иск о признании действий налогового органа об отказе в возврате излишне уплаченного налогаудовлетворен частично



№ 2-3040/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2010 года город Тверь

Пролетарский районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Кондратьевой А.В.,

при секретаре Дорошкевич А.С.,

с участием:

истца Сандара Ю.А.,

представителя ответчика Кочкина В.Ю. (доверенность <данные изъяты>),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сандара Ю.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области о признании отказа в возврате излишне уплаченного налога недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Сандар Ю.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил обязать налоговый орган вернуть ему излишне уплаченные суммы по налогам и сборам в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование заявленного требования Сандар Ю.А. указал, что в декабре 2009 года он прекратил деятельность индивидуального предпринимателя и снялся с налогового учета. В феврале 2010 года из информационного письма налогового органа ему стало известно, что им переплачено налогов и сборов на общую сумму <данные изъяты> рублей, в связи с чем, обратился с заявлением о возврате указанной суммы. Налоговый орган отказал в возврате излишне уплаченного налога. В связи с пропуском установленного срока.

По мнению истца, данный отказ незаконен, поскольку налоговый орган не поставил его в известность о наличии переплаты по налогам и сборам.

В судебном заседании истец поддержал заявленное требование и просил удовлетворить его.

Представитель налогового органа заявленные требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, пояснив суду, что возврат излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика. Решение о зачете или возврате излишне уплаченного налога налоговому агенту может быть принято только в том случае, когда излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышает сумму, удержанных с налогоплательщика, и возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего. Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлению налогоплательщиком соответствующего заявления.

Таким образом, имеющаяся переплата по налогу на доходы физических лиц, уплаченная налоговым агентом в размере <данные изъяты> рублей может быть возвращена только налогоплательщикам, а не налоговому агенту – истцу.

Переплата по налогу на доходы физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в размере <данные изъяты> рублей и переплата по налогу на добавленную стоимость в размере <данные изъяты> рублей возвращается по письменному заявлению в течение трех лет с момента уплаты налога. По мнению налогового органа, истец не мог не знать о наличии у него переплаты до направления ему акта сверки налоговым органом. Непредставление налоговой декларации и не исчисление налога лишает налоговый орган возможности идентифицировать платеж и отнести уплаченную сумму к тому или иному налоговому периоду, в связи с чем, у налогоплательщика автоматически образуется переплата. Истец не представлял налоговые декларации, а только производил уплату налога, в связи с чем, он не мог не знать об имеющейся у него переплате, осуществляя налоговые платежи без представления соответствующих деклараций. В данном случае истцом пропущен установленный законом срок для возврата имеющейся переплаты.

Возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов. Обязанность по возврату взносов на обязательное пенсионное страхование возложена законодателем на Пенсионный фонд РФ.

Переплата по налогу на добавленную стоимость налогового агента не подлежит возврату заявителю, поскольку в данном случае он выступает в качестве налогового агента, а не налогоплательщика. Кроме того, заявителем пропущен установленный срок для обращения с заявлением о возврате налога.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями п.п. 1, 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Согласно п. 11 ст. 78 НК РФ правила настоящей статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Согласно п. 1 ст. 231 НК РФ, излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлению налогоплательщиком соответствующего заявления.

Исходя из буквального содержания указанной нормы закона, она регулирует порядок возврата налоговым агентом налогоплательщику излишне удержанного налога, а не возврат налога налоговому агенту из бюджета.

Из смысла ст. 78, п. 1 ст. 231 НК РФ следует, что если налоговым агентом удержано у физического лица больше, чем должно быть удержано, то переплата в данном случае имеет место не у налогового агента, а у физического лица и зачет может быть произведен только на основании заявления физического лица, поданного налоговому агенту, и заявления налогового агента, поданного налоговому органу.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что налогоплательщики обращались с заявлением к налоговому агенту - истцу о возврате излишне удержанного НДФЛ, и что последним были произведены с работниками перерасчеты по налогу, в связи с чем, правовых оснований для возврата истцу излишне уплаченного НДФЛ в размере <данные изъяты> рублей не имеется.

Из материалов дела следует, что истцом, как налоговым агентом, был уплачен за 2004 год налог на добавленную стоимость в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

В силу п. 2 указанной нормы закона, налоговая база, указанная в п. 1 ст. 161 НК РФ, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 настоящей статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

Как уже говорилось выше, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Согласно п.7 ст.78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Как следует из объяснений сторон, налог на добавленную стоимость в размере <данные изъяты> рублей был исчислен и уплачен истцом в качестве налогового агента, а не налогоплательщика, в связи с чем, суд приходит к выводу, что переплата по налогу на добавленную стоимость образовалась у налогоплательщиков, а не истца.

Поскольку истцом не представлено допустимых доказательств, что им был произведен перерасчет налога на добавленную стоимость с налогоплательщиками, у суда отсутствуют основания для возложения на налоговый орган обязанности вернуть истцу налог на добавленную стоимость в размере <данные изъяты> рублей.

Требования истца к налоговому органу о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на общую сумму <данные изъяты> рублей (1569,3 рублей + 478,9 рублей) необоснованны, поскольку в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Согласно ч. 2 ст. 26 указанного закона зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов.

Таким образом, по требованию истца о возврате излишне уплаченных страховых взносов налоговый орган не является надлежащим ответчиком, истец с указанными требованиями вправе обратиться к территориальному органу Пенсионного фонда РФ по месту своего учета.

При этом суд полагает возможным удовлетворить требования истца о возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в размере <данные изъяты> рублей и налога на добавленную стоимость в размере <данные изъяты> рублей.

Судом установлено, что у истца имеется переплата по налогу на доходы физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в размере <данные изъяты> рублей и по налогу на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей (л.д.13, 15, 20).

Из представленных суду документов следует, что переплата по вышеназванным налогам образовалась по состоянию на 01 января 2003 года.

Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что истцом попущен трехгодичный срок за возвратом излишне уплаченных сумм налога, поскольку ему было известно о наличии переплаты еще при уплате налогов. Не предоставление деклараций в налоговый орган и уплата налоговых платежей не влекут автоматического образования у налогоплательщика переплаты по налогам и сборам, так как при уплате налоговых платежей при отсутствии налоговой декларации может образоваться и недоимка по налогам и сборам.

Статья 78 НК РФ, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (пункт 9).

Из содержания указанных положений в их взаимосвязи следует, что указанная норма закона направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Ответчиком, исходя из бремени доказывания, не представлено доказательств о направлении в адрес истца сообщения об образовании у него переплаты по налогам и сборам в период после 01 января 2003 года до 30 января 2010 года.

Как видно из материалов дела, о факте излишней переплаты истцу стало известно из Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № (далее Акт), который был направлен в адрес истца налоговым органом только 30 января 2010 года (далее Акт) (л.д.12).

Таким образом, суд полает, что о наличии переплаты по налогам и сборам истцу стало известно после указанной даты, а не 01 января 2003 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сандара Ю.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области удовлетворить частично.

Обязать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области вернуть из бюджета Сандару Ю.А. излишне уплаченный налог на доходы физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (<данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей, налог на добавленную стоимость <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части исковых требований к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области Сандару Ю.А. отказать.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Тверской области возвратить из бюджета Сандару Ю.А. государственную пошлину, уплаченную по квитанции <данные изъяты>, в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение десяти дней с даты изготовления копии мотивированного решения суда.

Председательствующий А.В. Кондратьева

Решение не вступило в законную силу.