Дело N 2-1103/11
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерацииг. Тверь 13 апреля 2011 года
Пролетарский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Баранова В.В.,
с участием прокурора Пивоваровой Е.С., представителя ответчика Андреева Ю.В., представителя соответчика Молодцова А.С., представителя 3-го лица Жбанова Д.В.,
при секретаре Таршиновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Пролетарского района города Твери в защиту неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер», Департаменту здравоохранения администрации Тверской области об устранении нарушений правил пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пролетарского района г. Твери обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к ГУЗ «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер», Департаменту здравоохранения администрации Тверской области, в котором содержаться требования обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения правил пожарной безопасности путем оборудования Тверского областного клинического противотуберкулезного диспансера по адресу: <адрес> прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов.
В обоснование заявленного требования прокурором указано на то, что прокуратурой Пролетарского района г. Твери по поручению прокуратуры Тверской области совместно с представителем ОГПН по Пролетарскому району г. Твери проведена проверка соблюдения законодательства в области пожарной безопасности в ГУЗ «Тверской областной противотуберкулезный диспансер». В ходе проверки, установлено, что ГУЗ «Тверской областной противотуберкулезный диспансер» относится к местам с массовым пребыванием граждан и рассчитано на одновременное пребывание <данные изъяты>
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О безопасности» от 05.03.1992 года № 2446-1 безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Статья 3 данного Закона определяет, что угроза безопасности это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. В соответствии со ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья. Статья 34 ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает положение, согласно которому граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Статья 37 указанного ФЗ возлагает на руководство организации обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны. Согласно ст. 20 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69 «О пожарной безопасности», к нормативным документам, регулирующим правила пожарной безопасности, относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Из пункта 1 ч. 9 раздела 2 Указа Президента РФ от 11.07.2004 г. № 868 «Вопросы министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» следует, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативно – правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления и организациями. Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 г. утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01 – 03). Приказом МЧС РФ № 315 утверждены нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03). В соответствии с пунктом 1-3 Правил пожарной безопасности в РФ требования пожарной безопасности представляют собой обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Наряду с Правилами пожарной безопасности, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. На основании п. 39 «Правил пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 года, организации с массовым пребыванием людей необходимо обеспечивать прямой телефонный связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов.
Указанные выше требования закона ГУЗ «Тверской областной противотуберкулезный диспансер» не исполняются, что является недопустимым и может привести к тяжким последствиям в случае возгорания. Нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности в учреждении, а именно отсутствие прямой телефонной связи данного учреждения с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов, создают повышенную опасность для жизни, здоровья и имущества значительного количества людей и должны быть устранены.
Согласно Устава ГУЗ «Тверской областной противотуберкулезный диспансер» является юридическим лицом (некоммерческой организацией), может иметь самостоятельный баланс, лицевой счет. Учреждение вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учредителем ГУЗ «Тверской областной противотуберкулезный диспансер» является Департамент здравоохранения администрации Тверской области. ГУЗ «Тверской областной противотуберкулезный диспансер» находится в ведомственном подчинении Департамента здравоохранения администрации Тверской области.
Обращение в суд обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов как граждан, находящихся на лечении в учреждении здравоохранения, так и неопределенного круга лиц, поскольку деятельность по эксплуатации здания с нарушением правил пожарной безопасности создает угрозу жизни и безопасности, а также реальную опасность причинения вреда в будущем как гражданам, находящимся на лечении в учреждении здравоохранения, так и неопределенному кругу лиц, которые могут находится в данном здании в момент пожара.
При подготовке дела к судебному разбирательству судьей к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца привлечен отдел надзорной деятельности по Пролетарскому району МЧС России.
В судебном заседании прокурор Пивоварова Е.С. поддержала исковые требования по вышеприведенным основаниям.
Представитель 3-го лица ОНД по Пролетарскому району МЧС России Жбанов Д.В. согласился с доводами прокурора, пояснив, что до настоящего времени нарушения правил пожарной безопасности ответчиками не устранены.
Представитель ответчика – ГУЗ «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» Андреев Ю.В. и представитель соответчика - Департамента здравоохранения администрации Тверской области Молодцов А.С. в суде исковые требования признали и пояснили, что к указанному в иске сроку нарушения правил пожарной безопасности будут устранены.
Заслушав стороны, 3-е лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
Как следует из преамбулы к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
(с изменениями на 29 декабря 2010 г.) общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет настоящий Федеральный закон, который регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
На основании ст. 3 данного ФЗ основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности относится: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно п. 39 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации организации с массовым пребыванием людей необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов.
Как следует из имеющегося в материалах дела сообщения отдела надзорной деятельности по Пролетарскому району МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ объект здравоохранения ГУЗ «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны.
Судом также установлено, что на дату рассмотрения настоящего дела указанное нарушение Правил пожарной безопасности ГУЗ «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» не устранено.
Вышеуказанное обстоятельство следует из пояснений представителя ОНД по Пролетарскому району МЧС России и признания данного факта представителями ответчиков.
В силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.Как следует из п. 1.1, 1.7 Устава ГУЗ «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» является государственным учреждением здравоохранения со статусом юридического лица. Учредителем Учреждения является Департамент здравоохранения администрации Тверской области.
Согласно п. 1.4 Устава ГУЗ «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» данное Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств государственного бюджета в объеме социального заказа, средств предприятий за оказание сверхнормативной медицинской помощи, по программам медицинского страхования, средств населения (платные медицинские услуги) и другие, в соответствии с полученными лицензиями.
В соответствии с п. 1.10 Устава Учреждение отвечает по свои обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности Учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» и Департамент здравоохранения администрации Тверской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ года устранить нарушения правил пожарной безопасности путем оборудования Тверского областного клинического противотуберкулезного диспансера по адресу: <адрес> прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.В.Баранов
Решение вступило в законную силу 11 мая 2011 года