№ 2-1430/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 июня 2011 года город Тверь Пролетарский районный суд города Твери в составе председательствующего судьи Кондратьевой А.В., при секретаре Дорошкевич А.С., с участием: истца ФИО5 представителя истца ФИО6 (в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ), представителя ответчика ФИО7 (доверенность <данные изъяты> рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к Территориальному отделу социальной защиты населения города Твери об индексации компенсационных сумм в возмещение вреда здоровью, причиненного в результате аварии на Чернобыльской АЭС, УСТАНОВИЛ: ФИО9 обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил проиндексировать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью; взыскать с ответчика за счет средств федерального бюджета единовременно за период <данные изъяты> включительно <данные изъяты>; ежемесячно, начиная с <данные изъяты>, на приобретение продовольственных товаров <данные изъяты> ежегодно за вред здоровью <данные изъяты> с последующей индексацией указанных сумм. В обоснование заявленного требования истец указал, что он является инвалидом 2 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, он получает ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью. Поскольку индексация указанных выплат ответчиком в установленном законом порядке не производилась с 2000 года, то истец вынужден обратиться в суд с вышеуказанными исковыми требованиями. В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования и просили удовлетворить их, пояснив суду, что ФИО10 желает получать проиндексированные денежные выплаты как другие «чернобыльцы», которым указанные денежные суммы были проиндексированы Московским районным судом города Твери. Представитель ответчика исковые требования не признал, пояснив суду, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку данные требования основаны на неверном толковании норм действующего законодательства РФ, определяющих порядок индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, право на получение которых предоставлено гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. К указанным выплатам не применимы единые правила индексации возмещения вреда здоровью. Ссылка истца на решения Московского районного суда города Твери либо Лихославльского районного суда Тверской области, которыми якобы были проиндексированы указанные суммы другим гражданам, является не состоятельной, поскольку данные решения суда не являются нормативными актами, и не порождают каких-либо прав и обязанностей ответчика по отношению к истцу. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что истец является инвалидом 2-ой группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и относится к категории граждан, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию на оздоровление, предусмотренное п. 22 ст. 14 и ч. 1 ст. 39 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ). Судом установлено, что ответчик произвел истцу индексацию ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, начиная с 01 июня 2004 года, когда впервые в силу ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ), была предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым Законом, в порядке, определяемом Правительством РФ. Из статей 1, 2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Постановлении от 01 декабря 1997 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 ФЗ от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами. Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации. Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены п. 22 ст. 14 и ч. 1 ст. 39 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены п. 15 ст. 14 названного Закона. Частью 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Кроме того, положения ст. 3 базового Закона предусматривали право граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но указанная норма в редакции ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки. Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом ст. 3 ФЗ от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ и ст. 4 ФЗ от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года (т.е. исчисленных исходя из 83,49 рублей), а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100,0 рублей. Одновременно п. 3 ст. 4 ФЗ от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ в ст. 14 и 39 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300,0 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500,0 рублей. Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ» в связи с запросами Верховного Суда РФ и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы. Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 847, от 7 мая 2005 года № 292, от 25 апреля 2006 года № 246 и от 21 марта 2007 года № 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Этими постановлениями Правительства РФ в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. Суд не принимает во внимание доводы истца и его представителя, что, поскольку ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то они должны индексироваться в одинаковом порядке с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо, исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 847 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 июня 2004 года в размере 330,0 рублей (установленная Законом 300,0 рублей), ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 550,0 рублей (установленная Законом 500,0 рублей) - коэффициент 1,1; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2005 г. № 292 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2005 года в размере 366,3 рублей, ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 610,5 рублей - коэффициент 1,11; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 года № 246 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2006 года в размере 399,27 рублей, ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 665,45 рублей - коэффициент 1,09; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 года № 171 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2007 года в размере 431,21 рублей, ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 718,69 рублей - коэффициент 1,08. В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года № 35 (в редакции от 5 апреля 2005 года) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем, суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01 июля 2000 года с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 ФЗ от 19 июня 2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 № 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной. Наличие же решений Московского районного суда города Твери, Лихославльского районного суда Тверской области и других судов, постановленных в отношении ряда граждан-чернобыльцев не может являться безусловным основанием для индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсация за вред здоровью в порядке, выплачиваемых истцу, в порядке для индексации ежемесячных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда здоровью. С учетом того изложенного, суд, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования ФИО11 к Территориальному отделу социальной защиты населения города Твери об индексации компенсационных сумм в возмещение вреда здоровью, причиненного в результате аварии на Чернобыльской АЭС оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подача кассационной жалобы через Пролетарский районный суд города Твери в течение десяти дней с даты его вынесения. Председательствующий Кондратьева А.В. Решение вступило в законную силу 15 июня 2011 года.