезиологии и реаниматологии, офтальмологии; стационарная медицинская помощь, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи, по анестезиологии и реаниматологии, офтальмологии.

В ходе внеплановой проверки в ООО «Офтальмикус» выявлено нарушение п.п. «з» п.5 Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности». В соответствие с п.6 названного постановления, нарушение п.п. «з» п.5 Постановления признается грубым нарушением лицензионных требований. Указанное нарушение состоит в необеспечении лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям.

В заявлении указано, что отсутствие контроля выразилось в том, что в нарушение приказа Минздравсоцразвития РФ от 21.05.2007 года № 349 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с катарактой (при оказании специали-зированной помощи)»:в штате ООО «Офтальмикус» отсутствует врач отоларинголог; нет необходимых лабораторно-диагностических подразделений, обеспечивающих проведение лабораторного и дополнительного инструментального обследования пациентов (общего и биохимического анализа крови, общего анализа мочи, регистрация электрокардиограммы с последующей расшифровкой результатов электрокардиографического исследования); предоперационное лабораторное и дополнительное инструментальное обследование и консультации смежных специалистов больных, обращающихся за медицинской помощью в ООО «Офтальмикус», осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения Ростовской области при отсутствии соответствующих договоров на оказание вышеперечисленных медицинских услуг между ООО «Офтальмикус» и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями здравоохранения РО.

Проверка в отношении ООО «Офтальмикус» проводилась по жалобе Дронь М.К. о некачественно оказанной медицинской помощи. В ходе проверки нарушений при оказании медицинской помощи Дронь М.К. не выявлено. Однако было установлено, что при обследовании пациентов в ООО «Офтальмикус», пациенты предоставляют справки из ЛПУ по месту жительства о результатах исследования крови, очи, электрокардиограмму и справки об обследовании смежными специалистами. 1о мнению заявителя, предоперационное обследование смежными специалистами (отоларинголога), лабораторные анализы крови и мочи, электрокардиография должны были осуществляться в подразделениях ООО «Офтальмикус», либо в ЛПУ здравоохранения РО по специально заключенному договору ООО «Офтальмикус» с ЛПУ. Проведение предоперационного обследования за счет программ обязательного медицинского страхования является нарушением Приказа Минздравсоцразвития РФ от 21.05.2007 года № 349 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с катарактой (при оказании специализированной помощи)».

Считает, что постановление мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района от 3.12.2010 года о привлечении Альджуайди М.Э. к административной ответственности по ст. 14.1. ч.4 КРФобАП является незаконным и необоснованным и подлежит отмене, так как Установленное решением Ростовского арбитражного суда от 3.11.2010 года по делу № А53-19606М0 обстоятельство: отсутствие состава административного правонарушения имеет преюдициальное значение для суда, рассматривающего спор о привлечении директора ООО «Офтальмикус» к административной ответственности а то же правонарушение. В силу ч.З ст.61 ГПК РФ установленные арбитражным удом обстоятельства не только не подлежат доказыванию, но и не могут оспариваться лицом, которое участвовало в судебных разбирательствах арбитражного суда куда общей юрисдикции (каковым является министерство здравоохранения РО).

Ссылка мирового судьи на то, что Альджуайди М.Э. представил копию решения Ростовского арбитражного суда по делу № А53-19606/10, но это решение «...не заверено, не подписано» не соответствует закону, поскольку решение арбитражного суда является открытым для общего доступа, опубликованным документом, размещенным на сайте Высшего арбитражного суда РФ и Ростовского арбитражного суда.

Кроме того, обжалуемое постановление мирового судьи противоречит закону по содержанию, так как основанием признания директора ООО «Офтальмикус» виновным в совершении административного правонарушения послужил вывод о том, что ООО «Офтальмикус» в нарушение приказа Минздравсоцразвития РФ от 21.05.2007 года № 349 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с катарактой (при оказании специализированной помощи)» не имел в штате диагностической лаборатории и врача отоларинголога, в связи с чем предоперационное обследование больных осуществлялось не в ООО «Офтальмикус», а в лечебно-профилактических учреждениях (поликлиниках) по месту жительства больных. Однако ООО «Офтальмикус» неоднократно сообщало мировому судье о том, что, во-первых, приказ Минздравсоцразвития РФ от 21.05.2007 года № 349 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с катарактой (при оказании специализированной помощи)» не был опубликован, не зарегистрирован в Минюсте Ф, не является нормативным актом, и, как прямо указано в п.2, рекомендован к применению, а не обязателен для применения. Во-вторых, указанный приказ не придан не нуждающимся в государственной регистрации в Минюсте РФ в порядке, усыновленном приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.06.2009 года № 319н. В-третьих, этот приказ не содержит императивной нормы о наличии в штате лицензиата врача офтальмолога и лабораторно-диагностических подразделений. Последнее обстоятельство подтверждается тем, что менее чем за год до проверки ООО «Офтальмикус» Минздравом РО была выдана лицензия при отсутствии шпате лицензиата вышеуказанных подразделений. Любой гражданин имеет право пройти соответствующее обследование в поликлинике по месту жительства и ООО (Офтальмикус» не вправе обязать этого гражданина нести расходы на такое обследование повторно. Кроме того, проверкой не выявлено отсутствие контроля за качеством оказываемой медицинской помощи, напротив, установлено, что медицинская помощь, называемая в ООО «Офтальмикус», соответствует существующим нормам и требованиям. Об этом прямо указано в акте проверки по результатам рассмотрения жалобы Дронь М.К. В силу этого, применение в данном случае ч.4 ст. 14.1 КРФобАП ни чем не обосновано. Из акта проверки, протокола об административном правонарушении и заявления видно, что действиями ООО «Офтальмикус» вред правам или загонным интересам пациентов, государства или иных лиц причинен не был.

В судебное заседание директор ООО «Офтальмикус» Альджуайди М.Э. не явился, о причине неявки не сообщил, извещен надлежаще.

В судебное заседание явился представитель директора ООО «Офтальмикус» Альджуайди М.Э. адвокат Звонков В.Б., который полностью поддержал доводы, изложенные в жалобе, при этом, дав подробные пояснения суду по существу рассматриваемого дела об административном правонарушении, просил суд, отменить постановление мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района Ростовской области от 3 декабря 2010 года о наложении на директора ООО «Офтальмикус» Альджуайди М.Э. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.14.1 ч.4 КРФ об АП, производство по делу об административном правонарушении, просил прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с ч.1,2 ст. 30.3 КРФобАП - жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления; в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КРФобАП, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу, установленный срок Альджуайди М.Э. не пропущен.

Суд, выслушав представителя директора ООО «Офтальмикус» Альджуайди М.Э. - адвоката Звонков В.Б., исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

В период с 03.09.2010г. по 10.09.2010г. Министерством здравоохранения Ростовской области на основании приказа № 1136 от 02.09.2010г. о проведении внеплановой выездной проверки случая оказания медицинской помощи Дронь М.К. проведены мероприятия по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности обществом с ограниченной ответственностью «Офтальмикус».

В результате проведенной проверки выявлены следующие грубые нарушения: в обществе отсутствуют необходимые условия для выполнения регламентированного объема обследования пациентов с катарактой, а именно, в штате общества нет врача оториноларинголога, а также нет необходимых лабораторно-диагностических подразделений, обеспечивающих проведение лабораторного и дополнительного инструментального обследования пациентов (общего и биохимического анализов крови, общего анализа мочи, регистрация электрокардиограммы с последующей расшифровкой результатов электрокардиографического исследования).

Предоперационное лабораторное и дополнительное инструментальное обследование и консультации смежных специалистов больных, обращающихся за медицинской помощью в общество, осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения Ростовской области при отсутствии соответствующих договоров на оказание вышеперечисленных медицинских услуг между обществом и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями здравоохранения Ростовской области.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 10.09.2010г.(л.д.18-23).

10.09.2010г. главным специалистом отдела экспертизы качества медицинской помощи управления лечебно-профилактической помощи министерства здравоохранения Ростовской области составлен протокол об административном правонарушении в отношении предпринимателя по статье 14.1 части 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицируемого как осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (л.д. 5-6).

Материалы дела об административном правонарушении направлены мировому судье судебного участка № 1 Пролетарского района Ростовской области для рассмотрения по существу (л.д.2-4).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района Ростовской области от 3.12.2010 года директор ООО «Офтальмикус» Альджуайди М.Э. привлечен к административной ответственности по ст.14.1 ч.4 КРФобАП и подвергнут наказанию в виде штрафа 4 000 рублей.

Однако, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, считаю постановление мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района Ростовской области от 3.12.2010 года подлежащим отмене по следующим основаниям.

Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление

предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).

В соответствии со статьей 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Кроме того, статьей 2 указанного федерального закона определено понятие «лицензионные требования и условия» как совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Общество имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности № ЛО-61-01-000834 от 29.10.2009г., сроком действия по 29.10.2014г (л.д. 24-25).


Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются - организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность с грубыми нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Постановлением Правительства № 30 от 22.01.2007г. утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, пунктом 5 которого определены лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности.

В силу подпункта «з» пункта 5 указанного Положения предусмотрено обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).

В качестве объективной стороны административного правонарушения обществу
вменено следующее: в штате общества нет врача оториноларинголога, а также нет
необходимых лабораторно-диагностических подразделений, обеспечивающих проведение
лабораторного и дополнительного инструментального обследования пациентов (общего и
биохимического анализов крови, общего анализа мочи, регистрация
электрокардиограммы с последующей расшифровкой результатов

электрокардиографического исследования). Предоперационное лабораторное и
дополнительное инструментальное обследование и консультации смежных специалистов
больных, обращающихся за медицинской помощью в общество, осуществляется за счет
средств обязательного медицинского страхования в муниципальных лечебно-
профилактических учреждениях здравоохранения Ростовской области при отсутствии
соответствующих договоров на оказание вышеперечисленных медицинских услуг между
обществом      и муниципальными      лечебно-профилактическими      учреждениями

здравоохранения Ростовской области. В обоснование выявленных нарушений Министерством указано, что директором ООО «Офтальмикус» Альджуайди М.Э. нарушен приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.05.2007г. № 349 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с катарактой (при оказании специализированной медицинской помощи)».

При этом как следует из материалов дела в ходе проведения проверки установлено, что пациенты общества предоставляют справки из лечебно-профилактических учреждений по месту жительства о результатах исследования крови, мочи, электрокардиограмму и справки об обследовании смежными специалистами (отоларинголога), осуществляемые пациентами в рамках обязательного медицинского страхования.

Между тем приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.05.2007г. № 349 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с катарактой (при оказании специализированной медицинской помощи)» не содержит требования о наличии в штате лицензиата врача офтальмолога и лабораторно-диагностических подразделений, а также запрета на проведение предоперационных лабораторных исследований в поликлинике по месту жительства пациента с предоставлением соответствующих документов. Напротив, обследование отоларинголога, лабораторные анализы мочи и крови, электрокардиография входят в программу обязательного медицинского страхования и предоставляются пациентам бесплатно.

Кроме того, приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.05.2007г. № 349 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с катарактой (при оказании специализированной медицинской помощи)» не является нормативным правовым актом, подлежащим применению, поскольку в установленном порядке не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликован. Как прямо указано в пункте 2 рекомендован руководителям специализированных медицинских учреждений к использованию, а не обязателен для применения.

Сведения о том, что указанный приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, признан Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, в порядке установленном приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.06.2009г. № 319н, отсутствуют.

Следовательно, упомянутый приказ нельзя рассматривать как акт, устанавливающий для общества обязанность по наличию в штате врача оториноларинголога, а также лабораторно-диагностических подразделений.

При таких обстоятельствах в действиях директора ООО «Офтальмикус» Альджуайди М.Э. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении от 10.09.2010г. составлен в присутствии директора «Офтальмикус» Альджуайди М.Э.

Кроме того, на момент рассмотрения мировым судьей дела об административном правонарушении в отношении директора «Офтальмикус» Альджуайди М.Э., имелось вступившее в законную силу решение Ростовского арбитражного суда от 3.11.2010 года по делу № А53-19606/10, которым в удовлетворении заявления о привлечении ООО «Офтальмикус» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КРФобАП отказано ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Между тем мировым судьёй данный факт не учтен при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении директора «Офтальмикус» Альджуайди М.Э., и привлечении его к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка N 1 Пролетарского района Ростовской области подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях директора «Офтальмикус» Альджуайди М.Э., состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КРФоб АП.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.10 КРФобАП суд,

Р е ш и л:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского района Ростовской области от 3 декабря 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.1 ч.4 КРФобАП в отношении должностного лица директора «Офтальмикус» Альджуайди Мохаммеда Эйд - отменить, производство по делу прекратить на основании ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ - отсутствие состава административного правонарушения.

Судья: подпись                                                                                          Кирюхина Е.В.

        КОПИЯ ВЕРНА.

Судья                                                                                                           Кирюхина Е.В.