решение о понуждении к кадастровому учету земельного участка



№ 2-2367/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2011 года город Тверь

Пролетарский районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Кондратьевой А.В.,

при секретаре Дорошкевич А.С.,

с участием:

заявителя Смирнова Р.В.,

представителя заявителя Пыжовой И.В. (в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ),

представителя заинтересованного лица Шириной И.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Смирнова Р.В. к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата по Тверской области» о понуждении к кадастровому учету земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Смирнов Р.В. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просил признать незаконным решение ФГУ «Земельная кадастровая палата по Тверской области» (далее ФГУ ЗКП) об отказе в учете изменений объекта недвижимости; обязать ФГУ ЗКП внести в государственный кадастр недвижимости сведения о границах и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с приложенным к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ межевым планом.

В обоснование заявленного требования заявитель указал, что он является собственником земельного участка по <адрес> общей площадью 470,0 кв.м., кадастровый номер . Учитывая, что границы (местоположение) указанного земельного участка не были установлены на месте, он обратился в ООО «<данные изъяты>» с целью выполнения соответствующих кадастровых работ в отношении названного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ФГУ ЗКП с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости с приложением межевого плана. ДД.ММ.ГГГГ ФГУ ЗКП вынесло Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости .

Заявитель полагает названное решение незаконным и нарушающим его права и законные интересы по следующим основаниям.

Действующим законодательством закреплена возможность гражданина, имеющего в пользовании земельный участок, границы которого не соответствуют требованиям Закона о кадастре, при проведении кадастровых работ установить и закрепить их на местности и уточнить границы с целью кадастрового учета.

По утверждению заявителя, земельный участок с кадастровым номером предыдущим собственником ранее не межевался, следовательно, уточненная площадь в размере 470,0 кв.м. установлена по результатам инвентаризации, которая была начата в 1993 году. Однако результаты инвентаризации не были утверждены, т.е. местоположением границ на местности не было закреплено, и площадь участка была определена ориентировочно, исходя из правоустанавливающих документов.

По мнению заявителя, при изложенных обстоятельствах, он как новый собственник земельного участка, имел основания для осуществления действий по проведению межевания с целью уточнения местоположения границы земельного участка. Кроме того, увеличение площади земельного участка при проведении кадастровых работ на 400 кв.м. не противоречит действующему законодательству РФ.

Ссылку ФГУ ЗКП на нарушение порядка согласования местоположения границ земельного участка заявитель полагает также несостоятельной и необоснованной, поскольку кадастровым инженером в соответствии с ч. 8 ст. 39 Закона о кадастре в газете «Тверская жизнь» № 72 от 22 апреля 2011 года было опубликовано извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границы земельного участка.

Кроме того, заявитель полагает, что при выявлении пересечения границ земельного участка, орган кадастрового учета должен был принять решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, но не более чем на три месяца. Письмом Минэкономразвития РФ от 27 марта 2009 № 4448-ИМ/Д23 «Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков» установлен порядок подобного устранения с перечислением действий органа, осуществляющего кадастровый учет. Специалисты ФГУ «ЗКП» по Тверской области, по утверждению заявителя, подобных действий не только не выполнили, но и не выявили возможные причины пересечения границ земельных участков.

В судебном заседании заявитель и его представитель поддержали заявленные требования и просили удовлетворить их.

Представитель ФГУ ЗКП полагал заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Земельный участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о данном земельном участке были импортированы в автоматизированную информационную систему Государственного кадастре недвижимости (далее АИС ГКН) из ЕГРЗ ДД.ММ.ГГГГ. Площадь указанного земельного участка было уточнена, и составила 470 кв. м.

ДД.ММ.ГГГГ в ФГУ ЗКП была подана заявка на учет изменений в сведениях о земельном участке, а ДД.ММ.ГГГГ был вынесен отказ в учете изменений сведений о земельном участке.

По мнению представителя заинтересованного лица, решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости является обоснованным, поскольку заявителем не указано каким нормам права не соответствуют границы его земельного участка. Кроме того, из представленных документов следовало, что земельный участок принадлежит заявителю на основании договора купли-продажи земельного участка, т.е. сведения о границах данного земельного участки были внесены и его границы были установлены. Ссылку заявителя на нормы о предельных минимальных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам под индивидуальное жилищное строительство, по мнению представителя заинтересованного лица, нельзя признать состоятельной, поскольку Постановлением администрации города Твери № 1876 от 23 июля 2004 года установлен предельный максимальный и минимальный размеры предоставляемых в собственность граждан земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Помимо норм предоставления земельных участков, законодательство предусматривает установление предельных размеров земельных участков для земель соответствующего целевого назначения. В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ, предельный максимальный и минимальный размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими регламентами. На основании п. 3 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки. Утверждение указанных правил, а, следовательно, и предельных размеров земельных участков в составе градостроительных регламентов отнесено ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления.

Кроме того, в силу ст. 39 Закона о кадастре, извещение о проведении согласования границ земельного участка может быть опубликовывало в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

?          в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

?          смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В данном случае, сведения о правообладателе земельного участка с кадастровым номером содержатся в ГКН, правообладателем земельного участка с кадастровым номером является администрация города Твери (в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137 «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления), т.е. администрация является заинтересованным лицом, при согласовании смежных границ земельных участков. Кроме того, источником официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации города Твери является газета «Муниципальные вести» (установленная постановлением Главы администрации города Твери от 31 декабря 2008 года № 3735 «Об определении официального печатного издания Администрации города Твери и официального сайта города Твери в сети Интернет»), а в данном случае, объявление было опубликовано в газете «Тверская жизнь».

По утверждению представителя заинтересованного лица решение об отказе было вынесено обосновано, так как границы земельного участка были установлены на момент подачи заявления, что противоречит принципам ведения ГКН, а так же согласно п. 2 ч. 2 ст. 27 необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре. Выявление пересечения границ земельного участка с кадастровым номером с границами земельного участка с кадастровым номером было указано, для сведения, т. к. Учреждение должно указывать все основания для отказа и приостановки, выявленные при проверке документов.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

Согласно ст. 13 ГК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силу п. 3 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ (далее Закон № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно требованиям п. 13 ст. 27 Закона № 221-ФЗ решение об отказе в осуществлении кадастрового учёта может быть обжаловано в судебном порядке.

Судом установлено, что право собственности на земельный участок по <адрес> общей площадью. 470 кв.м. с кадастровым номером заявитель приобрел на основании договора купли-продажи (купчей) земельного участка с объектом недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9, 10, 11).

Судом установлено, что в целях уточнения местоположения границы ранее учетного земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, заявитель ДД.ММ.ГГГГ обратился в ФГУ ЗКП с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости. Указанному заявлению присвоен регистрационный номер .

Согласно п. 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 04 февраля 2010 года № 42 (далее Порядок № 42), сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.

Из материалов дела следует, что согласно данным государственного кадастра недвижимости вышеуказанный земельный участок площадью 470 кв.м. относится к категории земель «земли населенных пунктов» с разрешенным целевым использованием «под индивидуальное жилищное строительство». Заявителем было представлено заявление по уточнению местоположения границ и межевой план на земельный участок площадью 870 кв.м.

Суд соглашается с доводами заявителя о том, что постановлением Главы города Твери «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых в собственность из земель поселений под индивидуальное жилищное строительство гражданам в городе Твери» от 23 июля 2004 года № 1876 установлен предельный максимальный и минимальный размеры предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.

Вместе с тем, необходимо отграничивать нормы предоставления земельных участков, принятые во исполнение ст. 33 ЗК РФ, от предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.

Приведенная норма Закона принята во исполнение ст. 33 ЗК РФ и применяется при предоставлении в собственность граждан земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности земель. Установленные нормы предоставления земельных участков дифференцируются по видам разрешенного использования и применяются вне зависимости от категории земель.

Помимо норм предоставления земельных участков, земельное законодательство предусматривает установление предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков для соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.

В частности, в соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ, предельный максимальный и минимальный размеры земельного участка, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими регламентами.

Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ (далее ГрК РФ) под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки. Утверждение указанных правил, а, следовательно, и предельных размеров земельных участков в составе градостроительных регламентов отнесено ст. 8 ГрК РФ к компетенции органов местного самоуправления.

Поскольку земельный участок, принадлежащий заявителю, находится на землях наследных пунктов, то с учетом приведенных норм законодательства увеличение его площади при уточнении местоположения границ возможно на минимальный предельный размер, установленный правилами землепользования и застройки, утвержденными органами местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок находится на территории Заволжского района города Твери. Вместе с тем, правила землепользования и застройки муниципального образования «город Тверь» в установленном порядке не утверждены.

При изложенных выше обстоятельствах, ФГУ ЗКП, руководствуясь п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ, правомерно отказал в постановке на государственной кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером площадью 870 кв.м.

Частью 1 ст. 39 Закона № 221-ФЗ установлено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласно ч. 3 указанной нормы закона, согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Судом установлено, что заявителю надлежало согласовать границы спорного земельного участка с землепользователями земельных участков с кадастровыми номерами:

Из материалов дела следует, что заявителем согласование местоположения границ спорного земельного участка было проведено посредством опубликования в газете «Тверская жизнь» информации о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка.

Суд соглашается с доводами заявителя и его представителя, что такой порядок согласования местоположения границ земельного участка допустимо законом. Однако необходимо учитывать положения ч. 8 ст. 39 закона № 221-ФЗ, что опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В данном случае, заявителем нарушен порядок согласования местоположения границ земельного участка, поскольку в ГКН содержатся сведения о правообладателях земельных участков с кадастровыми номерами , и, указанные земельные участки не подпадают под правила п. 2 вышеуказанной нормы Закона.

Кроме того, ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ установлено, что извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.

Согласно постановлению Главы администрации города Твери от 31 декабря 2008 года № 3735 «Об определении официального печатного издания Администрации города Твери и официального сайта города Твери в сети Интернет» источником официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации города Твери является газета «Муниципальные вести». Заявителем извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка было опубликовано в газете «Тверская жизнь».

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что документы, необходимые для государственного кадастрового учета по форме и содержанию не соответствуют требованиям Закона № 221-ФЗ, что является безусловным основанием для отказа в проведении государственного кадастрового учета, в связи с чем, установление пересечения спорного земельного участка с границами смежного земельного участка какого-либо правового значения при вынесении обжалуемого решения не имело, а носило информативный характер было сообщено заявителю для сведения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Заявление Смирнова Р.В. к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата по Тверской области» о понуждении к кадастровому учету земельного участка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение десяти дней с даты изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий Кондратьева А.В.

Решение вступило в законную силу.