о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании права на получение жилого помещения



дело № 2-1893/2010 г.Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

гор. Тверь 11 октября 2010 года

Пролетарский районный суд г.Твери в составе:

председательствующего судьи Кустова А.В.,

при секретаре АртамоновойЕ.С.,

с участием представителя истца Сапожникова Н.Ю.,

представителя ответчика Чуковой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козлова Н.П. к Администрации Пролетарского района г. Твери и Администрации Тверской области о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании права на получение жилого помещения в порядке, установленном Федеральным Законом «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»,

у с т а н о в и л :

Козлов Н.П., действующий через представителя Сапожникова Н.Ю., обратился в суд с данным иском, в обоснование которого указал, что является участником Великой Отечественной войны и инвалидом второй группы. Зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> квартире, находящейся в собственности его дочери ФИО4 В квартире также зарегистрированы и проживают его дочь ФИО4 и внучка ФИО5 В собственности жилья истец не имеет, от государства жилья никогда не получал. Федеральным Законом «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данные полномочия законом переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Истец обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрацию Пролетарского района г. Твери. Приказом главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в постановке на учет на основании ст. 54 ЖК РФ, т.к. менее <данные изъяты> назад он подарил ранее принадлежащий ему дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., чем ухудшил свои жилищные условия.

Данная позиция администрации по мнению истца не соответствует закону, т.к. жилой дом был приобретен им в собственность по договору купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ. Дом не обеспечен инженерными системами и не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным п. 12 Постановления Правительства РФ № 47. Фактическое проживание истца в данном доме невозможно в силу его престарелого возраста. Право собственности истца на дом возникло до принятия Закона «О ветеранах». Реализация предусмотренного ст. 209 ГК РФ права собственника распорядиться своим имуществом не может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий и ущемлять право на улучшение жилищных условий. Кроме того, Постановлением Администрации Тверской области от 16 января 2008 года № 1-ПА утвержден порядок определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину в случае совершения сделок и действий, приведших к уменьшению размера занимаемых помещений, согласно которому такие действия не служат основанием к отказу в предоставлении жилья, а являются основанием для уменьшения площади предоставления жилого помещения, которая не может быть менее учетной нормы Т.к. норма предоставления жилья Ветеранам ВОВ установлена законом в 36 кв.м. даже при наличии сделки истец имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представитель истца Сапожников Н.Ю. исковые требования Козлова Н.П. поддержал, дополнительно указав, что действия истца по отчуждению принадлежавшего ему жилого дома нельзя рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий, т.к. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении он обратился спустя более года после совершения сделки дарения дом.

Представитель ответчика - Администрации Пролетарского района гор. Твери Чукова Л.Н иск не признала, указав, что Козлов Н.П. проживает в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащее его дочери ФИО4 На данной жилплощади проживают Козлов Н.П., ФИО4 и ФИО5 До ДД.ММ.ГГГГ Козлов Н.П. проживал в <адрес> д. <адрес>, принадлежавшем ему на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 подарил данный дом своей дочери ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ Козлов Н.П. обратился в ФИО11 <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. По результатам рассмотрения заявления администрацией было принято решение об отказе в принятии на учет Козлова Н.П. в связи с тем, что он подарил дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., чем ухудшил свои жилищные условия. В постановке на учет обоснованно отказано в соответствии с требованиями ст. 53 ЖК РФ и ст. 9 Закона Тверской области от 27.09.2005 года № 112-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Нормы закона «О ветеранах» и Указ Президента РФ от 07.05.2010 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» предусматривают меры социальной поддержки в отношении ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Доводы истца о том, что дом находится в непригодном для проживания состоянии не обоснованы, документов, подтверждающих это в администрацию района истец не представил. Решением межведомственной комиссии, принятым в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № жилой дом Козлова Н.П. непригодным для проживания не признавался. Кроме того, жилой дом передан по договору дарения члену семьи истца – Великановой Г.Н., поэтому уровень обеспеченности семьи необходимо определять исходя из суммарной площади всех жилых помещений гражданина и членов его семьи.

Ответчик – Администрация Тверской области в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ года представитель Администрации Тверской области Ненад М.Ф. исковые требования Козлова Н.П. не признала, пояснив, что обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется за счет средств бюджета области. Истцу обоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении согласно ст. 53 ЖК РФ, поэтому права на получение жилого помещения в порядке, установленном Законом РФ «О ветеранах» он не имеет.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявления в связи со следующим.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны является обеспечение таких лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма является их обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решением Тверской городской Думы от 01.03.2006 года № 74 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма и учетной нормы жилого помещения» (с изменениями от 30.03.2010 года) в гор. Твери учетная норма установлена в 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Из материалов дела видно, что истец, являющийся участником Великой отечественной войны и инвалидом второй группы, проживает с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. 4 по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащей на праве собственности его дочери Великановой Г.Н. Согласно справке ФИО12» на ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире зарегистрированы и проживают Козлов Н.П., его дочь ФИО4 и внучка ФИО5 На учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях семья ФИО4 не состоит.

ДД.ММ.ГГГГ Козлов Н.П. обратился с заявлением в Администрацию Пролетарского района в <адрес> о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Решением жилищной комиссии Администрации Пролетарского района в гор. Твери от ДД.ММ.ГГГГ и приказом главы Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ Козлову Н.П. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2,3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в связи с тем, что менее 5 лет назад он подарил жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес>.

Принятое органом местного самоуправления решение по обращению Козлова Н.П., суд полагает законным и обоснованным.

Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 19 апреля 2007г. N258-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей53 Жилищного кодекса Российской Федерации" по смыслу статьи53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом3статьи10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Как видно из материалов дела Козлов Н.П. ДД.ММ.ГГГГ, будучи членом семьи собственника жилого помещения – ФИО4, произвел отчуждение путем дарения принадлежащего ему жилого дома в д. <адрес> своей дочери ФИО4 По данным органов регистрационного учета после отчуждения дома ДД.ММ.ГГГГ Козлов Н.П. был вновь зарегистрирован в этом же доме и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту постоянного жительства в квартире ФИО4 Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Козлов Н.П. сохранял право пользования жилым домом, который был отчужден члену его семьи, поэтому указанные действия обоснованно органом местного самоуправления расценены как намеренное ухудшение жилищных условий с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. С заявлением о постановке на учет Козлов Н.П. обратился спустя непродолжительное время после повторной регистрации в квартире ФИО4 – ДД.ММ.ГГГГ, что указывает на умышленный характер действий, направленных на искусственное ухудшение жилищных условий с целью обращения в орган местного самоуправления по вопросу обеспечения другим жильем.

Доводы представителя истца о непригодности для проживания дома, отчужденного истцом, не подтверждены надлежащими доказательствами, в установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 Порядке непригодным для проживания жилое помещение не признавалось, из договора дарения и технического паспорта следует, что дом является пригодным для проживания.

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, определяющей основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В собственности члена семьи Козлова Н.П. – ФИО13 на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях имелась квартира, площадью <данные изъяты> кв.м. и жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., т.е. совокупная площадь всех жилых помещений, приходящаяся на каждого члена семьи заявителя превышала учетную норму, установленную органом местного самоуправления.

Доводы иска о том, что при учете отчужденного жилого помещения на Козлова Н.П. приходится менее нормы предоставления площади жилья ФИО2 войны, установленной Законом РФ «О ветеранах» в <данные изъяты> кв.м., не могут быть приняты судом, поскольку в силу ч. 4 ст. 50 ЖК РФ уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется учетной нормой, а не нормой предоставления.

При таких обстоятельствах, поскольку истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, права на получение предусмотренной Федеральным законом РФ «О ветеранах» меры социальной поддержки по обеспечению жильем у него не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении иска Козлова Н.П. к Администрации Пролетарского района г. Твери и Администрации Тверской области о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании права на получение жилого помещения в порядке, установленном Федеральным Законом «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд гор. Твери в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2010 года.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу.