Дело N 2-311/10
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерацииг. Тверь 29 июля 2010 года
Пролетарский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Баранова В.В.,
с участием представителя истца Луньковой Е.В.,
при секретаре Таршиновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Комитета по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области к Целибееву А.В. о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области обратился в суд с иском к Целибееву А.В. о взыскании 1 156 565 рублей 28 копеек в возмещение ущерба, причиненного объекту археологического наследия.
В обоснование заявленных требований истцом указано на то, что Дата обезличена 2008 года Целибеев А.В. обратился в комитет с просьбой о выдаче условий на проектирование и строительство индивидуального ...
Дата обезличена 2009 года за Номер обезличен комитетом Целибееву А.В. были выданы запрошенные условия на строительство индивидуального жилого дома. В условиях было указано на то обстоятельство, что участок проектирования и планируемого строительства расположен на территории исторического поселения -город Тверь, на территории групповой охранной зоны памятников истории и культуры исторического ядра г. Твери, на территории выявленного объекта культурного наследия - ... на территории объекта археологического наследия - ... Учитывая вышеизложенное, и основываясь на нормах действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия в условиях от Дата обезличена.2009 г. Номер обезличен комитетом были определены требования к проектированию и строительству на земельном участке по адресу: ... До начала строительства на участке требовалось выполнить ряд условий. В частности, в соответствии с п. 2 данных условий Целибеев А.В. был обязан заключить с комитетом Охранное обязательство на занимаемый участок памятника археологии. В соответствии с п. 3 условий после согласования с комитетом архитектурного решения жилого дома (проекта строительства) застройщику необходимо было выполнить силами специализированной организации археологические исследования, получив предварительно разрешение комитета на производство работ на памятнике археологии. В соответствии с п. 4 условий - по завершении полевых археологических работ требовалось представить в комитет соответствующий Акт об их выполнении в необходимом для строительства объеме. Пункт 1 условий определял допустимые параметры возможного строительства на указанном земельном участке, а п. 5 требовал согласования с комитетом архитектурного решения (проекта) здания и коммуникаций.
Однако, Дата обезличена 2009 года представителями комитета и Тверского научно-исследовательского историко-археологического и реставрационного центра (ТНИИР-Центра) был выявлен факт начала земляных работ на памятнике археологии по адресу: ... Земляные работы на объекте были начаты без согласования и разрешения комитета, без предварительного выполнения археологических исследований. В ходе самовольных земляных работ по состоянию на Дата обезличена.2009 г. застройщиком был причинен ущерб объекту археологического наследия (памятнику археологии) на площади не менее ... о чем был составлен соответствующий Акт.
Дата обезличена.2009 г. за Номер обезличен комитетом было направлено в адрес застройщика предписание с требованиями немедленно остановить производство всех несогласованных госорганом охраны объектов культурного наследия земляных работ на территории памятника археологии по указанному выше адресу и привести деятельность на участке в соответствие с действующим законодательством. Предписание было застройщиком проигнорировано.
Дата обезличена.2009 г. сотрудниками комитета был составлен повторный Акт о продолжении несогласованных земляных работ на памятнике археологии. На момент составления Акта площадь разрушения памятника составляла не менее ... По требованию представителей комитета и в их присутствии земляные работы строительными рабочими были приостановлены.
Однако, Дата обезличена2009 г. при очередном выезде на объект строительства сотрудниками комитета и специалистами специализированных археологических организаций был зафиксирован факт возобновления и продолжения несогласованных и неразрешенных госорганом охраны объектов культурного наследия земляных работ на территории памятника археологии. На момент осмотра объекта работ на участке строительства были уничтожены археологические культурные отложения на площади около ...
Учитывая возобновление земляных работ и новые факты разрушения памятника археологии Дата обезличена.2009 г. за Номер обезличен комитет направил застройщику повторное предписание, врученное Целибееву А.В. лично под подпись. Требования повторного предписания также были застройщиком проигнорированы.
Дата обезличена.2009 г. сотрудником комитета и представителем специализированной археологической организации был осуществлен очередной выезд на объект строительства. В результате выезда был установлен факт продолжения несогласованных земляных и строительных работ в нарушение требований вышеуказанных предписаний. Находившийся на объекте работ Целибеев А.В. запретил осматривать и производить обмер объекта строительства, от участия в составлении Акта уклонился, остановить производство работ отказался. В результате - Акт о производстве работ был составлен без участия Целибеева А.В.
Поскольку с течением времени комитет не получил информации о выполнении застройщиком требований вышеуказанных предписаний, а строительство на территории памятника археологии продолжалось без обеспечения и выполнения мероприятий по его сохранению, комитет обратился к застройщику письмом от Дата обезличена.2009 г. Номер обезличен с предложением представить в комитет документы о выполнении требований предписаний.
Дата обезличена 2009 года в комитет поступило письмо от Целибеева А.В. (датированное автором Дата обезличена.2009 г.) с приложением Акта (заключения) полевого археологического обследования самовольно отрытого на памятнике археологии (... котлована и траншеи в г. Твери, .... Ранее данный документ был представлен в комитет организацией непосредственно производившей археологическое обследование ... В соответствии с материалами произведенного обследования, подписанными в том числе и застройщиком Целибеевым А.В., по состоянию на Дата обезличена.2009 г. на объекте строительства по адресу: ... был причинен ущерб объекту археологического наследия (памятнику археологии) на площади ...
На основании указанного Акта полевого археологического обследования специально созданной комиссией была определена сумма ущерба, причиненного памятнику археологии (объекту археологического наследия), в ходе несогласованных и неразрешенных госорганом охраны объектов культурного наследия земляных и строительных работ на территории памятника. Согласно произведенным расчетам сумма ущерба составила 1 156 565 рублей 28 копеек.
Дата обезличена.2009 г. за Номер обезличен в адрес застройщика направлено очередное предписание, в том числе с требованием - в срок до Дата обезличена.2009 г. оплатить ущерб, причиненный памятнику археологии. Требования данного предписания застройщиком также были проигнорированы.
Дата обезличена2009 г., при очередном выезде на объект представителей комитета и специалистов специализированных археологических организаций, установлен факт продолжения остановленных предыдущими предписаниями земляных и строительных работ по адресу: ...
Дата обезличена2009 г., в связи с истечением установленного срока оплаты суммы ущерба, причиненного памятнику археологии, комитет направил Целибееву А.В. письмо Номер обезличен с предложением представить в комитет документ, подтверждающий оплату суммы ущерба (копию банковской квитанции о перечислении суммы ущерба). Данное обращение комитета оставлено застройщиком без ответа.
Дата обезличена.2009 г. письмом Номер обезличен комитет повторно затребовал от Целибеева А.В. представление документов, подтверждающих исполнение им условий вышеуказанных предписаний.
Одновременно застройщик был предупрежден о том, что в случае непредставления указанных документов до конца 2009-го года комитет будет вынужден требовать исполнения предписаний в судебном порядке.
На настоящий момент документы, свидетельствующие о выполнении застройщиком условий, высказанных в указанных предписаниях, в комитет не представлены, требования комитета застройщиком не выполнены, несогласованное и неразрешенное комитетом строительство на территории памятника продолжается.
Позиция комитета в данном конфликте основывается на следующих обстоятельствах. Город Тверь является историческим городом, официально включенным в список исторических городов России. Согласно действующего законодательства, градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия. В историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты, в т.ч. археологический культурный слой. Одним из объектов культурного наследия г. Твери, расположенным непосредственно на участке строительства, является объект археологического наследия
(памятник археологии) - ...
Согласно ст. 35 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» Номер обезличенФЗ от Дата обезличена г. проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных и т.д.работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля. Согласно ст. 40 данного закона – в исключительных случаях под сохранением объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы. То есть строительство на
территории памятника археологии возможно только после археологических раскопок, выполнение которых может быть приравнено к работам по сохранению памятника. В данном случае, застройщиком Целибеевым А.В. данная норма закона была нарушена.
Кроме того, Целибеев А.В. не остановил работы, причиняющие
ущерб объекту археологического наследия, ухудшающие его состояние, нарушающие его целостность и сохранность после получения письменных предписаний комитета, чем нарушил норму ст. 37 вышеуказанного закона.
Так как памятнику археологии в ходе строительства причинен вред и восстановить памятник на данном участке уже не возможно, то согласно ст. 61 вышеуказанного закона, застройщик обязан возместить стоимость мероприятий, необходимых для сохранения памятника, в объёмах, предусмотренных ст.ст. 40, 45 закона, то есть стоимость археологических раскопок.
На дату подачи иска требования госоргана охраны памятников в части возмещения ущерба, причиненного выявленному объекту археологического наследия, Целибеевым А.В. не выполнены.
В судебном заседании представитель истца Лунькова Е.В. поддержала исковые требования по вышеприведенным основаниям.
Ответчик Целибеев А.В. в судебное заседание не явился. В своем ходатайстве просил о приостановлении производства по делу до принятия решения по делу, рассматриваемому Заволжским районным судом г. Твери по иску Целибеева А.В. о признании недействительными предписания Комитета от Дата обезличена.2009 г. и расчета без даты. Вопрос о приостановлении производства по делу просил рассмотреть без его участия из-за невозможности явки в суд по причине занятости в связи с исполнением профессиональных обязанностей.
Определением суда от Дата обезличена2010г. в удовлетворении ходатайства Целибеева А.В. о приостановлении производства по делу отказано, постановлено рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует настоящий Федеральный закон.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 59 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» историческим поселением в целях настоящего Федерального закона является городское или сельское поселение, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.
В историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные объекты.
На основании п. 2 ст. 35, п. 2 ст. 40 данного Федерального закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В исключительных случаях под сохранением объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, осуществляемые в порядке, определенном статьей 45 настоящего Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических находок из раскопов.
Согласно ст. 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия физические и юридические лица, осуществлявшие научное руководство проведением указанных работ, сдают в трехмесячный срок со дня выполнения указанных работ в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах.
В силу п. 2 ст. 61 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом в собственности Целибеева А.В. находится земельный участок общей площадью ... расположенный на территории групповой охранной зоны памятников истории и культуры исторического ядра г. Твери, объекта археологического наследия - ...
Дата обезличена 2008 года ответчик обратился в Комитет по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (долее Комитет) с заявлением о выдаче условий на проектирование и строительство на принадлежащем ему земельном участке ...
Дата обезличена 2009 года условия на строительство дома Целибееву А.В. были выданы. Согласно п.п. 3 и 4 данных Условий ответчику предписывалось по согласованному архитектурному решению обеспечить на договорной основе в полевой сезон (Дата обезличена) проведение специализированной организацией археологических исследований, получив разрешение Комитета на производство работ. По завершении полевых археологических работ представить в Комитет акт приемки-сдачи работ с графическим приложением четкой привязки объекта исследования и его границ.
В нарушение полученных Условий, без предварительного выполнения археологических исследований, на участке по адресу: ... ответчиком проведены земляные работы, в результате которых были разрушены культурные слои ..., что подтверждается составленным по заказу Целибеева А.В. актом (заключением) полевого археологического обследования от Дата обезличена 2009 года л.д. 61-90).
Анализируя собранные по делу доказательства суд полагает требования Комитета по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области о взыскании с Целибеева А.В. ущерба, причиненного объекту археологического наследия, законными и подлежащими удовлетворению.
Расчет суммы ущерба, причиненного памятнику археологии л.д. 91-92) истцом мотивирован и признается судом обоснованным.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной чести исковых требований.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области удовлетворить.
Взыскать с Целибеева А.В. в пользу Комитета по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в счет возмещения ущерба, причиненного объекту археологического наследия, 1 156 565 (один миллион сто пятьдесят шесть тысяч пятьсот шестьдесят пять) рублей 28 копеек.
Взыскать с Целибеева А.В. государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 9 882 (девять тысяч восемьсот восемьдесят два) рубля 83 копейки.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.В. Баранов
Решение не вступило в законную силу