17 ноября 2011 года. г. Тверь Пролетарский районный суд г. Твери в составе: председательствующего судьи Образцовой Н.В., при секретаре Бойковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровых Ю.Н. и К. С. к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, Администрации Пролетарского района г. Твери, 3-му лицу на стороне ответчика, не заявляющему самостоятельных требований на предмет спора, ОАО «Элтор» о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, признании права собственности в порядке приватизации жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Истцы обратились в суд с иском к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, Администрации Пролетарского района г. Твери, 3-му лицу на стороне ответчика, не заявляющему самостоятельных требований на предмет спора, ОАО «Элтор» о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, признании права собственности в порядке приватизации жилого помещения. В судебное заседание истцы, надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела, не явились, доверив представительство своих интересов в суде Александровой Е.В. В судебном заседании представитель истца Александрова Е.В. поддержала заявленные требования, просила суд удовлетворить их, пояснив, что истцы являются нанимателями спорных комнат № и № <адрес> по договору социального найма, где зарегистрированы по месту жительства и проживают с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Спорные комнаты были предоставлены ОАО «Элтор». Решив приватизировать занимаемые комнаты, истцы обратились в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области с заявлением о приватизации занимаемого по договору социального найма жилого помещения, поскольку здание общежития № <адрес> является объектом федеральной собственности. В приватизации было отказано со ссылкой на то, что жилые помещения в общежитиях относятся к специализированным жилым помещениям и приватизации не подлежат на основании ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Полагая такой отказ в приватизации не законным, предъявлен данный иск. Кроме того, истцами произведена самовольная перепланировка комнаты № <адрес> с организацией жилой комнаты площадью 6, 2 кв.м., коридора площадью 10, 2 кв.м., которая соответствует СНИП 2.08.01-89 «Жилые здания», а также произведена без нарушения САНПИН, в связи с чем, истцы просят сохранить данную комнату в перепланированном состоянии. В судебное заседание представитель ответчика Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, а также представитель 3-го лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ОАО «Элтор», надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки суд не известили, доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в судебное заседание, не представили. Ответчик и 3-е лицо также не представили письменных возражений по существу заявленных исковых требований и доказательств, их подтверждающих, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть спор при имеющейся явке, по имеющимся в материалах дела доказательствам. В судебном заседании представитель соответчика Администрации Пролетарского района г. Твери Гумашян С.Г. заявленные исковые требования не признал, поддержав имеющийся в материалах дела письменный отзыв данного ответчика <данные изъяты>, просил отказать в удовлетворении исковых требований в части сохранения комнаты в перепланированном состоянии, поскольку перепланировка жилого помещения произведена истцами самовольно, без получения разрешения органа местного самоуправления, что противоречит требованиям ст. 26 ЖК РФ. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. (с последующими изменениями) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Судом установлено, что в ЕГРП и архиве Управления Росреестра по Тверской области отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, а также ограничениях (обременениях) на спорные комнаты № и № <адрес> <данные изъяты>. Судом установлено, что здание общежития дома № <адрес> является объектом федеральной собственности РФ и находится на балансе ОАО «Элтор» <данные изъяты>. Спорные комнаты занимаются истцами на условиях договора социального найма с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время <данные изъяты>. Судом установлено, что истцы ранее не участвовали в приватизации жилья, в связи с чем, право на приватизацию не использовали <данные изъяты>. ФЗ от 23.12.1992 года № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья. В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной связи со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. Пунктом 1 Указа Президента РФ № 8 от 10.01.1993 года «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта. Судом установлено, что истцы, имея намерение приватизировать спорные комнаты, обратились в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области с заявлением о заключении договора приватизации, в чем им было отказано со ссылкой на установленный ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» запрет на приватизацию специализированных жилых помещений в общежитиях <данные изъяты>. Статья 4 ч.1 Федерального Закона « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации. Жилое помещение, занимаемое истцами, не относится к данному перечню, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в действующей редакции граждане РФ, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных данным законом, иными нормативными актами РФ и республик в составе РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц. В силу ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» жилые помещения в общежития не подлежат приватизации. Однако, в соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятия либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Из указанной статьи следует, что общежития, переданные в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Следовательно, граждане, которые занимали указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» При этом приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч.2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма. Данная позиция изложена в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года. Кроме того, ввиду утраты указанными выше домами статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения на условиях «койко-места» также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применением норм ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятии и ограничений. В этой связи гражданам, проживающим на момент вступления в силу ст. 7 Вводного закона в таком жилом помещении на условиях «койко-места», должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение в целом и с ними должен заключаться один договор социального найма как с сонанимателями. Жилые помещения, переданные в пользование таким гражданам по договору социального найма, подлежат последующей приватизации на основании закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность. Судом установлено, что спорные комнаты являются объектом договора социального найма, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, между ОАО «Элтор» и истцами <данные изъяты>. Таким образом, судом установлено, что Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области незаконно отказало истцам в заключении договора приватизации спорных жилых помещений, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. Из объяснений представителя истца, данных в судебном заседании, а также технического паспорта на комнату № <данные изъяты> судом установлено, истцами была произведена самовольная перепланировка комнаты, заключающаяся в организации жилой комнаты площадью 6, 2 кв.м., коридора площадью 10, 2 кв.м. При этом разрешение на перепланировку истцами в установленном законом порядке оформлено не было. Из имеющегося в материалах дела ответа Администрации Пролетарского района г. Твери на заявление истцов о согласовании и утверждении перепланировки <данные изъяты> судом установлено, что истцам было отказано в согласовании и утверждении самовольно произведенной перепланировки, с разъяснением о необходимости обращения в суд с данными исковыми требованиями. В силу ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее изменения в технический паспорт жилого помещения. В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления. В силу ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольным является переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии согласования органа местного самоуправления (ч. 6 ст. 26 ЖК РФ), или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки. В соответствии с ч. 3 ст. 29 ЖК РФ собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. В силу ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. Из имеющегося в материалах дела технического паспорта на комнату № <данные изъяты>, а также заключения Тверского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» <данные изъяты> судом установлено, что произведенная истцами перепланировка соответствует требованиям СНИП 2.08.01-89 «Жилые здания», предъявляемым к основным элементам жилых зданий, не затрагивает несущие конструкции здания, не влияет на их несущую способность и деформативность, не представляет собой угрозу жизни и здоровью граждан. Из имеющегося в материалах дела заключения Департамента архитектуры и строительства администрации г. Твери <данные изъяты> усматривается, что возможно сохранение произведенной истцами перепланировки. Из имеющихся в материалах дела санитарно-эпидемиологических заключений <данные изъяты> судом установлено, что произведенная истцами перепланировка согласована органами санитарно-эпидемиологического контроля и соответствует САНПИН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Таким образом, анализируя представленные истцами доказательства, суд соглашается с позицией истцов о проведении указанной выше перепланировки с целью улучшения жилищных условий, а также о том, что произведенная перепланировка не нарушает прав и законных интересов нанимателей жилого помещения, а также других лиц, и не создает угрозу их жизни или здоровью, в связи с чем, имеются основания для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме. Расходы по госпошлине подлежат взысканию по правилу ст. 98 ГПК РФ. В связи с изложенным выше, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Петровых Ю.Н. и К. С. удовлетворить. Сохранить жилое помещение комнату № <адрес> в перепланированном состоянии, с организацией жилой комнаты площадью 6, 2 кв.м., коридора площадью 10, 2 кв.м. Признать право общей долевой собственности Петровых Ю.Н. и К. С. в размере 1\2 (одной второй) доли за каждой на комнату № <адрес>, жилой площадью 13, 5 кв.м., а также на комнату № <адрес> общей площадью 16, 4 кв.м., жилой площадью 6, 2 кв.м. (по данным технических паспортов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), в порядке, предусмотренном Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Взыскать с Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области и Администрации Пролетарского района г. Твери в пользу Петровой Ю.Н. в счет возврата госпошлины по 200 (двести) рублей. На основании ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» данное судебное решение, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации права общей долевой собственности Петровых Ю.Н. и К. С. в размере 1\2 (одной второй) доли за каждой на комнату № <адрес>, жилой площадью 13, 5 кв.м., а также на комнату № <адрес> в общей площадью 16, 4 кв.м., жилой площадью 6, 2 кв.м. (по данным технических паспортов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ). Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме. Судья Образцова Н.В. Решение не обжаловано и вступило в законную силу 29.11.2011 г.