иск об установлении размера арендной платы за земельный уасток удовлетворить частично



№ 2-1702/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2011 года город Тверь

Пролетарский районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Кондратьевой А.В.,

при секретаре Дорошкевич А.С.,

с участием:

заявителя ФИО6

представителя Комитета по управлению имуществом по Тверской области ФИО7 (доверенность ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО8 к Комитету по управлению имуществом Тверской области об установлении размера арендной платы за земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

ФИО9. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просил признать незаконным пункт 2 распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду земельного участка»; установить размер годовой арендной платы равной <данные изъяты> рублям в соответствии со ст. 65 ЗК РФ и п. 3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582.

В обоснование заявленного требования ФИО10 указал, что ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению имуществом Тверской области издал распоряжение <данные изъяты> о предоставлении его семье, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», земельного участка <данные изъяты>

В пункте 2 названного распоряжения указано, что размер годовой арендной платы за указанный земельный участок определен на основании отчета «О рыночной стоимости земельного участка» Бюро оценки «<данные изъяты> от 06 июля 2010 года № 202/21, выполненного в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Поскольку земельный участок под индивидуальное жилищное строительство был предоставлен его семье без проведения торгов, то, по мнению заявителя, размер годовой арендной платы должен определяться от кадастровой стоимости земельного участка, а не от его рыночной стоимости.

В судебном заседании истец поддержал заявленное требование и просил удовлетворить его.

Представитель Комитета по управлению имуществом Тверской области заявленные требования не признал, пояснив суду, что право ФИО11 на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство ни кем не оспаривается. Землепользование в Российской Федерации является платным. Предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, в силу ст. 30.1 ЗК РФ, осуществляется с публичных торгов на конкурсной основе, с определением в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стартового размера арендной платы, исчисляемого на основании отчета об оценке объекта в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

В исключительных случаях договор аренды может заключаться без проведения конкурса, в том числе и в случае предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство инвалиду, либо семье, имеющей в своем составе инвалида. Однако размер годовой арендной платы должен устанавливаться исходя из стартовой рыночной стоимости земельного участка, чтобы не нарушать права и законные интересы третьих лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в составе семьи ФИО12 имеется ребенок-инвалид - ФИО13 <данные изъяты> Имея льготы, предусмотренные ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года (далее Закон № 181-ФЗ), ФИО14 обратился в Комитет по управлению имуществом Тверской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <данные изъяты>

Судом установлено, что Комитетом по управлению имуществом Тверской области ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение <данные изъяты> «О предоставлении в аренду земельного участка», согласно которому ФИО15 из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства в аренду сроком на три года был предоставлен земельный участок по вышеуказанному адресу <данные изъяты>

Пунктом 2 названного распоряжения установлено, что размер годовой арендной платы за названный земельный участок определяется на основании отчета Бюро оценки <данные изъяты> от 06 июля 2010 года № 202/21, выполненного в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», и составляет <данные изъяты>

Согласно абзацу 14 ст. 17 Закона № 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства.

Общий порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен ст. 28-38 ЗК РФ.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 ЗК РФ.

Согласно ч. 2 указанной нормы закона, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (Если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Исходя из смысла ст. 448 ГК РФ, аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену. При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо льгот для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.п.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду, семьям, имеющим в своем составе инвалидов, земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Закона № 181-ФЗ по договору купли-продажи торги не проводятся.

Таким образом, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется только за плату, при этом в соответствии с Законом № 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, могут реализовать свое право на получение в собственность либо аренду земельного участка без участия в торгах.

Суд не может принять позицию заинтересованного лица, что размер годовой арендной платы для заявителя должен исчисляться исходя из рыночной стоимости предоставляемого земельного участка.

Согласно абз. 2 ст. 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.

В спорных отношениях право аренды на земельный участок на открытом рынке не предоставлялось, следовательно, конкуренция по приобретению права на данный земельный участок отсутствовала, в связи с чем, определение Комитетом по управлению имуществом Тверской области рыночной стоимости арендной платы является неправомерным.

В соответствии со ст. 258 ч.1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина или созданное препятствие в осуществлении своих прав.

В данном случае суд считает необходимым в целях восстановления прав заявителя возложить на заинтересованное лицо обязанность по определению годовой арендной платы за земельный участок <данные изъяты>, исходя из кадастровой стоимости указанного земельного участка.

При этом суд не находит оснований для установления размера годовой арендной платы в размере <данные изъяты> рублей в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582.

Статьей 65 ЗК РФ установлено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции 2008 года) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок определения размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области с 01 января 2008 года регулируется Положением, которое устанавливает единый подход к определению размера арендной платы за указанные земельные участки на основе государственной кадастровой оценки земель. Годовая арендная плата определяется по форме, учитывающей площадь земельного участка и базовую ставку арендной платы, коэффициент инфляции и коэффициент социально-экономических особенностей в зависимости от категории арендатора, целевого использования земельного участка и вида деятельности арендатора.

При изложенных выше обстоятельствах суд полагает необходимым возложить на Комитет по управлению имуществом Тверской области обязанность по установлению размера годовой арендной платы <данные изъяты> в соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области, а также за пользование земельными участками из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тверской области, в случае их предоставления без проведения торгов, утвержденным Постановлением Администрации Тверской области от 26 декабря 2007 года № 396 - ПА.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать пункт 2 распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду земельного участка» незаконным.

Обязать Комитет по управлению имуществом Тверской области определить размер годовой арендной платы за земельный участок <данные изъяты> в соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области, а также за пользование земельными участками из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тверской области, в случае их предоставления без проведения торгов, утвержденным Постановлением Администрации Тверской области от 26 декабря 2007 года № 396 - ПА.

В удовлетворении остальной части заявленных требований ФИО16 отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение десяти дней с даты изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий Кондратьева А.В.

Решение вступило в законную силу 17 июня 2011 года.