о признании незаконным решения



Дело № 2-1276/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2012 года город Тверь

Пролетарский районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Шульга Н.Е.,

при секретаре Шеиной Т.Ю.,

с участием представителя заинтересованного лица Лукиных Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Суркова Э.А. о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, возложении обязанности осуществить постановку на кадастровый учет объектов недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Сурков Э.А. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ в органы государственного кадастрового учета были представлены все необходимые документы для проведения кадастрового учета земельных участков, выделяемых в счет земельной доли. Однако, органом кадастрового учета было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков предположительно по причине отсутствия копии сообщения о проведении общего собрания, опубликованного в средствах массовой информации, и уведомления в письменной форме органа местного самоуправления о проведении общего собрания, включающее в повестку дня вопросы об утверждении проекта межевания земельных участков, а также протокола общего собрания.

Заявитель считает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета неправомерным по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 13 ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки, выделяемые в счет земельной доли, образуются на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела доли земельного участка в порядке, установленном п.п. 4-6 настоящей статьи. На основании п. 4 ст. 13 Закона при отсутствии решения общего собрания участников долевой собственности подготавливается проект межевания земельных участков с согласованием в порядке, установленном ст. 13.1 Закона. В соответствии с п. 10 ст. 13.1 Закона извещение о согласовании проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. В данном случае извещение о согласовании проекта межевания земельных участков при отсутствии решения общего собрания было опубликовано кадастровым инженером в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. Заверенные копии страниц печатного издания были включены в проект межевания земельных участков и в межевой план.

Полагает, что на основании вышеизложенного, а также п.3 ст.19 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» можно сделать вывод о том, что наличие решения общего собрания участников долевой собственности, на основании которого может быть образован земельный участок, обязательно только после ДД.ММ.ГГГГ.

Представить копию сообщения о проведении общего собрания участников долевой собственности и протокол общего собрания участников долевой собственности не представляется возможным в виду того, что такое общее собрание участников долевой собственности органом местного самоуправления не назначалось и не проводилось.

На основании изложенного просил суд признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета; возложить на орган кадастрового учета обязанность осуществить государственный кадастровый учет земельных участков, выделяемых в счет земельной доли, в соответствии со сведениями о земельных участках, которые содержаться в межевом плане с регистрационным номером от ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с заявленными требованиями представитель Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области представил возражения на заявление Суркова Э.А., в которых указал, что решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ принято в соответствии с действующим законодательством, согласно которому порядок утверждения проекта межевания земельных участков состоит из двух этапов. Первым и обязательным этапом является утверждение проекта межевания земельного участка решением общего собрания участников долевой собственности. Он состоит в извещении о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков (п.6 и п.7 ст.13.1 Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», извещении участников долевой собственности органом местного самоуправления поселения о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации (п.2 ст.14.1 Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») и в проведении общего собрания участников долевой собственности (п.3 ст.14 и п.1, п.2 ст.14.1 Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Второй этап возможен в случае отсутствия утвержденного проекта межевания земельного участка решением общего собрания участников долевой собственности (п.5 ст.13.1 Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Утверждение проекта межевания земельных участков решением собственника состоит в извещении о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков (п.6-п.12 ст.13.1 Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Таким образом, проведение общего собрания участников долевой собственности по вопросу утверждения проекта межевания земельных участков, перечня собственников образуемых земельных участков и размера их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки является обязательным.

По результатам рассмотрения предъявленных заявителем документов органом кадастрового учета было выявлено, что представленный для кадастрового учета межевой план не соответствует требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ №412 от 24.11.2008 года, а именно – отсутствует копия сообщения о проведении общего собрания, опубликованного в СМИ, и уведомления в письменной форме органа местного самоуправления о проведении общего собрания, включающее в повестку дня вопросы об утверждении проекта межевания земельных участков, а также протокол общего собрания. Отсутствие вышеуказанных документов подтверждает нарушение установленного ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» порядка утверждения проекта межевания земельного участка. На основании изложенного и в соответствии с п.2 ч.2 ст.27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» органом кадастрового учета было принято оспариваемое решение.

В судебное заседание заявитель Сурков Э.А. не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суд не известил. В силу ч.2 ст.257 ГПК РФ неявка заявителя не является препятствием для рассмотрения данного гражданского дела по существу.

Представитель заинтересованного лица Д.Ю.Лукиных в судебном заседании возражал против заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях на заявление.

Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Сурков Э.А. является участником общей долевой собственности на земельной участок из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером (л.д.6).

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, представив межевой план от ДД.ММ.ГГГГ и проект межевания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.7)

Решением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости отказано на основании п.2 ч.2 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». На основании представленных документов было выявлено, что представленный для кадастрового учета Межевой план не соответствует требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ №412 от 24.11.2008 года «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», а именно: на основании п.24 данного Приказа при выполнении кадастровых работ по выделу земельных участков в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения межевой план подготавливается с учетом требований ФЗ от 24.04.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В представленном межевом плане отсутствуют копия сообщения о проведении общего собрания опубликованного в средствах массовой информации и уведомления в письменной форме органа местного самоуправления о проведении общего собрания включающее в повестку дня вопросы об утверждении проекта межевания земельных участков, а также копия протокола общего собрания. (л.д.7)

В соответствии с п.2 ч.2 ст.27 Федерального Закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

К числу документов, необходимых для кадастрового учета, статьей 22 Федерального Закона №221-ФЗ отнесен межевой план. Требования к форме и содержанию межевого плана установлены Приказом Минэкономразвития РФ от 24 ноября 2008 года №412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков». В соответствии с п.24 данного Приказа в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в орган кадастрового учета, при выполнении кадастровых работ по выделу земельных участков в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения межевой план подготавливается с учетом требований Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на основе: 1) протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения об утверждении границ части такого земельного участка, предназначенной для выделения земельных участков в счет земельных долей, в том числе для выделения в первоочередном порядке; 2) направленного участникам долевой собственности с соблюдением сроков, установленных Законом об обороте, извещения о намерении выделить земельный участок в счет земельной доли, содержащего описание местоположения такого земельного участка; 3) экземпляра печатного издания, в котором опубликовано сообщение, содержащее описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка; 4) вступившего в законную силу судебного акта (если основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей в отношении земельного участка является такой акт); 5) документа, свидетельствующего о разрешении в порядке, установленном Законом об обороте, спора о местоположении земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения (если имел место соответствующий спор).

Если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные в подпунктах 4, 5, 7 и 8 пункта 23 и пункте 24 Требований, копии таких документов включаются в состав Приложения (пункт 27 Приказа).

В соответствии с п.п. 2-4 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4-6 настоящей статьи. Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется. Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

По смыслу приведенных норм, на начальном этапе образования земельного участка путем выдела в счет земельной доли, решается вопрос об утверждении проекта межевания земельного участка или земельных участков путем проведения общего собрания участников долевой собственности в соответствии с требованиями Главы 3 ФЗ РФ № 101-ФЗ от 24.07.2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в частности, соответствии со ст. 14.1 вышеназванного Федерального закона, орган местного самоуправления поселения извещает участников долевой собственности о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации; о проведении общего собрания по предложению участника долевой собственности орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, уведомляется в письменной форме; принятое общим собранием решение оформляется протоколом. В случае, ecли на общем собрании участников долевой собственности проект межевания земельных участков не утвержден, выдел земельного участка в счет земельной доли происходит в порядке, установленном пунктами 4-6 ст.13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, проведение общего собрания участников долевой собственности по вопросу утверждения проекта межевания земельных участков, перечня собственников образуемых земельных участков и размера их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки является обязательным.

Поскольку в межевом плане земельных участков, приложенном к заявлению Суркова Э.А. о постановке земельных участков на кадастровый учет отсутствуют документы, свидетельствующие об извещении участников долевой собственности на земельный участок о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, уведомление органа местного самоуправления о проведении общего собрания, включающее в повестку дня вопрос об утверждении проекта межевания земельных участков, а также копия протокола общего собрания участников долевой собственности, то суд соглашается с доводами заинтересованного лица, что межевой план не соответствует форме и содержанию предусмотренным законом требованиями.

С учетом изложенного, решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков является правомерным, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований Суркову Э.А. следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Суркова Э.А. о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, возложении обязанности осуществить постановку на кадастровый учет объекта недвижимости, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Н.Е. Шульга

Мотивированное решение суда изготовлено 24 июля 2012 года.