Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 ноября 2010 года г. Тула Пролетарский районный суд г.Тулы в составе: председательствующего Сасалиной А.Н. при секретаре Поповой А.А., с участием сторон: представителя истца по доверенности Благовещенской Е.А., представителя ответчика ОАО «Тульский патронный завод» по доверенности Фатеевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Асрутдиновой ФИО9 и Асрутдинова ФИО10 к ОАО «Тульский патронный завод», Администрации г.Тулы, Территориальному управлению Администрации г.Тулы по Пролетарскому району о признании права собственности на жилые помещения в порядке приватизации, у с т а н о в и л: Асрутдинова Х.Х., Асрутдинов Р.Ф. обратились в суд с иском к ОАО «Тульский патронный завод» (ОАО «ТПЗ»), ТУ Администрации <адрес>, Администрации <адрес>, просили признать за ними право собственности в порядке приватизации в размере 1/2 доли за каждым на 2 комнаты площадью 11,5 кв.м и 12.2 кв.м. в коммунальной квартире по адресу: <адрес>. В обоснование иска указали, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ТПЗ», как собственником спорных жилых помещений, и Асрутдиновой Х.Х., Асрутдиновым Р.Ф. был заключен договор о передаче в общую долевую собственность спорных комнат в порядке приватизации. Для регистрации права собственности они(истцы) обратились в Управление Росреестра по Тульской области, однако ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права им было отказано в связи с тем, что право собственности на спорные жилые помещения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ОАО «ТПЗ» не зарегистрировано. В судебное заседание истцы Асрутдинова Х.Х., Асрутдинов Р.Ф. не явились, их интересы представляла представитель по доверенности Благовещенская Е.А., которая исковые требования доверителей поддержала, доводы, изложенные в их обоснование, подтвердила. Дополнительно пояснила, что по договору найма истцы занимают 2 комнаты площадью 11.5 кв.м. и 12.2 кв.м в бывшем общежитии ОАО «ТПЗ», расположенном по адресу: <адрес>. В ходе приватизации в 1993 году Производственного Объединения «Тульский патронный завод» в уставной капитал образуемого в тот период ОАО «Тульский патронный завод» было включено здание указанного общежития. Несмотря на то, что Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ статус общежития с домовладения по адресу: <адрес> был снят, указанный жилой дом до настоящего времени значится на балансе ОАО «ТПЗ». Вместе с тем, включением жилого дома в состав приватизированного имущества акционерного общества были нарушены требования законодательства и созданы препятствия в реализации проживающих в данном жилом доме граждан, в том числе права на приватизацию занимаемых жилых помещений. Право бесплатной приватизации в муниципальном жилом фонде <адрес> истцы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не использовали, поскольку в период с 1991 по ДД.ММ.ГГГГг. были зарегистрированы и проживали в Кыргызской республике, гражданство РФ приобрели ДД.ММ.ГГГГ. Асрутдинова Х.Х. с ДД.ММ.ГГГГ, а Асрутдинов Р.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ работают в ОАО «ТПЗ». В период с 1991 по ДД.ММ.ГГГГг. Асрутдиновы Х.Х., Р.Ф. проживали в Кыргызской республике. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. Аструтдинов Р.Ф. проживал в общежитии ОАО «ТПЗ» по адресу: <адрес> по «гостевой визе», т.е. до оформления гражданства РФ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. Аструтдинов Р.Ф. был зарегистрирован в комнате № общежития; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. -в комнатах № и № состоял на регистрационном учете и проживал вместе с женой –Асрутдиновой Х.Х. ДД.ММ.ГГГГ с <адрес> статус общежития был снят и ДД.ММ.ГГГГ с Асрутдиновым Р.Ф. был заключен договор найма занимаемых комнат. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Асрутдиновы Х.Х. и Р.Ф. состоят на регистрационном учете по адресу: <адрес>, где на условиях найма занимают 2 комнаты площадью 11,5 кв.м. и 12.2 кв.м. (номера на поэтажном плане 4 этажа № и №). Представитель ответчика ОАО «ТПЗ» по доверенности Фатеева Н.А. против удовлетворения исковых требований Асрутдиновых не возражала, поясняла, что до октября 1993 года Тульский патронный завод был государственным предприятием. Жилой фонд, которым владело предприятие, был ведомственным и находился в собственности государства. ДД.ММ.ГГГГ Тульский патронный завод стал акционерным обществом в результате преобразования государственного производственного объединения «Тульский патронный завод» на основании плана приватизации, утвержденного решением Территориального агентства ПСИ РФ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества». При акционировании завода жилой фонд в соответствии с действующим законодательством собственностью предприятия не становился, хотя и остался числиться на его балансе. Жилой фонд предприятия при акционировании подлежал передаче в муниципальную собственность. Между тем, согласно плану приватизации в перечень объектов, подлежащих приватизации, вошло здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>. Указала, что включение данного объекта жилого фонда в состав приватизируемого имущества госпредприятия в нарушение действующего законодательства на жилищные права граждан, в том числе на право бесплатной передачи жилья в собственность в порядке приватизации, влиять не должно. Подтвердила, что Асрутдинов Р.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ, а Асрутдинова Х.Х. с ДД.ММ.ГГГГ состоят в трудовых отношениях с ОАО ТПЗ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. Аструтдинов Р.Ф. проживал в общежитии ОАО «ТПЗ» по адресу: <адрес>, до оформления гражданства РФ проживал по «гостевой» визе. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг Аструтдинов Р.Ф. был зарегистрирован в комнате № общежития; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг -в комнатах № и № с женой Асрутдиновой Х.Х. С ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени истцы постоянно проживают и зарегистрированы в <адрес>, занимая 2 комнаты площадью 11,5 кв.м. и 12.2 кв.м., которые ранее значились комнатами № и № общежития. До настоящего времени истцы работают в ОАО «ТПЗ» и проживают в предоставленных им заводом комнатах указанного бывшего общежития. Представители ответчиков-Администрации г.Тулы, ТУ Администрации г.Тулы по Пролетарскому району, 3 лиц– ОАО Управляющая компания г.Тулы», Управления Росреестра по Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены в порядке ст.ст.113-116 ГПК РФ, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. Исходя из положений ч.ч.1,3,5 ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. На основании Приказа Министерства оборонной промышленности СССР №386 от 07.05.1990 года, Постановления Администрации Пролетарского района г.Тулы №173 от 17.03.1992 года ОАО «Тульский патронный завод» ранее являлся государственным предприятием и жилой фонд, в том числе общежитие по адресу: г.Тула, ул.Глинки д.4, находился в его полном хозяйственном ведении, состоял на балансе предприятия и являлся ведомственным жилым фондом. В силу Постановления Главы администрации Пролетарского района г.Тулы №394 от 16.03.1993г. и во исполнение Указа Президента РФ от 01.06.1992 года №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» ГП «ТПЗ» 18.10.1993 года было преобразовано в ОАО «ТПЗ». В соответствии со ст.18 Закона РСФСР от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (с 23.12.1992 года Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ») жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится. Федеральным законом от 23.12.1992 года №4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в ст.18 были внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен был быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья. Правовая норма аналогичного содержания была закреплена и в ст.9 Закона РФ от 24.12.1992г. №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», действовавшего в период акционирования ПО «Тульский патронный завод». В соответствии с законодательством РФ субъектами права хозяйственного ведения могут являться исключительно государственные и муниципальные унитарные предприятия, а субъектами права оперативного управления -казенные предприятия, а также учреждения в отношении закрепленного за ними имущества. Исходя из указанных нормативно установленных положений, ОАО «Тульский патронный завод» жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежать не может. Из содержания ст.1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 года №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», действовавшего в период акционирования ПО «ТПЗ», следует, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могли быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения с обязательным сохранением их профиля, за исключением объектов, указанных в перечне, в том числе и объектов жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений. Объекты, указанные в перечне(до проведения процедуры разграничения собственности), были отнесены к федеральной (государственной) собственности и должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта. Таким образом, в соответствии с указанными нормативными положениями жилищный фонд был исключен из состава объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих приватизации. В соответствии с положениями п.п.2,5 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1 «О разграничении государственной Оформление передачи этих объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Согласно положениями п.4 руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года, содержащихся в Постановлении №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Таким образом, указанными нормативными положениями, подлежащими применению в системной взаимосвязи с требованиями ст.2 Закона РФ от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», предусматривающей право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. Таким образом, при преобразовании государственного предприятия «Тульский патронный завод» в ОАО жилищный фонд, находившийся в хозяйственном ведении предприятия, подлежал передаче в муниципальную собственность. Поскольку включение здания общежития по адресу: <адрес> состав приватизированного имущества ОАО «ТПЗ» (ранее ГП «ТПЗ») противоречит закону, данное обстоятельство не может влиять на законодательно установленные жилищные права проживающих в нем граждан. Статьей 217 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В соответствии со ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии со ст.ст.7,18 данного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию. Постановлением Администрации г.Тулы №1298 от 21.05.2009 года с домовладения по адресу: <адрес> был снят статус общежития. Как следует из приложения к указанному постановлению в жилом помещении жилой площадью 23.7 кв.м. в <адрес> Асрутдинов Р.Ф. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, Асрутдинова Х.Х.- с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора найма № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно планам БТИ занимаемые комнаты площадями 11.5 кв.м. и 12.2. кв.м. (№ и № на поэтажном плане 4 этажа) в <адрес> в бывшем общежитии имели № и №. Как следует из пояснений представителя ответчика ОАО «ТПЗ» по доверенности Фатеевой Н.А., указанные жилые помещения общежития были свободными юридически и фактически были предоставлены истцам в связи с трудовыми отношениями с ОАО «ТПЗ». Правомерность предоставления и занятия истцами спорных жилых помещений сторонами по делу оспаривалась. Согласно данным выписок из домовой книги и лицевого счета, представленных суду ОАО «ТПЗ», в коммунальной <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы Асрутдинов Р.В. и Асрутдинова Х.Х. ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ТПЗ» и Асрутдиновым Р.Ф., Асрутдиновой Х.Х. был заключен договор передачи в долевую собственность в порядке приватизации жилых помещений площадью 11.5 кв.м. и 12.2 кв.м. в <адрес> жилого дома по адресу: <адрес>. Как следует из разъяснений Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом, содержащихся в письме ок-13/648 от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке передачи жилого фонда, жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных предприятий, обслуживающих данный фонд, в муниципальную собственность», передача ведомственного фонда в муниципальную собственность оформляется совместным решением балансодержателя, комитета по управлению имуществом и администрации. Как следует из пояснений представителя ОАО «ТПЗ» по доверенности Фатеевой Н.А., передачи здания бывшего общежития по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность не производилось. Согласно сообщениям Территориального Агентства по управлению Государственным имуществом (Росимущество) от ДД.ММ.ГГГГ, Комитета имущественных и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> реестрах федерального и муниципального имущества <адрес> не числится. Вместе с тем, не зарегистрировано право собственности на данное жилье и за ОАО «ТПЗ», что подтверждается сообщениями Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также следует из содержания сообщения об отказе истцам в государственной регистрации прав на спорные жилые помещения. Исходя из совокупной оценки обстоятельств и доказательств по делу, суд приходит к выводу о том, что, несмотря на неисполнение ОАО «Тульский патронный завод» обязанностей по передаче жилого фонда в муниципальную собственность, истец в соответствии с действующим законодательством не может быть лишен права на приобретение в собственность занимаемого им на условиях найма жилого помещения в порядке приватизации. В силу ст.11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред.от ДД.ММ.ГГГГ) «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Согласно п.2.2 Положения о порядке и условиях бесплатной передачи государственного и муниципального жилищного фонда в собственность граждан <адрес>, утвержденного Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане обязаны подтвердить, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по момент подачи заявления право на приватизацию жилья использовано не было. Из справки Отдела УФМС России по <адрес> в <адрес> следует, что Асрутдинов ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, на основании решения УФМС России по ТО от ДД.ММ.ГГГГ (рег №), а Асрутдинова ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> Кыргызстан, на основании решения УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (рег.№22374) приобрели гражданство РФ. Факт нахождения Асрутдинова Р.Ф. (в период с 25.07. 2006 по настоящее время) и Асрутдиновой Х.Х. (в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время) в трудовых отношениях с ОАО «ТПЗ» подтвержден данными их трудовых книжек. Справками ОАО «ТПЗ» подтвержден факт проживания Асрутдинова Р.Ф. и Асрутдиновой Х.Х. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. в комнате № общежития завода по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг.– в комнатах № и № указанного общежития; а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – в <адрес> в комнатах № (на поэтажном плане 4 этажа) площадью 12.2 кв.м. и № (на поэтажном плане) площадью 11.5 кв.м. Исходя из совокупной оценки доказательств по делу, суд приходит к выводу о том, что Асрутдинов Р.Ф. и Асрутдинова Х.Х. в силу закона права на приобретение в порядке приватизации занимаемого ими жилого помещения в виде 2 комнат площадью 11.5 кв.м. и 12.2 кв.м. в коммунальной <адрес> не лишены. При таких обстоятельствах суд находит требования Асрутдинова Р.Ф. и Асрутдиновой Х.Х. о признании за ними права общей долевой собственности в порядке приватизации на занимаемые жилые помещения в коммунальной квартире обоснованными и подлежащими удовлетворению. Суд рассматривал дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Асрутдинова ФИО13 и Асрутдиновой ФИО14 удовлетворить. Признать за Асрутдиновым ФИО15 и Асрутдиновой ФИО16 право собственности в порядке приватизации в размере 1/2 доли за каждым на жилое помещение в виде двух комнат площадью 12.2 кв.м. и 11.5 кв.м. (всего 23.7 кв.м.) с номерами 1 и 4 на поэтажном плане БТИ (4 этаж) в коммунальной <адрес>. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г.Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий: подпись Справка: решение вступило в законную силу 10 декабря 2010 года.
собственности в РФ на федеральную собственность,
государственную собственность республик в составе РФ,
краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности (жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов(местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).