о включении в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования по закону



Дело № 2-1475/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2011 года. г. Тверь

Пролетарский районный суд г. Твери в составе: председательствующего судьи Образцовой Н.В., при секретаре Кострома М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимирова С.А. к МРИ ФНС РФ № 10 по Тверской области, Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тверской области о включении в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования по закону,

У С Т А Н О В И Л:

Владимиров С.А. обратился в суд с исковыми требованиями к МРИ ФНС РФ № 10 по Тверской области, Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тверской области о включении в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования по закону.

В судебном заседании истец Владимиров С.А. поддержал исковые требования, просил суд удовлетворить их, пояснив, что наследодателю ФИО1 на праве собственности принадлежала 1/2 доля квартиры <адрес>, а также 1/2 доля гаража № в Автокооперативе <адрес>. Право собственности ФИО1 на указанное выше недвижимое имущество было зарегистрировано в установленном в то время порядке в ТГРП ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 скончалась. Обратившись с заявлением о вступлении в права наследования по закону, истец получил отказ, оформленный постановлением об отказе в совершении нотариального действия, так как в ЕГРП отсутствуют сведения о принадлежности наследодателю на праве собственности 1/2 доли спорных квартиры и гаража. Полагая действия наследодателя по регистрации спорных квартиры и гаража соответствующими законодательству, действовавшему на момент регистрации, а себя единственным наследником по закону после смерти ФИО1, истец просит включить указанное выше недвижимое имущество в состав наследственной массы, открывшейся после смерти ФИО1, признав за ним право общей долевой собственности на 1/2 долю квартиры и гаража в порядке наследования по закону.

В судебное заседание представители ответчиков не явились, о дате и времени рассмотрения дела ответчики были извещены судом в установленном законом порядке, письменных возражений по существу заявленных исковых требований, а также доказательств, их подтверждающих не представили, однако суд, с согласия лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело без участия представителей ответчика, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Судом установлено, что наследодателю ФИО1 на праве собственности принадлежала 1/2 доля квартиры <адрес>, право на которую возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.

Судом установлено, что наследодателю ФИО1 на праве собственности принадлежала 1/2 доля гаража № в Автокооперативе <адрес>, право на которую возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.

Судом установлено, что право собственности ФИО1 на указанное выше недвижимое имущество было зарегистрировано в установленном в то время порядке в ТГРП ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно <данные изъяты>.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 скончалась <данные изъяты>.

Как усматривается из обозреваемого в судебном заседании подлинного наследственного дела по факту вступления в права наследования на имущество ФИО1 за №, в установленный ст. 1154 ГК РФ, действующей на дату открытия наследства шестимесячный срок, открывшееся наследство по закону принято путем обращения в нотариальную контору наследником по закону первой очереди - сыном наследодателя Владимировым С.А. Из имеющейся в материалах дела справки о месте открытия наследства ФИО1(<данные изъяты>) судом установлено, что на дату смерти наследодателя в месте открытия наследства, которым является квартира <адрес>, была зарегистрирована по месту жительства и проживала наследодатель и ее сын Владимиров С.А. Таким образом, на основании ст. ст. 1141, 1142 ГК РФ судом установлено, что единственным наследником по закону первой очереди после смерти ФИО1 является истец по делу. Факт родства истца и наследодателя подтверждается имеющейся в материалах дела копией свидетельства о рождении истца <данные изъяты>.

Из имеющегося в материалах дела постановления об отказе в совершении нотариального действия <данные изъяты> усматривается, что реализация наследственных прав истца во внесудебном порядке невозможна ввиду отсутствия в ЕГРП сведений о принадлежности наследодателю спорных гаража и квартиры.

Как усматривается из имеющегося в материалах дела сообщений об отказе в выдаче сведений из ЕГРП <данные изъяты> в ЕГРП отсутствуют сведения о существующих правах, а также об ограничениях (обременениях) на указанные выше объекты недвижимости.

В соответствии со ст. 164 ГК РФ сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, предусмотренных ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» был введен в действие 31.01.1998 года. Не позднее указанного срока органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, обязаны были приступить к ведению Единого государственного реестра прав и выдаче информации о зарегистрированных правах. С этой же даты введена в действие и ст. 131 ГК РФ. Вместе с тем, субъектам РФ предписывалось создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество поэтапно с завершением до 01.01.2000 года. Так Учреждение юстиции Тверской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним было создано на основании Постановления Губернатора Тверской области от 03.12.1998 года № 820, а приступило к фактическому ведению единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним еще позднее, с 01.01.2000 года. До момента фактического создания Учреждения юстиции Тверской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и начала ведения реестра, регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляла Тверская городская регистрационная палата (ТГРП), на основании п. 3 Постановления Администрации Тверской области № 454 от 08.07.1998 года «О создании системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Тверской области» и Постановлений Главы администрации г. Твери № 1206 от 31.10.1995 года и № 2716 от 09.12.1998 года.

ТГРП, как указывалось выше, произвела регистрацию права собственности ФИО1 на 1/2 долю спорных квартиры и гаража. При этом в ЕГРП отсутствуют сведения о существующих правах, а также об ограничениях (обременениях) на спорные объекты недвижимости. Таким образом, судом установлено, что ТГРП, обязанная на момент регистрации наследодателем ФИО1 права собственности на спорные объекты, вести ЕГРП и выдавать сведения о зарегистрированных правах, указанные действия не совершила. Однако суд полагает, что ненадлежащее выполнение ранее действовавшим регистрирующим органом положений ч. 1 ст. 33 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не должно влечь неблагоприятных последствий для граждан, добросовестно и своевременно выполнивших требования о государственной регистрации совершенных ими сделок, предъявляемые к ним, в соответствии с законодательством и практикой, существовавшими на момент их оформления.

В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

Поскольку в силу ст. 1153 ГК РФ порядке, 1/2 доля спорных квартиры и гаража подлежат включению в наследственную массу, а требования истца, как наследника по закону первой очереди подлежат удовлетворению, поскольку в силу ст. 45 Конституции РФ, являющейся нормой прямого действия, государство гарантирует защиту прав и свобод гражданина, при этом каждый вправе защищать их всеми способами, не запрещенными законом, в том числе и путем предъявления в суд данного искового требования.

Исковые требования в отношении МРИ ФНС РФ № 10 по Тверской области удовлетворению не подлежат, поскольку данный ответчик не является надлежащим.

В связи с изложенным выше, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Владимирова С.А. удовлетворить.

Включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, 1/2 (одну вторую) долю квартиры <адрес>, а также 1/2 (одну вторую) долю гаража № в Автокооперативе <адрес>.

Признать за Владимировым С.А. право общей долевой собственности на 1/2 (одну вторую) долю квартиры <адрес> (кадастровый номер квартиры: №), а также 1/2 (одну вторую) долю гаража № в Автокооперативе <адрес> (кадастровый номер объекта недвижимости: №), в порядке наследования по закону после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» данное судебное решение, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации права общей долевой собственности Владимирова С.А. на 1/2 (одну вторую) долю указанных выше объектов недвижимости.

В удовлетворении исковых требований в отношении МРИ ФНС РФ № 10 по Тверской области отказать.

Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Образцова Н.В.

Решение не обжаловано и вступило в законную силу 28 мая 2011 года.