решение по делу об административном правонарушении



материал № 12-177/10

РЕШЕНИЕ

г. Тверь 27 сентября 2010 года

Федеральный судья Пролетарского районного суда г. Твери Беляева С.В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Мужилко В.А., рассмотрев жалобу Мужилко В.А. на постановление и.о. Руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области Беляковой Л.В. от Дата обезличена. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 ч.1 КоАП РФ в отношении должностного лица – начальника отдела бухгалтерского учета и финансовой экспертизы Тверской таможни, главного бухгалтера – Мужилко В.А., Дата обезличена г.р., уроженки ... ..., проживающей по адресу: ..., ... ..., ..., ..., ...,

установил:

Постановлением и.о. Руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области Беляковой Л.В. от Дата обезличена. должностное лицо – начальник отдела бухгалтерского учета и финансовой экспертизы Тверской таможни, главный бухгалтер Мужилко В.А. привлечена к административной ответственности по ст.15.14 ч.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 4000 рублей, в связи с тем, что при проведении проверки правомерности и эффективности использования федерального бюджета, средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также имущества, находящегося в федеральной собственности тверской таможни в Дата обезличена 2009 г., установлено, что при исполнении сметы расходов допущено нецелевое использование средств федерального бюджета по КБК Номер обезличен «... ...» в сумме 9380 руб., а именно : начислен и перечислен налог на доходы физических лиц в сумме 850 963 руб. с общего совокупного дохода налогоплательщика – 7 037686 руб., состоящего из заработной платы и пособия за первые два дня нетрудоспособности, оплачиваемого за счет средств работодателя в общей сумме 6965530 руб. и пособия по временной нетрудоспособности за счет средств ... – 72 156,00 руб. (начислено пособие по временной нетрудоспособности по больничным листам за счет средств ... от Дата обезличена. Номер обезличен; от Дата обезличена.; Номер обезличен; от Дата обезличена г. Номер обезличен; от Дата обезличена. Номер обезличен; от Дата обезличена. Номер обезличен; от Дата обезличена. Номер обезличен; от Дата обезличена г. Номер обезличен; от Дата обезличена. Номер обезличен; от Дата обезличена. Номер обезличен; от Дата обезличена. Номер обезличен; от Дата обезличена. Номер обезличен; от Дата обезличена. Номер обезличен; от Дата обезличена г. Номер обезличен; от Дата обезличена. Номер обезличен; от Дата обезличена г. Номер обезличен; от Дата обезличена. Номер обезличен; от Дата обезличена Номер обезличен в сумме 72156 руб., которое перечислено на основании заявки на кассовый расход от Дата обезличена. Номер обезличен. Заявки на кассовый расход по перечислению НДФЛ от Дата обезличена. Номер обезличенНомер обезличен; от Дата обезличена. Номер обезличен; от Дата обезличена. г. Номер обезличен; от Дата обезличена. г. Номер обезличен; от Дата обезличена. Номер обезличен; от Дата обезличена. г. Номер обезличен). Следовало НДФЛ с пособия по временной нетрудоспособности за счет средств ... перечислить, в сумме 9380 руб. по КБК Номер обезличен «... (72155 руб. х 13%). Документ, подтверждающий нецелевое использование средств федерального бюджета: заявка на кассовый расход от Дата обезличена. Номер обезличен на сумму 700603 руб. на перечисление НДФЛ по коду Номер обезличен «... ...», так как срок перечисления НДФЛ (срок выдачи заработной платы за вторую половину месяца) – 1 числа за отчетный месяц. В силу ст. 7 ФЗ от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете » главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций организации законодательству РФ и несет ответственность за ведение бухгалтерского учета. Мужилко В.А. обязана была осуществлять контроль за соответствием хозяйственных операций организации законодательству РФ. Мужилко В.А. не соблюдены требования статей 38,147,161,162 БК РФ; Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом МФ РФ от 25.12.08. №145-н и письма Минфина РФ от 21.07.09. № 02-05-10/2931 «» О направлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления».

Мужилко В.А. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в котором просит его отменить, поскольку по делу отсутствует событие административного правонарушения. Ст. 289 БК РФ дано определение понятия нецелевого использования. Нецелевое использование бюджетных средств есть использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо правовым основанием их получения. Налогоплательщиком НДФЛ в соответствии с гл.23 НК признается физическое лицо, являющееся налоговым резидентом РФ (ст. 207 НК). Тверская таможня выполняет обязанности налогового агента по удержанию с физических лиц НДФЛ и перечислению удержанных сумм НДФЛ. Таким образом, бюджет не несет расходов по уплате НДФЛ и соответственно не финансирует данные расходы. П.4 ст. 226 НК «Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами» предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику (п.4 ст. 226 НК). При исчислении НДФЛ удерживается с совокупного дохода, включая и пособие по временной нетрудоспособности поскольку налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов только если в отношении них установлены различные налоговые ставки (ст. 210 НК). Следовательно, законом не определена обязанность исчислять НДФЛ отдельно по сумме доходов, выплачиваемых по КБК Номер обезличен «...» - вознаграждение за исполнение трудовых обязанностей, пособие по временной нетрудоспособности, за счет средств работодателя за первые 2 дня болезни и отдельно по сумме доходов, выплачиваемых по КБК Номер обезличен «...» - пособие по временной нетрудоспособности за счет средств .... Нормативным документом, регулирующим порядок применения бюджетной классификации РФ, ЯВЛЯЕТСЯ ПРИКАЗ Министерства финансов РФ от 25.12.08 г. № 145 н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ». Подстатьей 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» определено, что на данную подстатью относятся расходы бюджетов бюджетной системы РФ по уплате единого социального налога в соответствии с налоговым законодательством РФ, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Т.О., подстатья 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» не содержит указаний отнесения расходов по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии с налоговым законодательством РФ на данную подстатью. Выводы о нецелевом использовании бюджетных средств ТУ Росфиннадзора в Тверской области основывает на письме Минфина РФ от 21.07.09. № 02-05-10/2931 «О направлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления». В данном письме при описании содержания подстатей предусматривается отнесение расходов по удержанному НДФЛ как по подстатье 211, так и по подстатье 213 в части пособия по листу нетрудоспособности. По мнению заявителя удержание по подстатье 213 НДФЛ может возникнуть в случае отсутствия в составе налогооблагаемой базы за данный период выплат по подстатье 211, чего в ходе проверки не установлено. Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.05.96. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» данное письмо не является нормативным документом и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. Исчисленный с совокупного дохода НДФЛ удержан тверской таможней с должностных лиц по ГОСГУ 211 и перечислен в бюджет по КОСГУ 211. Бюджет не понес никаких расходов по уплате НДФЛ. Размер кассовых расходов по КБК Номер обезличен и КБК Номер обезличен, произведенных тверской таможней, не изменяется от того из какой составляющей совокупного дохода (211 или 213) произведено удержание и дальнейшее перечисление НДФЛ. Ст. 38 БК РФ «Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств» определено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Цель определяется совокупностью кодов бюджетной (экономической) классификации, по которой доведены те или иные лимиты ассигнований. Бюджетные средства по КБК Номер обезличен доведены как «...». Расходов на иные цели кроме оплаты труда и перечисления удержанного с физических лиц НДФЛ не установлено. Бюджетные средства по КБК Номер обезличен доведены как «...». Фактов расходования средств по КБК Номер обезличен на другие цели кроме начисления и уплаты Единого социального налога в соответствии с главой 24 НК РФ и выплаты пособий в соответствии с ФЗ от 29.12.06. №255-ФЗ «» Об обязательном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» не установлено. На уплату НДФЛ средства бюджетом не выделяются. Указание на нарушение ст. 38 БК РФ в постановлении необоснованно. Ст. 147 БК РФ «Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов» определяет, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ. Цели обязательного социального страхования определены ФЗ от 29.12.06. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Данный нормативный акт определяет порядок начисления и выплаты пособий за счет средств фонда социального страхования, в т.ч. и пособия по временной нетрудоспособности. Порядок налогообложения НДФЛ данный нормативный акт не определяет. Фактов нарушения порядка исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности не установлено. Соответственно, указание на нарушение ст. 147 БК РФ необоснованно. В связи с необоснованностью выводов о наличии нецелевого использования средств федерального бюджета, выразившееся в расходовании денежных средств, на цели, не соответствующие условиям их получения на сумму 9380 руб., указание на нарушение статьей 161, 162 БК РФ также необоснованно. Применение санкций с соответствии со ст. 289 БК РФ «Нецелевое использование бюджетных средств» частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ неправомерно в связи с отсутствием правонарушения. Кроме того, были допущенные существенные нарушения требований ст.ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ, допущенных при составлении в отношении заявителя протоколов. Дата обезличена. ТУ Росфиннадзора в Тверской области в адрес Тверской таможни было направлено письмо о вызове для дачи объяснений и составления протоколов. Данное письмо было получено тверской таможней Дата обезличена. На момент получения указанного письма она находилась в очередном отпуске и на больничном. Каким-либо иным образом ТУ Росфиннадзора в Тверской области заявителя о составлении протокола не уведомляло, в связи с чем протокол об административном правонарушении составлен без надлежащего уведомления в нарушение ч.4(1) ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ. В связи с изложенным, заявитель просит отменить постановление и прекратить производство по делу.

В судебном заседании заявитель Мужилко В.А. доводы жалобы поддержала, просила отменить постановление, прекратить производство по делу.

Исследовав материалы дела, судья находит постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.

Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея ввиду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

Как следует из представленных материалов, руководителем ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области Дата обезличена. в адрес ГУ Тверская таможня РФ направлено письмо, в котором главный бухгалтер ГУ Тверская таможня РФ Мужилко В.А. уведомлена о том, что Дата обезличена года в 10 часов 20 минут будет составлен протокол об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ, должностное лицо приглашалось для дачи объяснений и составления протокола в указанное время.

Согласно приказу от Дата обезличена. Номер обезличен л/с начальника таможни ФИО2 главному бухгалтеру отдела бухгалтерского учета и финансовой экспертизы Мужилко В.А. предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск с Дата обезличена. по Дата обезличена. включительно. Более того, из листка нетрудоспособности, выданного ... Мужилко В.А. с Дата обезличена. по Дата обезличена. находилась на лечении.

Данных о том, что ГУ Тверская таможня РФ известила Мужилко В.А. о времени составления протокола, материалы дела не содержат. Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что она не была надлежащим образом извещена о времени составления протокола, в судебном заседании не опровергнуты.

При изложенных обстоятельствах, Мужилко В.А. нельзя считать надлежаще извещенной о времени составления протокола об административном правонарушении. Таким образом, Мужилко В.А. была лишена предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не могла квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленного правонарушения, а также воспользоваться помощью защитника.

На основании ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо прочих оснований, должно быть изложено мотивированное решение по делу.

Указанные требования закона при вынесении постановления выполнены не в полной мере.

Как следует из постановления о назначении административного наказания от Дата обезличена. по делу Номер обезличен и.о. Руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в тверской области Беляковой Л.В. факт нарушения Мужилко В.А. подтверждается протоколом об административном правонарушении № 07-18/41-10 от Дата обезличена. и прилагаемыми к нему документами. Таким образом, помимо протокола об административном правонарушении не приведены иные доказательства, на основании которых и.о. Руководителя Территориального Управления пришел к выводу о наличии в действиях Мужилко В.А. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14. ч.1 КоАП РФ. Указание в постановлении на то, что факт нарушения подтверждается и прилагаемыми к протоколу документами является недостаточным, все доказательства должны быть изложены и получить оценку в постановлении.

Кроме того, в материалах административного дела отсутствуют данные о разъяснении в ходе рассмотрения дела лицу, привлекаемому к административной ответственности ст. 51 Конституции РФ, прав, предусмотрены ст.ст. 24.2, 25.1, 24.4, 29.3, 30.1, 30.12 КоАП РФ.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав на защиту, допущенных при привлечении лица к административной ответственности.

С учетом изложенного, постановление и.о. Руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области Беляковой Л.В. от Дата обезличена. по делу Номер обезличен подлежит отмене, поскольку вынесено с существенным нарушением процессуальных требований закона и подлежит отмене.

При новом рассмотрении дела необходимо устранить указанные нарушения, тщательно, с учетом требований норм КоАП РФ исследовать доказательства по делу, с учетом доводов лица, привлеченного к административной ответственности, решить вопрос о его виновности либо невиновности в административном правонарушении.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил :

Постановление и.о. Руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области Беляковой Л.В. от Дата обезличена года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 ч.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела бухгалтерского учета и финансовой экспертизы Тверской таможни, главного бухгалтера – Мужилко В.А. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение 10 суток со дня его вынесения.

Федеральный судья С. В. Беляева