о понуждении к постановке земельного участка на кадастровый учет



№ 2-3115/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2011 года город Тверь

Пролетарский районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Кондратьевой А.В.,

при секретаре Дорошкевич А.С.,

с участием:

представителя заявителя Хвостова В.Ю.(доверенность от 13 июля 2011 года),

представителя заинтересованного лица Григорьевой Л.Х. (доверенность от 27 июля 2011 года),

третьего лица – и.п. Долгова Ю.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Науменко Г.Е. к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Тверской области о понуждении к постановке земельного участка на кадастровый учет,

УСТАНОВИЛ:

Науменко Г.Е. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просила обязать ответчика устранить допущеное нарушение, путем осуществления постановки на кадастровый учет и выдачи кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым предварительным номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; аннулирования графического отображения земельных участков, ранее поставленных на кадастровый учет, расположенных в кадастровом квартале <данные изъяты>; привести в соответствие сведения о координатах земельных участков, ранее поставленных на кадастровый учет, расположенных в вышеуказанном кадастровом квартале.

В обоснование заявленных требований заявитель указала, что ДД.ММ.ГГГГ, в дополнение к имеющему у нее в собственности земельного участка, был выделен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <данные изъяты>. Для проведения кадастровых работ в отношении земельного участка она обратилась к индивидуальному предпринимателю ФИО5, которым была произведена съемка участка. В результате проведения кадастровых работ было выявлено, что координаты пунктов опорной межевой сети в деревни <данные изъяты> определены неверно. Земельные участки, расположенные в кадастровом квартале, где находится деревня <данные изъяты>, поставлены на кадастровый учет как ранее учтенные по старой системе координат, по ним же сформирована дежурная кадастровая карта данного района.

По утверждению истца, кадастровым инженером были проведены работы по межеванию земельного участка с учетом всех необходимых требований существующего законодательства. Съемка участка производилась с пунктов триангуляции «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» спутниковой геодезической аппаратурой «ТОРСОМ». В результате проведения кадастровых работ вновь образуемому земельному участку был присвоен предварительный кадастровый номер <данные изъяты>. По результатам межевания на вновь образуемый участок был составлен Межевой план и передан в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Тверской области» по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на Государственный кадастровый учет объекта недвижимости. По указанному заявлению было принято решение о приостановлении ГКУ, так как вновь образуемый участок пересекался с земельными участками с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>. По мнению истца, данное пересечение земельных участков стало возможным из-за ошибки пунктов геодезической основы.

Поскольку координаты пунктов геодезической основы на территории деревни <данные изъяты> ошибочны, то были пересчитаны координаты земельных участков <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> и переданы ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тверская области для внесения изменений в базу АИС ГКН по пересчитанным каталогам координат, подписанных ИП ФИО5, однако после всей проделанной работы был получен отказ в постановке земельного участка на кадастровый учет.

По мнению истца, решение об отказе в осуществлении кадастрового учета является незаконным, поскольку причиной отказа является наличие ошибки, существующей внутри ведомства, из-за чего она не может осуществить свои имущественные права.

В судебном заседании представитель Науменко Г.Е. поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их.

Представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Тверской области заявленные требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, пояснив суду, что выбранный истцом способ защиты гражданских прав не предусмотрен действующим законодательством и не повлечет каких-либо правовых последствий для истца, в связи с чем, рассмотрение и удовлетворение заявленных требований невозможно в порядке гражданского судопроизводства.

Для проведения кадастрового учета в орган кадастрового учета представляются заявления о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы. ДД.ММ.ГГГГ в орган кадастрового учета уполномоченным представителем Муниципального образования «<данные изъяты> район» Тверской области было представлено заявление о постановке на ГКУ земельного участка и документы. На государственный кадастровый учет заявителем представлен межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ и.п. ФИО5 В результате проверки документов, представленных на государственный кадастровый учет, было выявлено, что границы земельного участка <данные изъяты> пресекаются с границами земельных участков <данные изъяты>, по которому ранее проводилось межевание (ИП ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ), <данные изъяты>, по которому ранее проводилось межевание (ИП ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ), <данные изъяты>, по которому ранее проводилось межевание (МУП БТИ АПР <данные изъяты> района, 2008 год), в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение о приостановлении кадастрового учета в соответствии с п.2 ч.2 ст.26 Закона о кадастре с указанием причины приостановления осуществления кадастрового учета. ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока приостановления кадастрового учета и не устранении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, было вынесено решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет.

По мнению представителя ответчика, действия органа кадастрового учета носят законный характер, решения об отказе в осуществлении кадастрового учета приняты в соответствии с действующим законодательством.

Третье лицо и.п. ФИО5 определенного отношения к заявленным требованиям не высказал, при этом поддержал позицию истца о том, что необходимо аннулировать графическое отображение земельных участков, ранее поставленных на кадастровый учет и привести в соответствие сведения о координатах земельных участков, расположенных в кадастровом квартале деревни <данные изъяты>, поскольку провести геодезическую съемку всей деревни истец сама не в силах.

Кроме того, ФИО5 пояснил, что по заявке Науменко Г.Е. он проводил межевание земельного участка, который в свою очередь является продолжением другого земельного участка, находящегося в собственности истца. В результате проведения межевых работ было выявлено, что координаты пунктов опорной межевой сети в деревне Судимирка определены неверно, в связи с чем, съемка участков велась с пунктов триангуляции «<данные изъяты>», «<данные изъяты>». После расчета координат оказалось, что участок не совпадает с дежурной кадастровой картой, а именно, сдвинулся параллельно, т.е. получились разные системы координат. Участок, находящийся в собственности истца, межевался в 2005 году, но в базу внесен по материалам ДКК, поэтому было принято решение пересчитать координаты характерных точек границ, т.к. участки не стыковались, а площадь не соответствовала площади по документам. По результатам межевания на вновь образуемый участок был составлен межевой план и передан заказчиком в кадастровую палату по заявлению о постановке на ГКУ объекта недвижимости.

Кроме того, были пересчитаны координаты смежных земельных участков и переданы ответчику для внесения изменений в базу АИС ГКН по пересчитанным каталогам координат, однако после всей проделанной работы был получен отказ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 3 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ (далее Закон № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с п. 1 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, государственный кадастр недвижимости состоит из реестра объектов недвижимости, кадастровых дел, кадастровых карт. В отношении земельных участков в реестр подлежат внесению сведения о земельном участке, местоположении его границы и о его частях. Ряд сведений, прямо перечисленных в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, вносится в Реестр на основании межевого плана.

В соответствии со ст. 22 Закона № 221-ФЗ для постановки земельного участка на кадастровый учет с заявлением в орган кадастрового учёта должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы: межевой план (при постановке на учёт земельного участка, учёте части земельного участка или кадастровом учёте в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка); копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 Закона о кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя).

Из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Решением Администрации муниципального образования Тверской области «<данные изъяты> район» от ДД.ММ.ГГГГ истцу был выделен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью <данные изъяты> кв.м. Указанный земельный участок, как следует из материалов дела, является продолжением земельного участка, находящимся в собственности истца.

Постановлением Администрации муниципального образования Тверской области «<данные изъяты> район» от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения спорного земельного участка.

В судебном заседании установлено, что в отношении спорного участка в 2007 году были проведены кадастровые работы, вновь образуемому земельному участку был присвоен предварительный кадастровый номер <данные изъяты>, составлен межевой план, который был передан ответчику по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, однако постановка на государственный кадастровый учет была приостановлена, поскольку спорный земельный участок пересекался с земельными участками с кадастровыми номерами: <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>.

Судом установлено, что по заявке истца и.п. ФИО5 были пересчитаны координаты земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>, которые были переданы ответчику, однако последним было отказано в поставке земельного участка на кадастровый учет.

Суд не принимает во внимание доводы представителя истца о том, что в данном случае отказ ответчика неправомерен, поскольку имеется наличие ошибки в кадастровом учете внутри ведомства, в связи с чем, он обязан самостоятельно ее устранить и поставить спорный земельный участок на кадастровый учет.

Согласно п.п. 1 и 5 ст. 28 Закона № 221-ФЗ, воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях) является ошибкой в государственном кадастре недвижимости, при обнаружении которой Орган кадастрового учета принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки с обоснованием квалификации таких сведений как ошибочных, а также указание в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее 1 рабочего дня следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном ч. 4 настоящей статьи порядке. Указанные действия производятся в установленный срок приостановления осуществления кадастрового учета - три месяца.

В соответствии с п. 14 ст. 45 Закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В силу п. 4 ст. 28 названного Закона кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Таким образом, орган кадастрового учета устраняет ошибку в государственном кадастре недвижимости, в том случае, если данная ошибка была совершена самим органом кадастрового учета.

В данном случае, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что смещение межевых границ земельных участков произошло в результате ошибки допущенной органом кадастрового учета.

Кроме того, в соответствии с Положением о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 года № 273, пересчет координат не входит в функции органа кадастрового учета.

В данном случае наличествует спор о границах земельного участка с предварительным кадастровым номером <данные изъяты> и земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>, в связи с чем, истцом выбран ненадлежащий способ защиты своих нарушенных прав и суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Науменко Г.Е. к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Тверской области о понуждении к постановке земельного участка на кадастровый учет оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение десяти дней с даты изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий Кондратьева А.В.