о признании незаконным действий УФМС России по Тверской области, отмене решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание и обязании выдать разрешение



дело № 2-1501/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

гор. Тверь 24 сентября 2012 года

Пролетарский районный суд гор. Твери в составе:

председательствующего судьи Кустова А.В.,

при секретаре Карбанович Д.В.,

с участием представителя заявителя Важенкова А.В.,

представителя заинтересованного лица Градовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ходжаевой Ф.Р. о признании незаконными действий УФМС России по Тверской области, отмене решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание и обязании выдать разрешение,

у с т а н о в и л:

Ходжаева Ф.Р. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий УФМС РФ по Тверской области связанных с отказом в выдаче разрешения на временное проживание, отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ и обязании выдать разрешение на временное проживание в Российской Федерации.

В обоснование своих требований заявитель указала, что ДД.ММ.ГГГГ в УФМС России по Тверской области ею было подано заявление о выдаче разрешения на временное проживание в России без учета квоты. Подача заявления производилась через портал государственных услуг через интернет. ДД.ММ.ГГГГ она получила сообщение, в котором указано что, согласно решения УФМС России Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано в выдаче разрешения на временное проживание. В данном сообщении указано, что основанием отказа является сообщение о себе заведомо ложных сведений, а именно не указание в пункте 12 заявления о выдаче разрешения на временное проживание сведений о трудовой деятельности. Данное решение заявитель полагает незаконным.

Форма заявления о выдаче разрешения на временное проживание утверждена Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 789 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание" и Приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 40 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации"

Согласно данных нормативно правовых документов в пункте 12 заявления необходимо указать сведения о трудовой деятельности за последние пять лет, предшествовавших дню подачи заявления (включая учебу в высших, средних, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, военную службу). В течение 5 лет предшествующих подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание она не осуществляла трудовую деятельность, о чем и указала в заявлении.

Заявитель Ходжаева Ф.Р. в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель заявителя Важенков А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полностью поддержал требования Ходжаевой Ф.Р., пояснив, что по почте уведомление о принятом решении от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Ходжаевой последняя не получала, с сообщением в электронном виде она ознакомилась ДД.ММ.ГГГГ, поэтому срок обжалования не был пропущен. Ходжаева в последние пять лет не работала, УФМС не представлено доказательств ее трудовой деятельности, организация <данные изъяты>, которая направляла уведомление в УФМС о заключении трудового договора с Ходжаевой Ф.Р. в настоящее время не существует, поэтому получить сведения о том, что заявитель не состояла в трудовых отношениях невозможно.

Представитель заинтересованного лица – УФМС России по Тверской области Градова М.В. в судебном заседании требования Ходжаевой Ф.Р. полагала не подлежащими удовлетворению, указав следующее.

ДД.ММ.ГГГГ в УФМС России по Тверской области поступило заявление <данные изъяты> Ходжаевой Ф.Р. о выдаче разрешения на временное проживание на территории Тверской области. Заявление подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Иностранный гражданин, достигший 18-летнего возраста, законно находящийся на территории Российской Федерации, вправе подать заявление в электронной форме с использованием единого портала.

Сведения, содержащиеся в заявлении, подаваемом в электронной форме, должны соответствовать сведениям, содержащимся в одной из установленных форм заявления приложение N 2 или N 3 к Административному регламенту).

При подаче заявления заявитель обеспечивает надлежащее заполнение установленных форм заявлений. В заявлении заявитель должен сообщить достоверные сведения о себе. Форма заявления запрашивает сведения о персональных данных гражданина, включая информацию о трудовой деятельности, близких родственниках, административной и уголовной ответственности.

Ходжаевой Ф. заполнено заявление в электронном виде по приложению административного регламента, которое было принято к рассмотрению ДД.ММ.ГГГГ, о чем заявителю направлено уведомление в электронном виде. О сроке рассмотрения заявления гражданка была уведомлена. Согласно пункту 67.7 Административного регламента рассмотрение заявления, поданного в электронной форме, и проведение по нему проверок осуществляется в соответствии с требованиями пунктов 52 - 56. Сотрудник, уполномоченный на рассмотрение заявления, проводит проверку для выявления оснований отказа в выдаче разрешения. С этой целью осуществляется проверка по учетам УФМС России по Тверской области, ИЦ УМВД по Тверской области, ГИАЦ МВД России, УФСБ по Тверской области и других заинтересованных органов.

При проведении проверок установлено, что гр. Ходжаева Ф.Р. имела разрешение на работу серии , выданное УФМС России по Тверской области ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, которое не аннулировано.

Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг.) Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником.

Разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.

Работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора.

Согласно пункту 4.7. статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Порядок представления уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на территории Российской Федерации и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Миграционным законодательством определены условия пребывания в Российской Федерации иностранных граждан. Согласно статье 5 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлен срок пребывания на территории РФ иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом в сфере миграции, о чем делается отметка в миграционной карте.

Наличие миграционного учета на территории РФ на срок до года по условиям порядка въезда и пребывания иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, определяет наличие трудового или гражданско-правовой договор на выполнение работ.

Проверкой сведений о гражданке Ходжаевой Ф. в заявлении о выдаче разрешения на временное проживание установлено, что в реквизите о трудовой деятельности за последние пять лет она не указала сведения о своей трудовой деятельности. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ. ею указано, что она не осуществляла трудовую деятельность.

По сведениям, представленным отделом трудовой миграции беженцев и вынужденных переселенцев УФМС России по Тверской области ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> подано уведомление о заключение трудового договора с гражданкой <данные изъяты> Ходжаевой Ф.Р. Кроме того, указанная гражданка состояла на учете по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, принимающая сторона <данные изъяты>».

В результате всестороннего изучения материалов дела было установлено наличие заведомо ложных сведений, сообщенной гражданином в заявлении: во-первых, наличие самой ложной информации. Свидетельством того, что иностранным гражданином сообщены ложные сведения, являются расхождения между приведенными в заявлении сведениями о трудовой деятельности и обстоятельствами, имеющими место в действительности- заключение трудового договора гражданкой Ходжаевой Ф. с <данные изъяты> и наличие учета по месту пребывания. Несоответствие в данных имеет документальное закрепление.

Во-вторых, наличие заведомости, так как сообщающий эти сведения иностранный гражданин дал исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы в заявлении и смысл Задаваемого вопроса был ему понятен. Искажение представленных сведений является следствием небрежности, а не результатом ошибки.

Написание заявления о выдаче разрешения на временное проживание гражданки Ходжаевой Ф. было добровольным волеизъявлением, а следовательно, обязанность по изучению вопросов заявления и составление на них ответов возложена на гражданина.

<данные изъяты> Ходжаева Ф.Р. при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание представила заведомо ложные сведения о своей трудовой деятельности, что является основанием для отказа в выдаче разрешения на временное проживание.

Решением УФМС России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Ходжаевой Ф.С. отказано в выдаче разрешения на временное проживание на территории Тверской области на основании п.п.4 п.1 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

О принятом решении в течение рабочего дня после принятия решения направляется уведомление (приложение N 6 к Административному регламенту) с использованием автоматизированной системы ФМС России, связанной с единым порталом, и по почте. Уведомление о результатах рассмотрения заявления доступно для просмотра заявителю в соответствующем разделе личного кабинета единого портала. Уведомление гражданке Ходжаевой направлено ДД.ММ.ГГГГ через Единый портал государственных и муниципальных услуг. В уведомлении гражданке Ходжаевой Ф. были разъяснено положение пункта 4 статьи 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который предусматривает срок обжалования принятого решения.

Помимо указанного в части 1 статьи 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения с заявлением в суд действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия - пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено три рабочих дня со дня получения иностранным гражданином уведомления. Срок для обжалования решения истек ДД.ММ.ГГГГ, что служит основанием к отказу в удовлетворении заявления.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела и материалы учетного дела УФМС, суд считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание является подтверждением права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа.

Основания выдачи разрешения на временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, предусмотрены ч. 3 ст. 6 Закона.

Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок выдачи разрешения на временное проживание, форма заявления о выдаче разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением, а также порядок подачи заявления в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Приказом ФМС РФ от 29.02.2008 года № 40 (в ред. от 30.05.2011 г.) утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства на временное проживание в Российской Федерации.

Судом установлено, что направленное Ходжаевой заявление о выдаче разрешения на временное проживание по форме соответствовало приложению № 3 к Административному регламенту, поступило в территориальный орган УФМС в электронной форме ДД.ММ.ГГГГ и было принято к рассмотрению, о чем заявителю направлено уведомление в соответствии с требованием п. 61.3 Административного регламента, доступное для просмотра заявителем в разделе личного кабинета единого портала.

Уведомление содержит сведения о порядке и сроке рассмотрения заявления, выдаче разрешения на временное проживания, основаниях к отказу в выдаче разрешения.

Решением УФМС России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ Ходжаевой Ф.Р. отказано в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации на основании п.п. 4 п. 1 ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в связи с сообщением и себе заведомо ложных сведений.

Как отражено в заключении и усматривается из материалов учетного дела при подаче заявления Ходжаева Ф.Х. указала, что не работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по день подачи заявления.

При этом, согласно базы данных автоматизированной подсистемы «Трудовая миграция» Центрального банка данных по учету иностранных граждан, Ходжаевой Ф.Р. выдавалось разрешение на работу сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и подавалось уведомление о заключении трудового договора <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.

По учетным данным ОУФМС по Тверской области в Пролетарском районе гор. Твери гр-ка Таджикистана Ходжаева Ф.Р. состояла на миграционном учете по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (дата въезда в РФ ДД.ММ.ГГГГ, принимающая сторона <данные изъяты>

Наличие миграционного учета в отношении Ходжаевой Ф.Р., продление срока временного пребывания свыше 90 суток в период с января ДД.ММ.ГГГГ было обусловлено выдачей ей разрешения на работу на основании п. 5 ст. 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах действия территориального органа ФМС, осуществлявшего проверку представленных иностранным гражданином сведений по учетам ФМС являются обоснованными.

Невозможность истребования трудового, либо иного договора в организации, прекратившей свою деятельность, не свидетельствует об отсутствии трудовой деятельности заявителя в период, когда данная организация подавала в УФМС уведомление о заключении трудового договора.

Кроме того, согласно ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под трудовой деятельностью иностранного гражданина понимается работа как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг).

Указание Ходжаевой Ф.Р. в заявлении на отсутствие трудовой деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ противоречит полученным ФМС сведениям о выдаче ей разрешения на работу, уведомлении принимающей организации о трудовой деятельности и относится к ложным сведениям.

В связи с изложенным, решение территориального органа ФМС об отказе в выдаче Ходжаевой Ф.Р. разрешения на временное проживание на основании п.п. 4 п. 1 ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» является законным и обоснованным.

Кроме того, п. 4 ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» решение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание может быть обжаловано данным иностранным гражданином в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления о принятии соответствующего решения.

Обжалуемое решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона было направлено на адрес электронной почты заявителя.

Согласно представленной заинтересованным лицом распечатке с портала ФМС отражены данные о поступлении в электронном виде заявления Ходжаевой Ф.Р. ДД.ММ.ГГГГ, ее уведомлении о принятии заявления ДД.ММ.ГГГГ, направлении сообщения об отказе в выдаче разрешения на временное проживания ДД.ММ.ГГГГ.

Заявитель указывает, что ДД.ММ.ГГГГ ею было получено данное сообщение, что противоречит указанным выше сведениям, однако и в этом случае пропущен предусмотренный п. 4 ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок обжалования решения территориального органа ФМС, поскольку заявление в суд подано ей ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы представителя заявителя о том, что Ходжаева Ф.Р. получила сообщение об отказе в выдаче разрешения на временное проживание ДД.ММ.ГГГГ противоречат материалам дела и данным, содержащимся в ее заявлении.

В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Ходжаева Ф.Р. была уведомлена о принятии к рассмотрению заявления о выдаче разрешения на временное проживание с разъяснением установленного законом предельного срока рассмотрения заявления в 60 суток, наличие данного разрешения является условием ее пребывания в Российской Федерации, поэтому суд не может принять доводы представителя заявителя о том, что она не знала о принятом решении, т.к. не обращалась за данной информацией посредством сети Интернет.

Поскольку доказательств уважительности причин пропуска предусмотренного законом срока обжалования заявителем не представлено, оснований в восстановлении пропущенного срока не имеется, данное обстоятельство служит самостоятельным основанием к отказу в удовлетворению заявления Ходжаевой Ф.Р.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Ходжаевой Ф.Р. о признании незаконными действий УФМС РФ по Тверской области, отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ и обязании выдать разрешение на временное проживание в Российской Федерации - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд гор. Твери в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2012 года.

Председательствующий Кустов А.В.

Решение не обжаловано и вступило в законную силу 30.10.2012г.