заявление об установлении факта принудительного содержания на оккупированной войсками территории в период ВОВ оставлено без удовлетворения



№ 2-3051/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2010 года город Тверь

Пролетарский районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Кондратьевой А.В.,

при секретаре Дорошкевич А.С.,

с участием:

заявителя Комаровой Л.И.,

представителя заявителя Иванова Ю.К. (ордер <данные изъяты>),

представителя заинтересованного лица Ромашевой В.А. (доверенность от 15 декабря 2010 года № 1894),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комаровой <данные изъяты> об установлении юридического факта принудительного содержания на оккупированной войсками территории в период Второй мировой войны,

УСТАНОВИЛ:

Комарова Л.И. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просит установить юридический факт ее принудительного содержания на оккупированной немецкими войсками территории <данные изъяты> в период Второй мировой войны.

В обоснование своих требований заявитель указала, что до Великой Отечественной Войны она, <данные изъяты>, вместе со своими родителями – <данные изъяты>, проживала в <данные изъяты> Калининской области. Указанная территория в декабре 1941 года оказалась оккупированной немецкими войсками.

Принудительно семья Комаровых была выселена в <данные изъяты> Калининской области, где без средств и способа обеспечить свое существование в тяжелейших условиях они содержались до 3 марта 1943 года.

Установление факта принудительного содержания немецкими войсками в <данные изъяты> Калининской области необходимо заявителю для получения льгот как бывшей несовершеннолетней узнице принудительного содержания.

В судебном заседании заявитель и ее представитель поддержали заявленные требования в полном объеме и просили суд удовлетворить их.

Представитель Территориального отдела социальной защиты населения города Твери заявленные требования Комаровой Л.И. полагала необоснованными, поскольку последней не представлено каких-либо доказательств ее нахождения в местах принудительного содержания, а нахождение не оккупированной территории немецкими войсками таким содержанием не является.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения заявителя и ее представителя, представителя заинтересованного лица, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1992 года №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», а также согласно п. 4 разъяснений Министерства труда и социального развития РФ от 07 июля 1999 года № 4 «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» льготы по материально-бытовому обеспечению предоставляются бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны на основании удостоверения о праве на них. Удостоверение выдается органами социальной защиты населения по месту жительства бывшего несовершеннолетнего узника фашизма на основании любых документов военного времени, подтверждающих факт нахождения в период второй мировой войны в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками.

Таким образом, для возникновения права на получение льгот предусмотренных Указом Президента от 15 октября 1992 года, необходимо установление факта нахождения гражданина в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания.

Согласно п. 1 разъяснения Министерства труда и социального развития РФ от 07 июля 1999 года № 4 Указ Президента РФ от 15 октября 1992 года за №1235 распространяется на проживающих на территории РФ бывших несовершеннолетних граждан, которые в годы второй мировой войны в возрасте до 18 лет содержались или родились в концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками на территории Германии и союзных с нею стран, а также на оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы. Данный перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

К «другим местам принудительного содержания» могут относиться: тюрьмы, лагеря (трудовые, пересыльные, фильтрационные и другие); специализированные медицинские учреждения, в которых использовали несовершеннолетних граждан в экспериментах; другие места, аналогичные по тяжести условиям содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах, в которых несовершеннолетние граждане привлекались к принудительному труду на строительстве, на транспорте, в промышленности, в сельском хозяйстве на территории Германии, ее союзников и оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы.

К «другим местам принудительного содержания» не относятся места нахождения несовершеннолетних граждан, эвакуированных или выселенных немецкими властями из мест постоянного проживания в места временного проживания (нахождения) на оккупированной территории бывшего СССР.

Основанием для установления факта нахождения бывших несовершеннолетних граждан в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания являются документы военного времени, подтверждающие нахождение лица в период ВОВ в концлагерях, справки и другие документы архивных и иных учреждений, содержащих необходимые сведения.

При невозможности получения вышеперечисленных документов факт нахождения граждан в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, может быть установлен на основании показаний свидетелей.

Судом установлено, что территория <данные изъяты>, была оккупирована немецкими войсками с 14 октября 1941 года по 03 марта 1943 года.

Из похозяйственной книги члена колхоза <данные изъяты> следует, что в колхозе <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> проживала семья Комаровых в составе <данные изъяты> человек, в том числе и заявитель (л.д. 9-10).

Как видно из материалов дела, заявитель обращалась в ГУ «Государственный архив Тверской области», Архивный отдел администрации Ржевского района Тверской области, из ответов которых следует, что сведениями о лицах, проживавших на оккупированной территории и насильственно угнанных с места проживания, они не обладают.

В материалах дела также отсутствуют доказательства существования концлагеря и других мест принудительного содержания в деревне <данные изъяты>, в котором бы содержались бы мирные жители, а также достоверные доказательства о нахождении заявителя в концлагере либо иных местах принудительного содержания в период с декабря 1941 года по 03 марта 1943 года.

Проживание заявителя в период войны на оккупированной немецкими войсками территории, в силу Указа Президента РФ от 15 октября 1992 года, не может служить достаточным основанием для признания гражданина бывшим несовершеннолетним узником фашизма.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 264-268 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Комаровой <данные изъяты> об установлении юридического факта принудительного содержания на оккупированной войсками территории в период Второй мировой войны оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение десяти дней с даты изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий Кондратьева А.В.