об устранении нарушений требований норм санитарно - эпидемиологического законодательства



Дело N 2-2670/11

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

г. Тверь 7 сентября 2011 года

Пролетарский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Баранова В.В.,

с участием старшего помощника прокурора Голодковой А.А., представителей ответчиков Корзиной В.А., Никитиной Н.А.,

при секретаре Новицкой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Пролетарского района г. Твери в защиту неопределенного круга несовершеннолетних лиц к МОУ «СОШ », Управлению образования администрации города Твери, Администрации города Твери об устранении нарушений требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пролетарского района г. Твери обратился в суд в защиту неопределенного круга несовершеннолетних лиц с иском к МОУ «Средняя общеобразовательная школа Управлению образования администрации города Твери, Администрации города Твери в котором содержаться требования обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства – огородить территорию образовательного учреждения забором со всех сторон; установить кабинки на двери туалета для мальчиков на 3 этаже; в медицинский пункт включить следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м.; кабинет зубного врача площадью 12 кв.м., оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв.м.; кабинет психолога площадью 10 кв.м.; стены в учебных кабинетах привести в гладкий вид, допускающий их уборку влажным способом.

В обоснование заявленного требования прокурором указано на то, что прокуратурой Пролетарского района г. Твери в рамках осуществления надзора за соблюдением образовательными учреждениями Пролетарского района г. Твери действующего антитеррористического законодательства, законодательства при реализации национального проекта «Образование», а также при проверке соблюдения образовательными учреждениями прав детей на отдых и оздоровление в 2011 г., была проведена проверка в МОУ СОШ , расположенной по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что одним из критериев, позволяющим образовательным учреждениям принять участие в реализации приоритетного национального проекта «Образование» - является создание условий для сохранения здоровья обучающихся. Согласно ч. 1 ст. 28 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Статьей 39 указанного закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 г. № 44 введены в действие Санитарно – эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». В ходе прокурорской проверки в деятельности МОУ СОШ г. Твери были выявлены нарушения норм санитарно – эпидемиологического законодательства, которые длительное время не устранялись. Управлением Роспотребнадзора Тверской области при проверке МОУ СОШ установлено, что территория образовательного учреждения ограждена забором только с двух сторон, на 3 этаже в туалете мальчиков у кабинок нет дверей, по составу помещений медпункт не отвечает требованиям. Образовательному учреждению Роспотребнадзором ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание об устранении указанных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а обеспечить ограждения территории школы необходимо было в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ За допущенные нарушения МОУ СОШ было привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ, по итогам рассмотрения дела было назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей. В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ готовность МОУ СОШ к учебному ДД.ММ.ГГГГ комиссией в качестве замечаний также было указано на необходимость образовательному учреждению открыть второй медицинский кабинет, в связи с отсутствием процедурной и стоматологического кабинета в школе. ДД.ММ.ГГГГ в ходе прокурорской проверки с выходом по месту расположения образовательного учреждения было установлено, что вышеуказанные нарушения образовательным учреждением не устранены до настоящего времени. В соответствии с Уставом – МОУ СОШ является юридическим лицом (некоммерческой организацией), обладающим на праве оперативного управления обособленным имуществом. Учредителем школы является Управление образования администрации г. Твери. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник. Дальнейшая работа образовательного учреждения с нарушениями норм санитарно – эпидемиологического законодательства создает угрозу жизни и безопасности граждан, и возможность причинения вреда в будущем как обучающимся и работающим в школе гражданам в настоящее время, так и неопределенному кругу лиц, которые могут обучаться или работать в МОУ СОШ г. Твери в дальнейшем. Выявленные нарушения препятствуют исполнению требований ФЗ № 35 – ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму», где в качестве указанных принципов противодействия терроризму определены обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, обязательность осуществления деятельности по предупреждению (профилактике) терроризма. В МОУ СОШ г. Твери не обеспечивается безопасность учащихся во время пребывания в указанном учреждении, так как отсутствие необходимого ограждения вокруг земельного участка, способствует проникновению на его территорию посторонних лиц, в том числе свободному проезду транспорта по территории двора. Отсутствие требуемого ограждения и свободный доступ может способствовать совершению общественно – опасных деяний на территории образовательного учреждения, в том числе совершению террористических актов, что недопустимо. Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о грубом и длительном не устранении МОУ СОШ г. Твери нарушений требований санитарно – эпидемиологического законодательства.

В судебном заседании старший помощник прокурора Голодкова А.А. поддержала заявленные требования по вышеприведенным основаниям.

Представители ответчиков МОУ СОШ Корзина В.А., Управления образования администрации города Твери и Администрации города Твери Никитина Н.А. в суде исковые требования признали частично и пояснили, что на дату рассмотрения дела большая часть нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, за исключением приведения в гладкий вид стен в учебных кабинетах и организации кабинета зубного врача, МОУ СОШ устранена. Остальные нарушения будут устранены в период осенних каникул с ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно – гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни. Статьей 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан регламентируется, что граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается правом на охрану окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан. В соответствии со ст. ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии с п.п. 3, п. 3 ст. 32, 51 Закона от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и охраны обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения. Согласно ч. 1 ст. 28 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Статьей 39 указанного закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Ст. 11 указанного закона закреплено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 г. № 44 введены в действие Санитарно – эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», в соответствии с которыми: 2.2.3 территория участка ограждается забором высотой 1,5 м. и вдоль него – зелеными насаждениями.

2.3.23 на каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров.

2.3.22 медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м. (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м., кабинет зубного врача, площадью 12 кв.м., оборудованный вытяжным шкафом, процедурный кабинет, площадью 14 кв.м., кабинет психолога, площадью 10 кв.м.

2.4.8 стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

Как следует из материалов дела в ходе проведенного в ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Тверской области санитарно-эпидемиологического обследования установлены нарушения МОУ СОШ п. 2.2.3, 2.3.22, 2.3.23, 2.4.8 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Вышеуказанное обстоятельство следует из признания данного факта представителями ответчиков.

В силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Судом установлено, что на дату рассмотрения настоящего дела нарушение п. 2.2.3, 2.3.23 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» МОУ СОШ устранены, что подтверждено представителем ответчика документально.

Нарушения п. 2.3.22 и 2.4.8 СанПиН 2.4.2.1178-02 устранены частично, медицинский пункт общеобразовательного учреждения не содержит кабинет зубного врача, площадью 12 кв.м., оборудованный вытяжным шкафом, а также не все стены учебных помещений приведены в гладкое состояние, допускающее их уборку влажным способом.

При вынесении решения судом также учитывается то обстоятельство, что с ДД.ММ.ГГГГ санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 утратили силу, пунктом 4.21 введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ санитарно-эпидемиологические правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 кабинет зубного врача в составе помещений медицинского назначения не предусмотрен.

Таким образом, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в части устранения нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем приведения стен в учебных кабинетах МОУ СОШ по адресу: <адрес> в гладкий вид, допускающий их уборку влажным способом.

Как следует из п. 1.5., 1.7. Устава МОУ СОШ является юридическим лицом. Учредителем Учреждения является Управление образования администрации города Твери.

На основании ч. 2 ст. 120 ГК РФ, п. 1.11. Устава МОУ СОШ Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет Учредитель.

Правовых оснований для возложения обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства МОУ СОШ на Администрацию города Твери судом не усматривается.

Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Пролетарского района г. Твери в защиту неопределенного круга несовершеннолетних лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа », Управлению образования администрации города Твери, Администрации города Твери об устранении нарушений требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа », Управление образования администрации города Твери в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем приведения стен в учебных кабинетах МОУ СОШ по адресу: <адрес> в гладкий вид, допускающий их уборку влажным способом.

В остальной части иска отказать.

В удовлетворении исковых требований прокурора Пролетарского района г. Твери к Администрации города Твери отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.В. Баранов

Решение не обжаловано и вступило в законную силу 20 сентября 2011 г.