о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении



дело № 2-662/2011 г.Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

гор. Тверь 17 марта 2011 года

Пролетарский районный суд гор. Твери в составе:

председательствующего судьи Кустова А.В.

при секретаре Соколовой Л.О.,

с участием прокурора Пивоваровой Е.С.,

представителя истицы Петровой Н.А.,

представителей ответчика Лебедевой Т.П., Кустова Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пролетарского района гор. Твери в интересах Петровой З.И. к Администрации Пролетарского района в г. Твери о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

у с т а н о в и л :

Прокурор Пролетарского района гор. Твери, действующий в интересах Петровой З.И. на основании ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к Администрации Пролетарского района в г. Твери с требованиями обязать администрацию Пролетарского района г. Твери принять Петрову З.И. на учет в качестве нуждающихся в жилье с учетом льгот, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах», признании незаконным Приказа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет. В обоснование исковых требований прокурор указал, что оспариваемым приказом Администрация Пролетарского района отказала Петровой З.И. в принятии на учет в качестве нуждающей­ся в жилых помещениях в связи с тем, что она обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы, то есть по п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ.

Петрова З.И. зарегистрирована в жилом <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ ей принадлежит <данные изъяты> долей в праве общей собственности на указанный дом. Домовладение состоит из 2 обособленных жилых домов (под литерами А и Б) с пристройками и сооружениями общей площадью <данные изъяты>. Помещения, в которых фактически проживает Петрова З.И., находятся в домовладении под литерами А. У дома большое количество собственников, приобретавших права до создания Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поэтому получить объективную информацию о составе сособственников не представляется возможным. Согласно ст. 247 Гражданского кодекса РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле. С момента приобретения права собственности с согласия сособственников Петрова З.И. занимает жилое по­мещение с отдельным входом, состоящее из 2 смежных комнат, кухни, при­гожей и туалета общей площадью <данные изъяты> м, в экспликации и поэтажном плане технического паспорта данное помещение поименовано как квартира № № в строении под литером А. Для приема на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях Петровой З.И. проведена экспертиза помещений в доме, где она фактически проживает, предъявить экспертной организации весь дом в целом в отсут­ствие сособственников она не вправе. На основании акта экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Автономной некоммерческой организации «Независимая экспертизы товаров, работ и услуг», установлено что несущие и ограждающие конструкции дома в пределах занимаемого Петровой З.И. по­мещения, потеряли несущую способность вследствие длительной эксплуата­ции, существующие повреждения свидетельствуют о непригодности конст­рукции к эксплуатации и об опасности её обрушения, об опасности пребыва­ния людей в зоне обследуемых конструкций. Дом расположен в районе вы­сотной застройки, в пределах городского поселения, где имеются все виды инженерных коммуникаций, однако канализированная уборная в доме отсут­ствует.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 го­да №5-ФЗ «О ветеранах» установлено право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст.54 Жилищного кодекса РФ. Согласно п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ в числе таких оснований названо проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Такие тре­бования установлены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 го за № 47. Данным требованиям жилое помещение Петровой З.И. не отвечает.

Законодатель не устанавливает ограничений относительно того, на каком праве гражданин занимает данное помещение, и не требует признания помещения непригодным для проживания. Для приема Петровой З.И, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по указанному основанию законодатель называет необходимыми достаточными наличие двух условий: права на обес­печение жильем, предусмотренного законом, и несоответствия занимаемого жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Ука­занные обстоятельства в отношении Петровой З.И. имеются.

В силу ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещени­ях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. То есть дата приема гражданин на учет в качестве нуждающегося в жи­лье имеет определяющее значение для своевременного получения им жилья, что свидетельствует о наличии особых обстоятельств, в связи с которыми за­медление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для гражданина. В связи с этим прокурор просит обратить решение к немедленному исполнению.

Петрова З.И., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Представитель истицы Петрова Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Помощник прокурора Пролетарского района в г. Твери Пивоварова Е.С. исковые требования и доводы, приведенные в обоснование иска поддержала.

В судебном заседании представители Администрации Пролетарского района в гор. Твери Лебедева Т.П., Кустов Ю.В. исковые требования прокурора полагали необоснованными, указав, что приказом Администрации обоснованно отказано Петровой З.И. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, т.к. ею представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете. Статьей 1 Закона Тверской области от 27.09.2005 № 112-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им в установленном порядке по договорам социального найма жилого помещения осуществляется органом местного самоуправления.

На основании заявления гражданина о постановке на учет орган местного самоуправления организует проверку жилищных условий гражданина. В соответствии с п.4 статьи 5 указанного закона с заявлением о принятии на учет представляются документы, подтверждающие право заявителя состоять на учете, в том числе решение уполномоченного органа о признании жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания - в случае проживания гражданина в жилом помещении, признанном непригодным для проживания.

Требования к жилому помещению установлены разделом 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 № 47.

В представленных документах отсутствуют доказательства, что жилое помещение не отвечает установленным требованиям. Вышеуказанным постановлением предусмотрено, что если жилое помещение не отвечает установленным требованиям, то оно должно быть признано не пригодным для проживания.

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан является межведомственная комиссия.

Петровой З.И. не представлено заключение межведомственной комиссии о признании занимаемого ею жилого помещения непригодным для проживания. Если решением вышеназванной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 51 ч. 1 п. 3 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Судом установлено, что инвалид Великой Отечественной войны Петрова З.И. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ владеет на праве собственности 5/27 долями в праве собственности на <адрес>, и постоянно проживает в кв. № № данного жилого дома.

Разделом 2 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006г.N47"Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (с изменениями от 2 августа 2007 г.) установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Согласно акту экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному <данные изъяты> в указанном жилом помещении обнаружено множество повреждений, влекущих недостаточную работоспособность несущих и ограждающих конструкций, выявлена потеря несущей способности конструкций вследствие длительной эксплуатации квартиры. Существующие повреждения свидетельствуют о непригодности конструкции к эксплуатации и об опасности ее обрушения, об опасности пребывания людей в зоне обследуемых конструкций.

Поскольку содержание Акта № по существу не оспаривалось ответчиком, в судебном заседании стороны отказались представить в качестве доказательства заключение судебной экспертизы и не заявили ходатайства о ее проведении, суд признает Акт № от ДД.ММ.ГГГГ АНО «Независимая экспертиза товаров, работ и услуг» допустимым письменным доказательством, содержащим достоверные сведения о множестве повреждений жилого помещения Петровой З.И., в частности фундамента, наружных и внутренних стен, перекрытий, внутренней отделки, связанных с недостаточной работоспособностью несущих и ограждающих конструкций вследствие длительной эксплуатации.

Установленные недостатки жилого помещения указывают на то, что квартира Петровой З.И. не отвечает установленным Правительством РФ требованиям, которым должно отвечать жилое помещение.

В связи с этим Петрова З.И., не имеющая в собственности и пользовании иных жилых помещений, при обращении в Администрацию Пролетарского района в гор. Твери ДД.ММ.ГГГГ и представив необходимые документы, в том числе указанное заключение, подлежала признанию нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Пункт 5 ч. 4 ст. 5 Закона Тверской области от 27 сентября 2005 г. N 112-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (с изменениями от 17 июля 2007 г., 24 декабря 2008 г., 23 декабря 2010 г.), относящий к числу документов, дающих основания органу местного самоуправления относить гражданина-заявителя либо члена его семьи к категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, при наличии решения уполномоченного органа о признании жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания, в случае проживания гражданина в жилом помещении, признанном непригодным для проживания противоречит п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, поэтому не может быть применен при разрешении возникшего спора.

Как видно из материалов дела Петрова З.И. неоднократно обращалась с заявлениями в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации гор. Твери по вопросу признания занимаемого ею жилого помещения непригодным для проживания решением межведомственной комиссии, в чем ей было отказано, т.к. жилое помещение находится в долевой собственности без выдела доли. При этом из технического паспорта усматривается, что субъектами права собственности соответствующих долей домовладения <адрес> является множество лиц, оформлявших свои права в период с ДД.ММ.ГГГГг., установить данных лиц, их наследников, место их жительства в целях выдела доли Петровой З.И. практически невозможно.

Поскольку Петровой З.И. при обращении в орган местного самоуправления были представлены необходимые документы, служившие основанием постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с учетом льгот, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», приказ Главы Администрации Пролетарского района в г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ за №-р об отказе в принятии Петровой З.И. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях необходимо признать незаконным.

Предусмотренных ст. 212 ГПК РФ оснований полагать, что замедление исполнения решения суда о признании приказа незаконным и постановке Петровой З.И. на учет нуждающихся в жилых помещениях может привести к значительному ущербу, либо исполнение решения может оказаться невозможным суд не усматривает, поэтому требование об обращении решения суда к немедленному исполнению не подлежит удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Пролетарского района гор. Твери удовлетворить, признать незаконным приказ Главы Администрации Пролетарского района в г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ за №-р об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и обязать Администрацию Пролетарского района в гор. Твери принять Петрову З.И. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с учетом льгот, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд гор. Твери в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2011 года.

Председательствующий

Решение обжаловано и определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 26.04.2011г. решение Пролетарского районного суда г. Твери от 17.03.2011г. отменено и постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Пролетарского района г. Твери, заявленных в интересах Петровой З.И., к Администрации Пролетарского района г. Твери о признании незаконным приказа Главы Администрации Пролетарского района г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ №-р об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности принять Петрову З.И. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с учетом льгот, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» - отказано. Решение вступило в законную силу 26.04.2011г.