о признании не соответствующими действительности сведений, порочащих честь и достоинство, компенсации морального вреда



дело № 2-86/2011 г.Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

гор. Тверь 24 января 2011 года

Пролетарский районный суд гор. Твери в составе:

председательствующего судьи Кустова А.В.

при секретаре Соколовой Л.О.,

с участием истицы Кравченко Л.А.,

представителя истицы Рогозиной А.Ю.,

представителя ответчика Шурова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравченко Л.А. к МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» г. Твери о признании не соответствующими действительности сведений, порочащих честь и достоинство, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Кравченко Л.А. обратилась в суд с иском к МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» с требованиями о признании не соответствующими действительности сведений о ее нахождении в состоянии алкогольного опьянения, содержащихся в листках временной нетрудоспособности, возложения на ответчика обязанности заменить листки нетрудоспособности, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.

В обоснование заявленных требований истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. по дороге на работу на пешеходном переходе она была сбита автомобилем, доставлена в <данные изъяты>, где находилась на лечении с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, затем переведена в МУЗ «ГКБ № 1 им. В.В.Успенского» для дальнейшего лечения. При переводе в больницу в ее медицинской карте оказалось заключение судебно-химического исследования крови от ДД.ММ.ГГГГ о наличии алкоголя в крови в количестве <данные изъяты>. На основании данного заключения в листке временной нетрудоспособности сделана отметка о том, что травма произошла в состоянии алкогольного опьянения. По месту работы ей выдано три листка нетрудоспособности с записями об алкогольном опьянении. Данные сведения не соответствуют действительности, т.к. забор крови из вены для судебно-химического исследования у нее в день поступления в больницу не производился, что могут подтвердить ее родственники, постоянно находившиеся с ней в больнице. Забор крови производился только <данные изъяты> нахождения в стационаре после приема препаратов. В день поступления ей делали уколы анальгина, врач у нее и родственников расспрашивал о противопоказаниях к применению анальгетиков и при сомнении в ее трезвости ей бы данные уколы не делались.

Кроме того, сбита машиной она была в рабочий день в <данные изъяты>. при следовании на работу. Она имеет общий трудовой стаж <данные изъяты>, ни разу не брала больничный, не употребляет спиртное, поэтому ее алкогольное опьянение исключается. Анализ крови истица считает недостоверным, по жалобе ее дочери в прокуратуру были выявлены нарушения при заборе крови, установлено отсутствие клинических сведений состояния алкогольного опьянения в медицинской документации. К медицинским работникам применены дисциплинарные взыскания.

Действиями медицинского учреждения ей причинен моральный вред, т.к. сведения о нахождении ее в состоянии алкогольного опьянения могут отрицательно сказаться на ее репутации, что приносит ей сильные переживания. Причиненный моральный вред просит компенсировать в сумме 50000 руб.

В судебном заседании истица Кравченко Л.А. и ее представитель адвокат Рогозина А.Ю. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Шуров С.В. исковые требования Кравченко Л.А. не признал, в обоснование возражений указал, что ДД.ММ.ГГГГ Кравченко Л.А. была доставлена в приемное отделение больницы бригадой скорой помощи в <данные изъяты>. в приемном отделении она была осмотрена травматологом, хирургом, в <данные изъяты> осмотрена нейрохирургом, в <данные изъяты>. осмотрена анестезиологом-реаниматологом. В результате комиссионного обследования дано указание какие анализы необходимо взять у больной, а поскольку Кравченко Л.А. была доставлена после ДТП, назначение анализа крови на алкогольное опьянения было необходимо согласно п. 22 Инструкции «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения», утв. Приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом полного обследования больной на состояние опьянения не проводилось, т.к. протокол в отношении нее не составлялся, при оказании неотложной помощи обязанностью медицинского учреждения являлось только взять кровь на содержание в ней этилового спирта. Из-за тяжелого состояния пациентки признаки алкогольного опьянения установлены не были. ДД.ММ.ГГГГ процедурная сестра МУЗ «ГКБСМП» ФИО6 произвела забор крови у Кравченко Л.А., затем кровь была направлена в специализированное учреждение. Анализ крови показал, что у Кравченко Л.А. был обнаружен в крови этиловый спирт в количестве <данные изъяты> о чем свидетельствует заключение № от ДД.ММ.ГГГГ. На основании данного заключения <данные изъяты> должностным лицом МУЗ «ГКБСМП» в листках нетрудоспособности Кравченко Л.А. была сделана запись о ее нахождении в состоянии алкогольного опьянения. Процедурные действия сотрудников лечебного учреждения, связанные с забором крови для судебно-химического исследования не влияют на конечный результат исследования. Доказательств вины ответчика истцом не представлено, поэтому нет оснований компенсации морального вреда.

Заслушав стороны, показания свидетелей, исследовав доказательства дела, суд полагает исковые требования Кравченко Л.А. обоснованными в связи со следующим.

В соответствии с п. 1 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.

Согласно разъяснению, приведенному в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

В судебном заседании исследованы подлинные листки нетрудоспособности, выданные МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» г. Твери ДД.ММ.ГГГГ Кравченко Л.А.: серии № (по основному месту работы – <данные изъяты>); серии № (по месту работы по совместительству – <данные изъяты> Серии № (по месту работы по совместительству – <данные изъяты>»), в каждом из которых в графе о причине нетрудоспособности указано: <данные изъяты>. Наличие сведений об алкогольном опьянении суд полагает порочащими честь и достоинство истицы. Листки нетрудоспособности выданы МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» г. Твери, которое распространило указанные сведения в отношении истицы, поэтому является надлежащим ответчиком по делу.

Давая оценку достоверности указанных сведений исходя из представленных сторонами доказательств, суд учитывает следующее.

В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля медицинская сестра ФИО6 утверждала, что в первый день поступления истицы в больницу утром в <данные изъяты> она брала у нее кровь на алкоголь в пузырек от антибиотика. Затем санитарка отнесла пузырек на химическое исследование.

Сама истица, находившаяся в сознании при поступлении в больницу, а также допрошенные в судебном заседании ее близкие ФИО7, ФИО8, ФИО9 поясняли, что в день поступления в больницу – ДД.ММ.ГГГГ забор крови из вены не производился.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на следующий день после поступления Кравченко Л.А. в больницу, в Бюро СМЭ поступил флакон <данные изъяты>, заполненный наполовину с направлением на имя Кравченко Л.А., в котором указано время забора крови - ДД.ММ.ГГГГ. При этом в направлении указана фамилия врача – ФИО10, но его подписи не имеется. Флакон не опечатан, заполнен наполовину.

Порядок забора, транспортировки, хранения, доставки крови на химическое исследование предусмотрен Приложением №, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N40 "Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ". В соответствии с данным правовым актом отбор крови производится в два флакона по 10 и 5 мл (контрольный и анализируемый образцы), флаконы опечатываются.

Установленный порядок забора крови у Кравченко Л.А. медицинским учреждением соблюден не был. При отсутствии контрольного образца крови, опечатывания емкости с кровью, идентификации исследованного образца крови по группе и резусу с кровью истицы, нельзя исключить возможность подмены образца, поэтому суд не может признать доказанным то обстоятельство, что на химическом исследовании находилась кровь Кравченко Л.А.

Из медицинской карты стационарного больного за № следует, что клинические признаки алкогольного опьянение у Кравченко Л.А. при ее поступлении в больницу никем отмечены не были. Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО10, ФИО6 пояснили, что признаков алкогольного опьянения Кравченко при ее осмотре не обнаружили.

Таким образом, выводы медицинского учреждения - МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» о нахождении Кравченко Л.А. при поступлении в больницу ДД.ММ.ГГГГ в состоянии алкогольного опьянения, отраженные в листках нетрудоспособности, являются недостоверными.

На основании п. 2 ст. 151 ГК РФ указанные документы подлежат замене.

В соответствии со ст. 151, 1101 ГК РФ истица вправе требовать компенсации морального вреда, размер которой суд определяет исходя из степени нравственных страданий истицы, учитывая при этом требования разумности и справедливости, соразмерность компенсации причиненному вреду, определяет размер компенсации в сумме 3000 руб.

На основании ст.ст. 98, 100 ГПК РФ судебные расходы истицы по уплате государственной пошлины и оплате услуг представителя, которые подтверждены надлежащими документами и признаются судом разумными, подлежат взысканию в ее пользу с ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Кравченко Л.А. удовлетворить частично, признать порочащие честь и достоинство сведения, содержащиеся в листках временной нетрудоспособности о нахождении Кравченко Л.А. в состоянии алкогольного опьянения, выданных МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» г. Твери ДД.ММ.ГГГГ Кравченко Л.А.:

-серии № (по основному месту работы – <данные изъяты>

- серии № (по месту работы по совместительству – <данные изъяты>);

Серии № (по месту работы по совместительству – <данные изъяты>

- не соответствующими действительности и обязать МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» г. Твери заменить листки нетрудоспособности на листки нетрудоспособности, не содержащие указания на алкогольное опьянение.

Взыскать с МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» г. Твери в пользу Кравченко Л.А. в счет компенсации морального вреда 3000 (три тысячи) рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 10000 (десять тысяч) рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей, а всего взыскать 13200 (тринадцать тысяч двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд гор. Твери в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29 января 2011 года.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу.