о признании незаконным решения призывной комиссии



Дело N 2-1436/10

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Тверь 28 июля 2010 года

Пролетарский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Баранова В.В.,

с участием представителя заявителя Бильсон Е.Ю., заинтересованного лица Горячевой О.В.,

при секретаре Таршиновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Шигова Н.М. об оспаривании решения призывной комиссии отдела областного военного комиссариата Тверской области по г. Твери и заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу,

УСТАНОВИЛ:

Шигов Н.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконными заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и решение призывной комиссии отдела областного военного комиссариата Тверской области по г. Твери от Дата обезличена 2010 года о признании заявителя годным к военной службе.

В обоснование обращения Шиговым Н.М. указано на то, что он состоит на воинском учёте в отделе областного военного комиссариата Тверской области по г. Твери, (далее — Отдел ВКТО по г. Твери). Дата обезличена 2010 года заявитель был вызван в Отдел ВКТО по г. Твери, для прохождения процедуры связанной с призывом. В назначенный день Шигов Н.М. явился в Отдел ВКТО по г. Твери, где призывная комиссия по результатам медицинского освидетельствования признала его годным к военной службе по категории годности ... (годен к военной службе).

Считает решение призывной комиссии Отдела ВКТО по г. Твери, и заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, о признании его годным к военной службе, вынесенные по итогам медицинского освидетельствования заявителя, незаконными и подлежащими отмене по следующим основаниям:

При прохождении медицинского освидетельствования заявитель предъявлял жалобы на состояние здоровья, которые не были приняты во внимание врачами-специалистами, его не направили на дополнительное медицинское освидетельствование, что в свою очередь является нарушением п. 4 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно п. 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.02.03 г. №123, по направлению военкоматов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых МО PФ_совместно с МЗ РФ Пункт 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ, при призыве на военную службу и лечебно – оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом МО РФ № 240 и Приказом МЗ РФ № 168 от 23.05.01г., указывает на необходимость осуществления не ранее 30 суток до начала проведения медицинского освидетельствования призывников следующих мероприятий:

а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки;

б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов);

в) анализ мочи (удельный вес, белок);

г) электрокардиографическое исследование.

Указанные мероприятия в отношении заявителя вообще не проводились. Его состояние здоровья всесторонне и полностью исследовано не было, что является недопустимым, так как без учета данной информации невозможно оценить клиническую картину состояния здоровья. В отсутствии клинико-инструментального обследования в отношение заявителя, врачи-специалисты не имели права освидетельствовать заявителя и выносить соответствующее решение о его категории годности. Согласно п. 4 ст. 5. 1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положения о военной - врачебной экспертизе медицинское освидетельствование граждан должно быть всесторонним и объективным.

Направления на данные диагностические исследования были выданы заявителю уже после вынесения решения о его годности к военной службе, что явилось нарушением норм действующего законодательства.

Кроме того, согласно Приказа Минздравсоцразвития № 323 от 10.05.2007 г. «Об утверждении порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санитарно-курортной медицинской помощи» военно-врачебная экспертиза включена в перечень работ и услуг, подлежащих лицензированию.

Военный комиссариат Тверской области не имеет лицензии на проведение военно-врачебной экспертизы (далее ВВЭ), что является нарушением норм действующего законодательства. Кроме того, лечебные учреждения, которые на основании постановления администрации г. Твери направляют врачей-специалистов для проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу РФ также должны иметь лицензию на ВВЭ.

Заявитель Шигов Н.М. в судебное заседание не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела без его участия.

Представитель заявителя Бильсон Е.Ю. в суде поддержала заявленные требования по вышеприведенным основаниям.

Представитель призывной комиссии в муниципальном образовании Тверской области городе Твери, извещенный надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, что, в силу ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Заинтересованное лицо – врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, Горячева О.В. в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что о наличии какого-либо конкретного заболевания Шигов Н.М. комиссии не сообщал. Заявитель жаловался .... Данными о выдаче заявителю направлений на диагностические исследования она не располагает. Решение комиссией принималось в отсутствие диагностических исследований Шигова Н.М. Почему Шигов Н.М. был признан годным к военной службе без диагностических исследований пояснить не может.

Заслушав заявителя, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ по делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанности по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия.

В силу статьи 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

На основании преамбулы к Федеральному закону от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется настоящим Федеральный законом.

Статьей 5.1 данного ФЗ предусмотрено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, которые по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Как следует из положения ч. 1 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В соответствии с п.п. 7-9 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (Приложение N 3 к приказу Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 г. N 240/168) не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся:

а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев);

б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов);

в) анализ мочи (удельный вес, белок);

г) электрокардиографическое исследование.

Сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в разделе II учетной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Флюорограммы (рентгенограммы), анализы крови, мочи и электрокардиограммы находятся в личном деле призывника.

Врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе.

Таким образом, флюорографическое и лабораторные исследования являются обязательным условием оценки состояния здоровья призывника и его годности к военной службе.

Как установлено судом решением призывной комиссии в муниципальном образовании Тверской области городе Твери от Дата обезличена 2010 года Шигов Н.М. признан годным к военной службе (категория годности ... и призван на военную службу.

В судебном заседании также установлено, что до начала медицинского освидетельствования флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки, лабораторные и электрокардиографическое исследования Шигову Н.М. проводились, что подтверждается отсутствием соответствующих записей в разделе II учетной карты призывника и в карте медицинского освидетельствования заявителя.

Таким образом, решение призывной комиссии в муниципальном образовании Тверской области городе Твери основано на неполных данных о состоянии здоровья Шигова Н.М., в связи с чем не может быть признано правомерным.

Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение призывной комиссии в муниципальном образовании Тверской области городе Твери от 9 апреля 2010 года о призыве Шигова Н.М. на военную службу недействующим со дня его вынесения обязав призывную комиссию провести медицинское освидетельствование Шигова Н.М. в соответствии с нормами действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.В.Баранов

Решение не вступило в законную силу

-32300: transport error - HTTP status code was not 200