о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



дело № 2-3345/2011 г.Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

гор. Тверь 10 ноября 2011 года

Пролетарский районный суд г.Твери в составе:

председательствующего судьи Кустова А.В.,

с участием истицы Поляковой В.Ф., представителя истицы Поляковой И.Е.

при секретаре Соколовой Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поляковой В.Ф. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Полякова В.Ф. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области о признании за ней права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. В обоснование иска указано, что ей как работнику детского комбината , находящегося на балансе ОАО «Тверской завод электроаппаратуры «Элтор», в должности <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> , была предоставлена комната площадью <данные изъяты> кв.м. в общежитии: <адрес> Она регулярно оплачивает квартплату и коммунальные услуги, задолженности по платежам не имеет. Ранее в приватизации не участвовала, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно сведениям из информационной базы федерального имущества, здание общежития, расположенного по адресу: <адрес>, является федеральной собственностью на основании плана приватизации от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Тверской завод электроаппаратуры – «Элтор» имеет общежитие в оперативном управлении на основании договора на передачу объектов жилья, соцкульбыта и коммунального хозяйства в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время все коммунальные платежи осуществляются через ОАО «Тверской завод электроаппаратуры – «Элтор». Осуществить свое право на приватизацию занимаемой ей помещения, обратившись в Администрацию Пролетарского района г. Твери, она не имеет возможности в связи с тем, что здание общежития, расположенного по адресу: <адрес> до настоящего времени не передано в муниципальную собственность.

Имея намерение приватизировать спорную комнату, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области с заявлением о заключении договора приватизации, в чем ей было отказано со ссылкой на у3становленный ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» запрет на приватизацию специализированных жилых помещений в общежитиях.

Формально дом имеет статус общежития, однако как общежитие данный жилой дом давно не используется, режим общежития в нем не соблюдается. Вся мебель, постельные и кухонные принадлежности и прочие предметы домашней обстановки приобретены ею лично. Наниматели жилых помещений самостоятельно осуществляют косметический ремонт комнат, замену сантехники, лампочек, вопреки требованиям Примерного положения об общежитиях (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.1988г. № 328, с изменениями от 23.07.1993г.), в общежитии отсутствует администрация, вахтер, общественные органы управления. Таким образом, она полагает, что данное жилое помещение неправомерно отнесено к специализированному жилому фонду. Если бы общежитие в установленном законом порядке было бы передано в муниципальную собственность, то сейчас она проживала бы в жилом помещении на условиях договора социального найма и имела бы все права, вытекающие из такого договора, включая право на приватизацию жилья.

Вышеуказанное общежитие как объект жилищного фонда подлежит передаче в муниципальную собственность на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации, на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1, объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районных городов). В Приложении 3 указано, что весь жилищный фонд должен находиться в муниципальной собственности. Однако до настоящего времени мероприятия по передаче здания общежития в муниципальную собственность не проведены.

Законом РФ от 23.12.1992г. № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в ст. 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных и муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

В соответствии с абзацем 1 п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993г. № 8 О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальной жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации (с изменениями от 26.12.2005г.), к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Это означает, что если бы их общежитие, в установленном законом порядке было бы передано в муниципальную собственность, сейчас она проживала бы в своем жилом помещении на условиях договора социального найма и имела бы все права, вытекающие из такого договора, включаю право на приватизацию жилья.

То что различные уровни и органы власти не предприняли всех необходимых действий по передаче вышеуказанного общежития в муниципальную собственность, не должно влиять на ее права. В данном случае, поскольку в нарушение норм законодательства здание общежития по адресу: <адрес>, не было передано в муниципальную собственность, она по независящим от нее причинам не имеет возможности реализовать ее право на приватизацию занимаемого жилого помещения, что нарушает как положения Конституции РФ, так и положения ст. 2 Закона Российской Федерация «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

На основании вышеизложенного она обладает законным правом на однократное безвозмездное приобретение в собственность занимаемое жилое помещение.

Истица Полякова В.Ф. поддержала исковые требования в полном объеме и просила суд их удовлетворить.

Представитель истицы Полякова И.Е. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме и просила суд их удовлетворить.

Ответчик – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом явку своего представителя в суд не обеспечил, возражений не представил.

Третье лицо – ОАО «Тверской завод электроаппаратуры – «Элтор» надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, явку своего представителя в суд не обеспечил, возражений не представил.

Заслушав истицу, представителя истицы, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей18 Закона РСФСР от 4 июля 1991года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (с 23 декабря 1992года Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Из материалов дела следует, что общежитие, расположенное в <адрес>, в котором находится спорное жилое помещение, являлось общежитие Тверского завода электроаппаратуры (ТЗЭ), строительство которого финансировалось государством.

Согласно плану приватизации Тверского завода электроаппаратуры, утвержденного Комитетом по управлению имуществом Тверской области ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанное общежитие не подлежало приватизации и оставалось в государственной собственности, и должно было использоваться согласно договорам с Комитетом по управлению имуществом Тверской области и Администрацией Тверской области.

Федеральным законом от 23 декабря 1992года № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в ст.18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993года №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

В соответствии с абзацем 1 п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993года №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Таким образом, при приватизации имущественного комплекса Тверского завода электроаппаратуры, жилищный фонд, в том числе общежитие, в котором проживает истец, подлежал передаче в муниципальную собственность.

Из материалов дела следует, что здание общежития <адрес> является объектом федеральной собственности.

Истице, как работнику детского комбината , находящегося на балансе ОАО «Тверской завод электроаппаратуры «Элтор», была предоставлена комната площадью <данные изъяты> кв.м. в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается ордером от ДД.ММ.ГГГГ Согласно материалам дела (справке о составе семьи, выписке из домовой книги, договору найма жилого помещения, справки об отсутствии задолженности по коммунальным платежам) истица фактически проживает и оплачивает найм комнат площадью <данные изъяты> кв.м. Ответчиком не оспаривалось право пользования истицей комнатой , наймодателем признавалось это право, что подтверждает заключенный договор найма с указанием в нем данной комнаты, начислением платы за жилое помещение. Проживание и пользования жилым помещением истицей никем не оспаривалось. Заключенный договор найма дополнил фактически сложившиеся отношения сторон. При таких обстоятельствах следует признать законность вселения и пользования истицей комнатой , поскольку не доказано обратное. В указанной комнате истица проживает в настоящее время.

Истица зарегистрирована в данном общежитии по постоянному месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, суд приходит к выводу, что истица ранее не участвовала в приватизации жилья, в связи с чем, право на приватизацию жилья на день рассмотрения дела в суде не использовала.

Из материалов дела следует, что истица, имея намерение приватизировать спорную комнату, обращался в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области с заявлением о заключении договора приватизации, в чем ей было отказано со ссылкой на установленный ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» запрет на приватизацию специализированных жилых помещений в общежитиях.

Также в материалах дела содержатся сведения, что ОАО «Элтор» имело намерение передать здание общежития в муниципальную собственность, но до настоящего времени необходимые для этого мероприятия не проведены.

Часть 1 ст. 4 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации. Жилое помещение, занимаемое истцом, нельзя отнести к данному перечню, т.к. в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Из указанной статьи следует, что общежития, переданные в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Следовательно, граждане, которые занимали указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при этом приватизации подлежит только изолированное помещение (квартира, комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.

С учетом вышеизложенных выводов суда о том, что общежитие ОАО «Элтор» должно было быть передано в муниципальную собственность, чего сделано не было по причинам, не зависящим от истицы, ее жилищные права, в том числе право на однократное безвозмездное приобретение в собственность занимаемого жилого помещения подлежит судебной защите.

Согласно ст. 17 и 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в законную силу решением суда.

Следовательно, если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до ДД.ММ.ГГГГ, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на основании судебного решения.

Учитывая, что истица проживает в спорной комнате фактически по договору социального найма, а в заключении договора приватизации занимаемой жилплощади ей отказано, во внесудебном порядке истица не имеет возможности реализовать свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования Поляковой В.Ф., признав за ней право собственности на жилые помещения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Поляковой В.Ф. право собственности на жилое помещение: комнату площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г.Твери.

Председательствующий А.В. Кустов

Решение не обжаловано и вступило в законную силу 22.11.2011г.