26 мая 2011 года. г. Тверь Пролетарский районный суд г. Твери в составе: председательствующего судьи Образцовой Н.В., при секретаре Кострома М.Ю., с участием представителя заявителя Кудряшовой В.Б., представителя ФГУ «ЗКП» Григорьевой Л.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Екимовой Н.А. об оспаривании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, У С Т А Н О В И Л: Екимова Н.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, расположенного в районе <адрес> в порядке главы 25 ГПК РФ <данные изъяты>. Доводы заявления мотивированы тем, что являясь собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, расположенного в районе <адрес>, с разрешенным видом использования: «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», заявитель обратилась в ФГУ «ЗКП» по Тверской области с заявлением о кадастровом учете изменений данного земельного участка в части разрешенного вида использования «для дачного строительства». Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «ЗКП» по Тверской области незаконно отказало в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка, поскольку заявителем не предоставлен документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование данного земельного участка (акт органа государственной власти или органа местного самоуправления), что, по мнению заявителя, незаконно. В судебное заседание заявитель Екимова Н.А., надлежащим образом извещенная о дате и времени рассмотрения дела, не явилась, письменно просила суд рассмотреть спор без своего участия, с участием своего представителя Кудряшовой В.Б. В судебном заседании представитель заявителя Кудряшова В.Б. поддержала доводы заявления, просила суд удовлетворить, пояснив, что в силу п. 2 ст. 7 Земельного Кодекса РФ вид разрешенного использования земель определяется в соответствии с зонированием территорий, а также, исходя из принадлежности земель к той или иной категории, однако зонирование территорий в <адрес> до настоящего времени не осуществлено, что не может лишать собственника земельного участка законного права его использования, так как собственник земельного участка самостоятельно определяет вид разрешенного использования в рамках категории и в соответствии с фактическим использованием своего земельного участка. Использование данного земельного участка для дачного строительства не является нецелевым и не противоречит действующему законодательству. Сведения о разрешенном использовании земельного участка заинтересованный собственник земельного участка может просить включить в сведения государственного кадастра недвижимости в порядке учета изменений сведений об этом земельном участке (ч. 3 ст. 16, ч. 3 ст. 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Градостроительным Кодексом РФ (п. 9 ст. 1, п.п. 2, 6 ст. 30) установлено, что виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом, содержащихся в правилах землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки <адрес> в настоящее время не разработаны и не утверждены в установленном порядке. При этом в силу п. 6 ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. В настоящее время порядок принятия решения об изменении разрешенного вида использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на уровне федерального законодательства не определен. Кроме того, в настоящее время также не определен уровень муниципального образования, глава которого уполномочен на принятие решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования. В соответствии со ст. 8 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» гражданин вправе вести дачное хозяйство в индивидуальным порядке, и, следовательно, требования к зонированию территории, установленные данным законом, относятся исключительно к созданию и деятельности садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Таким образом, требование ФГУ «ЗКП» по Тверской области о предоставлении документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, неправомерно, поскольку в совокупности с правовыми нормами указанных федеральных законов предоставления такого документа не требуется. В судебном заседании представитель ФГУ «ЗКП» по Тверской области Григорьева Л.Х. заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поддержав имеющийся в материалах дела письменный отзыв, пояснив, что решением от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «ЗКП» по Тверской области законно отказало Екимовой Н.А. в кадастровом учете изменений земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, расположенного в районе <адрес>, с разрешенным видом использования: «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», в части разрешенного вида использования «для дачного строительства», поскольку ст. 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определен перечень необходимых для кадастрового учета документов, в том числе при кадастровом учете изменений вида разрешенного использования требуется копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка. Такой документ заявителем представлен не был, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о приостановлении кадастрового учета с указанием причины приостановления и рекомендаций по доработке представленных документов. ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока приостановления кадастрового учета и не устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» было принято решение об отказе в осуществлении ГКУ. Согласно п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ № 42 от 04.02.2010 года, сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в ГКУ на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ «О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний, которые организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на публичные слушания должны выноситься вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки в данном сельском поселении не утверждены. Не состоятельна ссылка заявителя на ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» так как до настоящего времени актом органа местного самоуправления не изменен вид разрешенного использования земельного участка. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. В силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Судом установлено, что Екимова Н.А., являясь собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, расположенного в районе <адрес>, с разрешенным видом использования: «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» <данные изъяты>, обратилась в ФГУ «ЗКП» по Тверской области с заявлением о кадастровом учете изменений данного земельного участка в части разрешенного вида использования «для дачного строительства». Судом установлено, что решением от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «ЗКП» по Тверской области отказало в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка, поскольку заявителем не предоставлен документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование данного земельного участка (акт органа государственной власти или органа местного самоуправления) <данные изъяты>. Статьей 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определен перечень необходимых для кадастрового учета документов, в том числе при кадастровом учете изменений вида разрешенного использования требуется копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка. Судом установлено, что такой документ заявителем представлен не был <данные изъяты>, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о приостановлении кадастрового учета с указанием причины приостановления и рекомендаций по доработке представленных документов <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока приостановления кадастрового учета и не устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» было принято решение об отказе в осуществлении ГКУ <данные изъяты>. Согласно п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ № 42 от 04.02.2010 года, сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в ГКУ на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. В соответствии с п.п. 8 ст. 1 Земельного Кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. В ст. 42 Земельного Кодекса РФ закреплена обязанность собственников земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносит вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено п. 1 ст. 7 Земельного Кодекса РФ. В их числе названы земли сельскохозяйственного назначения. Указанные в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законом (п. 2 ст. 7 Земельного Кодекса РФ). В ст. 77 Земельного Кодекса РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002 года. В силу п. 1 ст. 79 Земельного Кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения – сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Согласно ч. 6 ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте. В соответствии с ч. 3 ст. 37 ГСК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В силу ч. 6 ст. 36 ГСК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 5 ст. 37 ГСК РФ). Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривает порядка изменения вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий. Екимова Н.А., обратившись с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка, фактически желает вывести принадлежащий ей земельный участок из-под действия ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и распространить на него режим, установленный ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». При этом в соответствии со ст. 12 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства, исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях, целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения. Таким образом, приведенные выше нормы предусматривают предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Нормы Земельного Кодекса РФ, ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» допускают использование для дачного строительства тех земельных участков их категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан. В материалах дела отсутствуют сведения о проведении зонирования территории, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий Екимовой Н.А., с установленным разрешенным использованием земельного участка. Судом установлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, расположенного в районе <адрес>, с разрешенным видом использования: «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», имеет в своем составе сельскохозяйственные угодья, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что изменение вида разрешенного использования данного земельного участка возможно только после изменения категории такого рода земель. В связи с изложенным выше, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Отказать в удовлетворении заявления Екимовой Н.А. об оспаривании отказа ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, расположенного в районе <адрес>. Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2011 года. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме. Судья Образцова Н.В. Решение обжаловано и определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 28 июня 2011 года оставлено без изменения.Дело № 2-1606/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ