иск о взыскании задолженности по НДФЛ удовлетворен



№ 2-1320/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2010 года город Тверь

Пролетарский районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Кондратьевой А.В.,

при секретаре Дементьевой Л.Н.,

с участием представителя истца Алексеева А.Н.(доверенность <данные изъяты>.),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Тверской области к Рзаеву <данные изъяты> о взыскании в бюджет задолженности по налогу на доходы физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

МРИ ФНС России № 10 по Тверской области обратилась в суд с данным иском, в котором просила взыскать с ответчика задолженность по налогу на доходы физических лиц <данные изъяты>

В обоснование заявленных требований истец указал, что в налоговый орган налоговым агентом <данные изъяты> была представлена справка о доходах физического лица – ответчика <данные изъяты>, в которой сумма переданного на взыскание налога в налоговый орган составила <данные изъяты> рублей.

Налоговая инспекция требованием об уплате налога предложила налогоплательщику погасить числящуюся задолженность. Требования не исполнены.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме и просил суд удовлетворить их.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дате и времени и месте судебного разбирательства был извещен в установленном законом порядке, письменных возражений по существу заявленных требований не представил, о причинах неявки суду не сообщил и документов, подтверждающих уважительность неявки, суду не представил, в связи с чем, суд с согласия истца, полагает возможным рассмотреть дело по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых - налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой - налогоплательщику - обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. С публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств. Вследствие этого спор по поводу невыполнения налогового обязательства находится в рамках публичного (в данном случае налогового), а не гражданского права.

Согласно ст. 257 ГПК РФ неявка лица в судебное заседание, извещенного о времени и месте судебного заседания не является препятствием к рассмотрению заявления.

Выслушав мнение представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, п.п.1 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (т.е. лицами, фактически находящимися на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, и получающие доходы, являющиеся объектами обложения налогом).

В силу ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по утвержденной форме.

Согласно со ст. 210 НК РФ, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды.

Налоговым агентом по отношению к ответчику выступало <данные изъяты>

Статьей 226 НК РФ установлено, что налоговые агенты обязаны исчислить и удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Пунктом 5 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

Согласно ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по утвержденной форме.

Судом установлено, что согласно справке о доходах физического лица <данные изъяты>, представленной налоговым агентом ответчиком был получен доход <данные изъяты>, который подлежал налогообложению на сумму <данные изъяты> рублей.

Согласно указанной справке, сумма исчисленного налога составила <данные изъяты> рублей, уплаченная сумма налога – 0,0 рублей, таким образом, общая сумма задолженности по налогу на доходы физических лиц за <данные изъяты> год составила <данные изъяты> рублей.

Истец направил в адрес ответчика налоговое уведомление <данные изъяты> с предложением погасить числящуюся задолженность по налогу на доходы физических лиц по срокам уплаты: <данные изъяты> л.д.7).

Согласно п.1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога. Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налогоплательщику при наличии у него задолженности по налогам (сборам), а также пеням.

В связи с неуплатой налога по сроку <данные изъяты> налоговым органом в адрес ответчика <данные изъяты> было выставлено налоговое требование <данные изъяты>, в котором было предложено погасить числящуюся задолженность и уплатить пени за нарушение срока уплаты налога в срок <данные изъяты>.

В силу ч. 3 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога прекращается в связи с его уплатой. Сведений об уплате указанной суммы налогоплательщиком в судебное заседание не предоставлено, в связи с чем, суд полагает необходимым заявленные требования удовлетворить.

Установленный статьей 70 НК РФ трехмесячный срок для направления в адрес налогоплательщика требования о внесении платежей и пресекательный шестимесячный срок, предусмотренный ч. 3 ст. 48 НК РФ, для обращения в суд налоговым органом по данному делу не пропущены. Начало исчисления срока, в течение которого должно иметь место обращение с иском, определено законом датой, следующей за истечением периода, установленного в соответствии с направленным в адрес налогоплательщика требованием для добровольной уплаты платежей. В то же время, согласно положениям ст. 48 и 70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Указанной статьей предусмотрен порядок взыскания соответствующих пеней. Пени уплачиваются помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Как полагает суд, к взысканию подлежит сумма пени <данные изъяты> рублей. Расчет пени, представленный налоговым органом и его содержание не вызывает сомнений в обоснованности исчисленной суммы.

Указанная сумма соразмерна последствиям нарушенного обязательства. При ее взыскании суд руководствуется также Постановлением Конституционного суда РФ от 17 декабря 1996 года № 20-п, согласно которому, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения долга. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню, как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм.

Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета по правилам ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Тверской области к Рзаеву <данные изъяты> о взыскании в бюджет задолженности по налогу на доходы физических лиц удовлетворить.

Взыскать с Рзаева <данные изъяты> в бюджет Российской Федерации задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей и пени за несвоевременную уплату налога <данные изъяты>

Взыскать с Рзаева <данные изъяты> государственную пошлину в доход федерального бюджета <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение десяти дней.

Председательствующий Кондратьева А.В.