о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях



дело № 2-1950/2011 г.Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

гор. Тверь 23 июня 2011 года

Пролетарский районный суд гор. Твери в составе:

председательствующего судьи Кустова А.В.

при секретаре Соколовой Л.О.,

с участием истицы Крючковой Н.В.,

представителя ответчика Чуковой Л.Н.,

представителей третьих лиц Усмановой Л.Б., Клементьевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крючковой Н.В. к Администрации Пролетарского района в гор. Твери о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях,

у с т а н о в и л :

Крючкова Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации Пролетарского района в гор. Твери с требованием постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке как лица, оставшегося без попечения родителей.

В обоснование заявленных требований истица указала, что решением Пролетарского районного суда гор. Твери от ДД.ММ.ГГГГ она была снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>. Т.к. она осталась без регистрации и закрепленного за ней жилого помещения, у нее возникло право на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях. Обратилась в жилищный отдел Администрации Пролетарского района в гор. Твери, но получила отказ, т.к. ей больше 23-х лет. Т.к. она имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей и соответствующие социальные гарантии, в том числе право на обеспечение жилым помещением, одним из условий которого является постановка на учет нуждающихся в жилом помещении.

В судебном заседании истица Крючкова Н.В. исковые требовании поддержала, пояснив, что она не имеет жилого помещения, решением суда от ДД.ММ.ГГГГ была признана утратившей право пользования <адрес>. Она обратилась в Московский районный суд гор. Твери с требованием к Департаменту социальной защиты населения Тверской области о предоставлении ей жилого помещения. Для этого требовалась ее постановка на учет нуждающихся в жилом помещении. Администрацией Пролетарского района в гор. Твери ей отказано в этом. До решения данного вопроса производство по делу в Московской районном суде гор. Твери приостановлено.

Представитель ответчика Чукова Л.Н. исковые требования не признала, указав, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя Главы администрации города Твери Главы администрации Пролетарского района в гор. Твери ФИО4 назначена попечителем над несовершеннолетней Крючковой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., за несовершеннолетней была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Данное постановление принято в соответствии с действовавшим в тот период законодательством, является законным. Ст. 292 ГК РФ на момент закрепления жилой площади предусматривала сохранение права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника при переходе права собственности. В соответствии с абз. четвертым ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. В настоящее время истец по возрасту не относится к данной категории граждан, поэтому оснований для признания права для постановки на учет нуждающихся на льготное внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма как лица из детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с законом не имеется.

Представители третьих лиц – Территориального отдела социальной защиты населения г. Твери Клементьева М.А. и Департамента социальной защиты населения Тверской области Усманова Л.Б. исковые требования Крючковой Н.В. о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях поддержали, указав, что соблюдение данного условия позволит предоставить Крючковой, имеющей статус лица, оставшегося в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, жилое помещение за счет средств бюджета Тверской области.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Крючковой Н.В. обоснованными, при этом исходит из следующего.

Статьей 57 ЖК РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде

Ст. 1 Федерального Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

Судом установлено, что Крючкова Н.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеет статус лица, оставшегося в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, которые были лишены родительских прав решением Пролетарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Главы администрации Пролетарского района в гор. Твери за от ДД.ММ.ГГГГ установлено попечительство в отношении несовершеннолетней Крючковой Н.В., за ней была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> по месту регистрации ее матери.

Решением Пролетарского районного суда гор. Твери от ДД.ММ.ГГГГ Крючкова Н.В. была признана утратившей право пользования <адрес>. Как установлено судом, право пользования Крючковой Н.В. жилым помещением прекращено в связи с переходом права собственности на указанное жилое помещение после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, вселившего мать истицы - ФИО8 в квартиру, к ФИО9 При рассмотрении данного дела судом установлено, что ФИО8 была зарегистрирована в квартире с согласия ее собственника ФИО7, с племянником которого она сожительствовала. Таким образом, ФИО8, не будучи членом семьи собственника, была вселена в жилое помещение на условиях безвозмездного пользования, которое было прекращено при выбытии из данного жилого помещения ФИО8 в ДД.ММ.ГГГГ.

Крючкова Н.В. в несовершеннолетнем возрасте была зарегистрирована по указанному адресу совместно с матерью ДД.ММ.ГГГГ.

Право пользования указанным жилым помещением Крючковой Н.В., не достигшей к тому времени 14-ти лет, на основании ст. 20 ГК РФ было производным оп права ее законного представителя.

С ДД.ММ.ГГГГ Крючкова Н.В. проживала у бабушки ФИО4 по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ она назначена попечителем несовершеннолетней.

Таким образом, до достижения возраста 18-ти лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ Крючкова Н.В., в соответствии со ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку Крючкова Н.В. сохраняла регистрацию в <адрес>, при этом она ни она, ни ее мать ФИО8 не являлись членами семьи собственника данного жилого помещения и фактически в данном жилом помещении не проживали, суд приходит к выводу, что до наступления совершеннолетия (ДД.ММ.ГГГГ) Крючкова Н.В. не сохраняла права пользования указанным жилым помещением, имея лишь регистрацию и фактически не была обеспечена жилой площадью.

В связи с чем, на основании ст. 8 Федерального Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Крючкова Н.В. имела право по достижению возраста 18-ти лет на предоставление ей жилого помещения во внеочередном порядке и относилась к категории граждан, которые в соответствии с требованиями законодательства РФ являются нуждающимися в жилых помещениях.

Обращение Крючковой Н.В. в жилищный отдел Администрации Пролетарского района гор. Твери последовало ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после вынесения судом решения о прекращении ее права пользования жилым помещением по месту регистрации.

То обстоятельство, что к указанному времени ее возраст был больше 23-х лет, не лишает ее права на социальные гарантии, предусмотренные Законом в отношении детей, оставшихся без родительского попечения, в частности на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, т.к. до достижения совершеннолетия она не была обеспечена жилым помещением, а в закрепленном жилом помещении фактически права на жилую площадь не имела.

В соответствии со ст. 8 Закона Тверской области от 9 декабря 2005 г. N 150-ЗО "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области" (с изменениями от 28 декабря 2006 г., 12 октября 2010 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями Администрацией Тверской области или уполномоченным ею органом в соответствии с законодательством Российской Федерации, Тверской области и Порядком, утвержденным Администрацией Тверской области.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 23 лет и не получившие жилое помещение по достижении ими указанного возраста, сохраняют свое право на внеочередное получение жилого помещения.

Постановлением Администрации Тверской области от 29 июня 2006 года № 156-па (с изменениями от 21 марта, 4 октября 2007 г., 26 ноября 2008 г.) утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой (попечительством), в соответствии с которым обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных департаменту социальной защиты населения Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период.

Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрена обязанность органов опеки и попечительства Тверской области представлять в Департамент социальной защиты населения Тверской области в отношении лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте документы о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в уполномоченном органе по месту жительства, первичного выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения.

Таким образом, установленный органом государственной власти Тверской области порядок связывает возможность предоставления жилого помещения рассматриваемой категории лиц вне очереди по договору социального найма с обязательной постановкой на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Частью 3 ст. 52 ЖК РФ предусмотрено, что принятие на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.

Администрацией Пролетарского района в гор. Твери по результатам рассмотрения обращения Крючковой Н.В. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях со ссылкой на то, что жилая площадь по адресу: <адрес> была закреплена в соответствии с действовавшим в ДД.ММ.ГГГГ законодательством, ст. 127 ЖК РСФСР предусматривала право пользования члена семьи собственника жилым помещением и в случае прекращения семейных отношений с собственником. При рассмотрении обращения жилищный орган учитывал акт обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражено проживание Крючковой Н.В. в <адрес>, тогда как решением суда от ДД.ММ.ГГГГ она признана утратившей право пользования данным жилым помещением, судом установлено ее фактическое не проживание на данной жилплощади с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение органа местного самоуправления об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, основанное на сохранении права пользования истицы жилым помещением по месту ее регистрации при закреплении жилой площади в ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным учитывая вышеизложенные выводы суда, на орган местного самоуправления следует возложить обязанность по устранению нарушения права гражданина.

То обстоятельство, что Крючкова Н.В. по достижении совершеннолетия и до 23-х лет не обращалась в орган местного самоуправления по вопросу постановки ее на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения не могло служить основанием к отказу в постановке ее на учет нуждающихся после вынесения решения суда о признании утратившей право пользования жилым помещением, поскольку до указанного времени она сохраняла регистрацию в жилом помещении, находившемся в собственности другого лица и не знала о нарушении своего права.В связи с изложенным Крючкова Н.В. подлежит постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях как лицо, относящееся к категории граждан, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 57 ГПК РФ.Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Крючковой Н.В. удовлетворить, обязать Администрацию Пролетарского района в гор. Твери принять Крючкову Н.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях как лицо, оставшееся без попечения родителей при прекращении попечительства.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд гор. Твери в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2011 года.

Председательствующий

Определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 28.07.2011г. решение Пролетарского районного суда г. Твери от 23.06.2011г. оставлено без изменения. Решение вступило в законную силу 28.07.2011г.