об устранении нарушений норм и правил пожарной безопасности



Дело N 2-1934/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тверь 2 ноября 2010 года

Пролетарский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Баранова В.В.,

с участием представителя прокурора Степанова М.А., представителя 3-го лица Воронина Ю.А., представителя ответчика Зайцева К.О.,

при секретаре Таршиновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Тверского межрайонного транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об устранении нарушений норм и правил пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Тверской межрайонный транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в котором содержаться требования признать незаконным бездействие ответчика по неисполнению норм и правил пожарной безопасности, обязав принять меры по устранению выявленных нарушений ст. 37 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ, п.п. 13, 16, 36, 38, 40, 53, 57, 60, 61, 97, 98 Правил пожарной безопасности, в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313; п.п. 3.9, 5.1. Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях (НПБ 104-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 20.06.2003 г. № 323; п. 10 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03); п. 12.56 Норм • пожарной безопасности «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» (НПБ 88-2001); п. 4.9 СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы»; п. 6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; п. п. 1.82., 1.96 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения».

В обоснование заявленного требования прокурором указано на то, что Тверской межрайонной транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в отношении CП «Московско-Тверская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении» Дирекции пригородных перевозок «Транском» Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги».

Согласно инвентарной карточке учёта объекта основных средств № от ДД.ММ.ГГГГ.2008 г. на балансе СП «Московско-Тверская дирекция по обслуживание пассажиров в пригородном сообщении» Дирекции пригородных перевозок «Транском» Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» находится старое здание пассажирского вокзала ст. Тверь.

В соответствии с приказом МЧС № от ДД.ММ.ГГГГ.2001 г. железнодорожные вокзалы № класса (к которым относится вокзал ст. Тверь) отнесены к объектам повышенной опасности.

В нарушение ст. 37 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ руководством и ответственными работниками СП «Московско-Тверская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении» Дирекции пригородных перевозок «Транском» Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» допущены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности в зданиях «старого» вокзала (островного пассажирского здания) и турникетного павильона, расположенных между платформами № и № ст. Тверь.

l. В нарушение п. 98 Правил пожарной безопасности, в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ.2003 г. № (далее ППБ 01-03), предусматривающего, что установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, в здании «старого» вокзала ст. Тверь помещения недооборудованы автоматической пожарной сигнализацией, т.е. отсутствует постоянная готовность соответствующего оборудования.

2. В нарушение п. 16 ППБ 01-03, обязывающего в зданиях и сооружениях устанавливать систему оповещения людей о пожаре, и п. 17 таблицы 2 из п. 5.1. Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 20.06.2003 г. № 323, в здании «старого» вокзала ст. Тверь отсутствует система оповещения людей о пожаре.

3. В нарушение п. 57 ППБ 01- 03, предписывающему осуществлять проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, в здании «старого» вокзала ст. Тверь не произведен замер сопротивления изоляции электропроводов и кабелей, что свидетельствует о неосуществлении контроля за состоянием электрических сетей.

4. В нарушение п. 1.82. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», устанавливающего, что двери электрощитовых должны иметь предел огнестойкости не менее 0,6 ч., в здании «старого» вокзала ст. Тверь дверь электрощитовой, расположенной на лестничном пространстве офисной части, не является противопожарной: является металлической, но не имеет противопожарной защиты.

5. В нарушение п. 36 ППБ 01-03, согласно которому обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции по истечении сроков действия обработки (пропитки) должны обрабатываться (пропитываться) повторно, а состояние их должно проверяться не реже двух раз в год, в здании «старого» вокзала ст. Тверь не проведена повторная огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения. Последняя проверка состояния огнезащитных покрытий, согласно акту ГУ «СЭУ ФВС ИПЛ» по Тверской обл. от ДД.ММ.ГГГГ.2007 г. № проведена ДД.ММ.ГГГГ.2007 г., контрольную проверку рекомендовано провести в ДД.ММ.ГГГГ 2008 г. Соответствующая проверка и повторная обработка не приводились.

6. В нарушение п. 40 ППБ 01-03, в соответствии с которым, в числе прочего, в зданиях и сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов), запрещается устанавливать глухие решётки на окнах, в отдельных помещениях здания «старого» вокзала ст. Тверь установлены глухие металлические решётки.

7. В нарушение п. 1.96. СНиП 2.08.02-89*, предписывающего, что ширина лестничного марша в общественных зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населённого этажа, но не менее 0,9 м во всех зданиях, ведущих в помещение с числом одновременного пребывания в нём до 5 человек, в здании «старого» вокзала ст. Тверь ширина лестничного марша, ведущего в помещение технологов, составляет 0,68 м (общая ширина металлического профиля лестничного пролёта 0,8 м), т.е. менее 0,9 м.

8. В нарушение п. 53 ППБ 01-03, согласно которому при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать их различными материалами, изделиями, оборудованием, устраивать на путях эвакуации вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; в нарушение п. 4.9 СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы», согласно которым устройство винтовых лестниц, забежных ступеней, раздвижных и подъёмных дверей и ворот на путях эвакуации не допускается, в здании «старого» вокзала ст. Тверь при выходе из тоннеля, соединяющего здания «нового» и «старого» вокзалов, на путях эвакуации установлена и фактически функционирует и эксплуатируется система турникетов (автоматических пропускных пунктов): 1 пост контролёра АЛЛ, 6 турникетов (5 пассажирских и 1 багажный). При функционировании турникеты автоматически блокируют проход через них. При разблокировании турникетов система турникетов замедляет свободный проход пассажиров конструкциями перекрытия прохода. Выход из тоннеля в зал ожидания «старого» вокзала и на платформы помимо прохода через турникеты, невозможен. Альтернативный проход, не перегороженный турникетами, отсутствует. На момент проверки документы, подтверждающие ввод системы турникетов в эксплуатацию, их согласование с органами государственного пожарного надзора, не представлены. Указанные турникеты эксплуатируются, не будучи введёнными в эксплуатацию в порядке, предусмотренном ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

9. В нарушение п. 57 ППБ 01-03, предписывающему осуществлять проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, и п. 60 ППБ, запрещающему эксплуатировать электропровода и кабели с повреждённой или потерявшей защитные свойства изоляцией, в здании «старого» вокзала ст. Тверь электрическая проводка в помещениях выполнена с нарушением противопожарных требований: соединения жил электрических проводов выполнено пожароопасным способом «вскрутку»; раскрытые распределительные коробки не закрыты крышками, эксплуатируются транзитные и ветхие участки электропроводки.

10. В нарушение п. 40 ППБ 01-03, которым запрещается, в числе прочего, устраивать в производственных и складских помещениях зданий антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов, в здании «старого» вокзала ст. Тверь в помещениях пригородных касс и дежурного по вокзалу установлены сгораемые перекрытия.

11. В нарушение п. 38 ППБ 01-03, согласно которому при изменении функционального назначения помещений, действующие нормативные должны применяться в соответствии с новым назначением этих помещений и п. 40 ППБ 01-03, согласно которому, в числе прочего, в зданиях и сооружениях организаций запрещается использовать чердаки и технические этажи и другие технические помещения для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов, в здании «старого» вокзала ст. Тверь над помещением перронного контроля в надстроенном из горючих материалов вспомогательном этаже складирована старая мебель и документация прежних лет.

12. В нарушение п. 10 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), согласно которому, здания того типа, к которым относится и турникетный павильон, оборудуются установками пожарной автоматики в соответствии с требованиями отраслевых (ведомственных) документов, в здании турникетного павильона ст. Тверь на момент проверки запотолочное пространство вообще не защищено автоматической пожарной сигнализацией.

13. В нарушение п. 3.9 НПБ 104-03. согласно которому систему оповещения и управления эвакуацией следует прокладывать в коробах и каналах из негорючих материалов или иных материалов, при которых должно выполняться требование: время до отказа работы соединительных линий системы превышает время эвакуации людей из здания, в здании турникетного павильона ст. Тверь соединительные линии системы оповещения людей о пожаре проложены в конструкциях, не отвечающих установленным требованиям.

14. В нарушение п. 53 ППБ 01-03, согласно которому при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать их различными материалами, изделиями, оборудованием, устраивать на путях эвакуации вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; в нарушение п. 4.9 СНиП 2.01.02-85*, согласно которым устройство винтовых лестниц, забежных ступеней, раздвижных и подъёмных дверей и ворот на путях эвакуации не допускается, в здании турникетного павильона ст. Тверь на путях эвакуации, в нарушение установленных требований, размещены и фактически эксплуатируются турникеты: два выхода на платформы из тоннеля («старый переход»), соединяющего выходы в город с пассажирскими платформами ст. Тверь, перекрыты двумя линиями турникетов: в сторону С.Петербурга установлены пост контролёра автоматических выпускных пунктов и 8 турникетов: (7 пассажирских и 1 багажный), в сторону Москвы - 3 турникета: 2 пассажирских и 1 багажный. В пространстве между турникетами имеется дверь к выходу на платформы через помещение, примыкающее к багажному лифту, обозначенная наклеенным рядом графическим изображением выхода (человек, выходящий в дверь). Однако на момент проверки дверь выхода была закрыта, ключ отсутствовал. То есть возможность оперативной организации эвакуации не обеспечивалась. Указанные турникеты эксплуатируются, не будучи введёнными в эксплуатацию предусмотренном ст. 55 Градостроительного кодекса Федерации».

15. В нарушение п. 6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», в соответствии с которым в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса СЗ на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, ДЗ, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе, в здании турникетного павильона ст. Тверь в коридоре для отделки пола применены материалы с показателями пожарной опасности, не соответствующими установленным требованиям.

16. В нарушение п. 61 ППБ 01-03 который обязывает иметь объёмные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием от электросети (в том числе световые указатели «Эвакуационный (запасный) выход», «Дверь эвакуационного выхода»), которые должны постоянно находится в исправном и включённом состоянии, в здании турникетного павильона ст. Тверь эвакуационный выход вообще не оборудован световыми табло «выход» или иной соответствующей направляющей надписью.

17. В нарушение п. 16 ППБ 01-03, обязывающего в зданиях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек разрабатывать и вывешивать планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также устанавливать систему оповещения людей о пожаре, с учётом установки турникетных линий в здании турникетного павильона ст. Тверь и в здании «старого» вокзала ст. Тверь не разработаны соответствующие действительности, с учётом перестроек и перепланировок, планы эвакуации людей на случай возникновения пожара.

18. В нарушение п. 97 ППБ 01-03, в котором изложено, что диспетчерский пункт (пожарный пост) должен быть обеспечен телефонной связью и исправными электрическими фонарями, совмещённые с пожарными постами, пост пожарного в здании турникетного павильона ст. Тверь и пост дежурного по турникетам в здании «старого» вокзала ст. Тверь не обеспечены исправными электрическими фонарями.

19. В нарушение п. 12.56 НПБ 88-2001, предписывающего, что в помещении дежурного персонала, ведущего круглосуточное дежурство, аварийное освещение должно включаться автоматически при отключении основного освещения, пост дежурного по турникетам в здании турникетного павильона ст. Тверь и пост билетного кассира (совмещённый с пожарным постом) в здании «старого» вокзала ст. Тверь не обеспечены аварийным освещением, включающимся автоматически при отключении основного освещения.

20. В нарушение п. 97 ППБ 01-03, в котором изложено, что в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) должна быть вывешена инструкция о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики; на совмещённых с пожарными постами посту дежурного по турникетам в здании турникетного павильона ст. Тверь и на посту билетного кассира в здании «старого» вокзала ст. Тверь отсутствуют инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики.

21. В нарушение п. 13 ППБ 01-03, согласно которому во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, в административных и вспомогательных помещениях в здании турникетного павильона ст. Тверь и в здании «старого» вокзала ст. Тверь отсутствуют таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

О недопущении нарушений, выявленных в ходе проверки и указанных в п.п. 8, 14 настоящего иска, в адрес СП «Московско-Тверская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении» Дирекции пригородных перевозок «Транском» Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» ДД.ММ.ГГГГ.09 за исх. № направлялось предостережение о недопустимости нарушения закона, которое, учитывая допущение указанных в нём нарушений, было проигнорировано.

ДД.ММ.ГГГГ 2009 г. Пролетарским районным судом г. Твери было вынесено постановление о привлечении юридического лица - Дирекции пригородных перевозок «Транском» Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП за нарушения, полностью аналогичные указанным в п.п. 1, 2, 4, 6, 7, 8, 12, 13, 14, 15. Принято решение о наложении административного наказания в виде предупреждения.

Однако, учитывая, что с момента принятия судом указанного выше решения, нарушения устранены не были, имеются основания полагать, что решение, отражённое в постановлении Пролетарского районного суда г. Твери, не было принято во внимание. Аналогичные нарушения допущены вновь. Также допущены и новые нарушения.

ДД.ММ.ГГГГ 2009 г. государственным инспектором Пролетарского района г. Твери по пожарному надзору ФИО1 Дирекции пригородных перевозок «Транском» Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» было выписано предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в котором было изложено требование устранить нарушения, указанные в постановлении Пролетарского районного суда г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ.2009 г.

Согласно ч. 6 ст.6 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и п. 5 ст. 9 Положения о государственном пожарном надзоре, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре», государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы специальных подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности;

В ходе настоящей проверки установлено, что в нарушение указанных выше норм закона и Положения требования предписания не выполнены. Аналогичные нарушения норм и правил пожарной безопасности допущены вновь. Также допущены и новые нарушения.

Таким образом, выявленные в ходе настоящей проверки нарушения являются длительными, систематическими. Должностными лицами СП «Московско-Тверская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении» Дирекции пригородных перевозок «Транском» Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», ответственными за состояние зданий старого пассажирского вокзала ст. Тверь и турникетного павильона, осуществляется бездействие в сфере обеспечения противопожарной безопасности на занимаемых объектах: никакие меры по устранению нарушений не принимаются, несмотря на неоднократные меры со стороны суда, прокуратуры и органов пожарного надзора.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о полном бездействии и попустительстве со стороны руководства и ответственных работников СП «Московско-Тверская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении» Дирекции пригородных перевозок «Транском» Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» в сфере обеспечения пожарной безопасности зданий старого вокзала и турникетного павильона на ст. Тверь, что обусловило допущение указанных выше нарушений ст. 37 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ и установленных в предусмотренном законом порядке норм и правил пожарной безопасности.

С учётом того, что вокзал ст. Тверь относится к объектам повышенной опасности, указанные выше нарушения являются грубыми, недопустимыми, подлежащими скорейшему устранению, с учётом необходимости создания и поддержания должных условий для безопасности населения, в т.ч. в местах большого скопления граждан, которыми являются здания пассажирских вокзалов.

Указанное выше бездействие ОАО «Российские Железные Дороги» создаёт опасность для находящихся в указанных пассажирских зданиях работников ОАО «РЖД» и пассажиров, т.е. нарушает права неопределённого круга лиц.

Определением суда по делу в качестве третьего лица на стороне истца привлечен отдел Государственного пожарного надзора по Пролетарскому району города Твери.

В судебном заседании действующий на основании доверенности заместитель прокурора Степанов М.А. уточнил исковые требования, указав на то, что на дату рассмотрения дела нарушения норм и правил пожарной безопасности, указанные в пунктах 3-7, 9-13, 16-18, 20, 21 иска, ответчиком устранены. В остальной части исковые требования поддерживает и просит суд об их удовлетворении по основаниям, указанным в иске. Полагает возможным установить ответчику разумный срок для устранения имеющихся нарушений по пунктам 1, 2, 15, 19 в течение полугода, по пунктам 8, 14 в течение года.

Представитель третьего лица – отдела ГПН по Пролетарскому району г. Твери Воронин Ю.А. согласился с требованиями прокурора и пояснил, что вокзал является объектом особой важности, в связи с чем срок устранения всех нарушений пожарной безопасности должен также составлять не более полугода.

Представитель ответчика Зайцев К.О. в суде исковые требования не признал и пояснил, что по нарушениям, указанным в п.п. 1, 2, 15 и 19, каких-либо возражений он не имеет. Оборудование здания вокзала ст. Тверь автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре включено в инвестиционную программу РЖД на 2011 год. Обращает внимание суда на нарушения, указанные в п.п. 8, 14 искового заявления. В здании «старого» вокзала ст. Тверь при выходе из тоннеля, соединяющего здания «нового» и «старого» вокзалов на путях эвакуации функционируют 5 пассажирских и 1 багажный турникет. В случае пожара багажный турникет открывается, образуя беспрепятственный проход. В соответствии с п. 4.6 СНиП 2.01.02-85 ширина путей эвакуации должна быть не менее 1 метра, дверей не менее 0,8 метров. Ширина багажного турникета в здании «старого» вокзала в открытом виде превышает 0,8 метров. Два выхода на платформы из тоннеля «старый переход» перекрыты двумя линиями турникетов: в сторону С.Петербурга 7 пассажирских и 1 багажный, в стону Москвы 2 пассажирских и 1 багажный. В открытом виде багажные турникеты образуют беспрепятственный проход в соответствии со СНиП 2.01.02-85. Кроме того, как указано в иске там имеется дополнительный выход, через помещение примыкающее к багажному лифту. Почему на момент проверки ключи от этого выхода отсутствовали пояснить не может, ключи должны быть у дежурного. Доказательств на ввод турникетных павильонов в эксплуатацию суду представить не может. Турникетные павильоны функционируют, но находятся на стадии строительства

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

Как следует из преамбулы к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями на 18 октября 2007 г.) общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет настоящий Федеральный закон, который регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

На основании ст. 3 данного ФЗ основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности относится: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) – (далее Правила), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п. 16 Правил в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Пунктом 53 Правил установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

В соответствии с п. 98 Правил установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации.

В соответствии с п. 12.56 Норм пожарной безопасности НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» (утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 4 июня 2001 г. N 31) – (далее Нормы) в помещении дежурного персонала, ведущего круглосуточное дежурство, аварийное освещение должно включаться автоматически при отключении основного освещения.

Согласно п. 6.25 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (приняты постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. N 18-7) в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.

Как установлено судом на балансе СП «Московско-Тверская дирекция по обслуживание пассажиров в пригородном сообщении» Дирекции пригородных перевозок «Транском» Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» находится старое здание пассажирского вокзала ст. Тверь, что подтверждается имеющейся в деле инвентарной карточкой учёта объекта основных средств № от ДД.ММ.ГГГГ.2008 г. (л.д. 38-39).

В соответствии с приказом МЧС № от ДД.ММ.ГГГГ.2001 г. железнодорожные вокзалы № класса (к которым относится вокзал ст. Тверь) отнесены к объектам повышенной опасности.

Проверкой состояния пожарной безопасности здания пассажирского вокзала ст. Тверь, проведенной ДД.ММ.ГГГГ 2009 года государственным инспектором Пролетарского района г. Твери по пожарному надзору ФИО1 установлено, что в нарушение вышеприведенных положений Правил и Норм помещения здания «старого вокзала» не дооборудованы автоматической пожарной сигнализацией, в помещении отсутствует система оповещения людей при пожаре. В нарушении Правил в «турникетном павильоне» на путях эвакуации установлены турникеты, в коридоре для отделки пола применены материалы с показателями пожарной опасности, не соответствующими СНиП 21-01-97.

По данному факту Дирекция пригородных перевозок «Транском» Октябрьской железной дороги - филиал ОАО «Российские железные дороги» ДД.ММ.ГГГГ 2009 года привлечена к административной ответственности в виде предупреждения.

Постановление о наложении административного взыскания правонарушителем не оспорено и вступило в законную силу (дело об административном правонарушении №)

Проверкой, проведенной заместителем Тверского межрайонного транспортного прокурора Степановым М.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 2009 года с участием заинтересованных лиц (л.д. 13-29) установлено, что выявленные ранее нарушения Правил и Норм пожарной безопасности ответчиком не устранены.

Дополнительно установлено, что в нарушение п. 12.56 НПБ 88-2001 пост дежурного по турникетам в здании турникетного павильона ст. Тверь и пост билетного кассира (совмещённый с пожарным постом) в здании «старого» вокзала ст. Тверь не обеспечены аварийным освещением, включающимся автоматически при отключении основного освещения.

При возложении ст. 56 ГПК РФ бремени доказывания на стороны доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений на дату рассмотрения настоящего дела, ответчиком суду не представлено.

Кроме того, на основании ст. 56 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Как следует из пояснений представителя ответчика при установке турникетов разрешение на ввод объекта в эксплуатацию ответчиком не получено. При этом помещения с установленными турникетами используются ответчиком для пропуска пассажиропотока.

С учетом вышеприведенных обстоятельств суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Указанный прокурором и третьим лицом шестимесячный срок устранения нарушений суд полагает разумным.

Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в срок до ДД.ММ.ГГГГ 2011 года выполнить следующие мероприятия, направленные на устранение нарушений норм и правил пожарной безопасности:

- оборудовать помещения здания «старого вокзала» станции Тверь автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре;

- ввести в эксплуатацию турникеты, установленные в здании «старого вокзала» станции Тверь при выходе из тоннеля, соединяющего здания «нового» и «старого» вокзалов, а также на двух выходах на платформы из тоннеля («старый переход»), соединяющего выходы в город с пассажирскими платформами станции Тверь;

- в общих коридорах, холлах и фойе, в здании турникетного павильона станции Тверь, произвести замену отделки пола с применением материалов, соответствующих установленным требованиям пожарной безопасности;

- установить на постах дежурного по турникетам в здании турникетного павильона станции Тверь и билетного кассира в здании «старого» вокзала станции Тверь аварийное освещение, включающееся автоматически при отключении основного освещения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.В.Баранов

Решение не вступило в законную силу