решение об удовлетворении уточненных исковых требований по гражданскому делу по иску Прохорова к ДИЗО ТО, Администрации ТО об обязании предоставить земельный участок в аренду



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 августа 2011 года г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Квашниной И.В.

при секретаре Лебедевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1194/11 по иску Прохорова к Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области, Администрации Тульской области об обязании предоставить земельный участок в аренду,

установил:

Прохоров В.Н. обратился в суд с иском с Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области, просил обязать ответчика предоставить ему земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>) общей площадью 1211 кв.м в аренду для строительства индивидуального жилого дома, признать решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка недействительным. В обоснование заявленных требований указал, что в 2008 году обратился в ТУ администрации г. Тулы по Пролетарскому району с заявлением о предоставлении ему земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 1211 кв.м для строительства индивидуального жилого дома. 01.04.2008 заместитель главы администрации города - начальник управления администрации г. Тулы по Пролетарскому району представил ходатайство и.о. главы администрации г. Тулы о предоставлении ему (истцу) вышеуказанного земельного участка с указанием на отсутствие прав третьих лиц на данный земельный участок. Рассмотрев заявление Управление градостроительства и архитектуры г. Тулы предложило МУП «Центр ГИЗ г. Тулы» произвести работы по подготовке землеустроительных документов на спорный земельный участок согласно ранее разработанному проекту индивидуальной жилой застройки по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации г. Тулы была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории. 03.09.2009 земельный участок был поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый . Затем он (Прохоров В.Н.) обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении вышеупомянутого земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Однако на свое заявление получил отказ 18.04.2011, мотивированный тем, что площадь испрашиваемого участка составляет 1211 кв.м, в то время как максимальный размер земельных участков для индивидуального жилищного строительства составляет 1200 кв.м. Считает, что расхождение в площадях изначально выделяемого земельного участка площадью 1200 кв.м с площадью, рассчитанной по результатам измерений, выполненных МУП «ЦентрГиЗ» образовалась вследствие того, что измерения при определении границ спорного земельного участка выполнялись с учетом размеров и площадей уже сформированных соседних участков и изменить эти величины сейчас не представляется возможным. Кроме того, расхождение в площадях составляет всего 11 кв.м и не превышает величину погрешности при определении площади земельного участка, что следует из кадастрового паспорта земельного участка.

В ходе рассмотрения дела представитель истца Прохорова В.Н., действуя на основании нотариально удостоверенной доверенности, ФИО3 заявленные исковые требования уточнил, просил обязать администрацию Тульской области принять решение о предоставлении его доверителю Прохорову В.Н. в аренду земельного участка площадью 1211 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>) для строительства индивидуального жилого дома. Указал, что требования к Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании предоставить спорный земельный участок в аренду для строительства индивидуального жилого дома, и признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка недействительным, в настоящее время не поддерживает, просил их не рассматривать.

Истец Прохоров В.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержал уточненные требования к Администрации Тульской области, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель истца Прохорова В.Н. по доверенности ФИО3 уточненные исковые требования своего доверителя поддержал, просил их удовлетворить. Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердил.

Представители ответчиков Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области, Администрации Тульской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в материалах дела имеются ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Представитель третьего лица Администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица МУП МО г. Тулы «Тульский городской центр градостроительства и землеустройства» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в порядке ст.ст. 113-116 ГПК РФ, причин неявки суду не сообщил, письменных объяснений не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, находит уточненные и поддержанные в ходе судебного разбирательства требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 607 ГК РФ земельные участки могут быть переданы в аренду. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков.

Частью 1 ст. 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 30.1 ЗК (ч. 1, ч. 3) земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ). Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 206-ФЗ).

Решением Тульской городской Думы от 10.07.2002 (ред. От 16.07.2008) «О положении «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Тулы» предусмотрен порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности «Муниципального образования город Тула Тульской области». Уполномоченными органами местного самоуправления г. Тулы по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, также являются Глава города Тулы, Главное управление архитектуры и градостроительства г. Тулы с соответствующим распределением полномочий (п.п. 1.1, п.п.1,5 указанного Положения).

Порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта регламентирован п. 2 данного Положения.

В судебном заседании установлено, что 01.04.2008 начальник ТУ администрации г. Тулы по Пролетарскому району ФИО4 обратился с ходатайством к и.о. главы администрации г. Тулы ФИО5 о предоставлении Прохорову В.Н. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома с надворными постройками (л.д.<данные изъяты>).

16.05.2008 Прохоров В.Н. обратился к Главе администрации г. Тулы ФИО6 с заявлением о выделении вышеуказанного земельного участка (л.д.<данные изъяты>).

Начальник управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы, рассмотрев заявление Прохорова В.Н. от 19.05.2008 о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в служебной записке на имя Заместителя главы администрации по строительству ФИО7 сообщил, что подготовлены и согласованы соответствующая схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории и градостроительный план земельного участка. В связи с чем полагает возможным провести процедуру предоставления данного земельного участка Прохорову В.Н. для индивидуального жилищного строительства. (л.д.<данные изъяты>).

30.06.2008 зам. начальника Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы, рассмотрев заявление Прохорова В.Н., предложил МУП «Центр ГиЗ» произвести работы по подготовке землеустроительных документов на участок , согласно ранее разработанному проекту индивидуальной жилой застройки по <адрес> в г. Туле (л.д.<данные изъяты>).

30.06.2008 МУП «Тульский городской центр градостроительства и землеустройства» проинформировал Прохорова В.Н. о том, что приступил к подготовке исходно-разрешительной документации по предоставлению земельного участка , расположенного по <адрес>, для строительства малоэтажного индивидуального жилого дома. Сообщен также и порядок предоставления земельного участка, предложено представить ряд документов и оплатить счета за выполнение работ.

11.07.2008 года Прохоров В.Н. оплатил счета за выполняемые работы, в том числе за размещение информационного сообщения в газете «Тула» (л.д.<данные изъяты>).

За счет денежных средств Прохорова В.Н. была изготовлена топографическая съемка, на основании которой был подготовлен проект границ спорного земельного участка. (л.д.<данные изъяты>).

Согласно диспетчерскому листу МУП «ЦентрГиЗ» направило информационное письмо в газету «Тула» относительно участка по <адрес>, с целью информирования населения через средства массовой информации о наличии свободного участка для строительства жилого дома (л.д.59).

22.12.08 года МУП «ЦентрГиЗ» была составлена схема расположения спорного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, утвержденная постановлением администрации г. Тулы от 29.07.2009 (л.д.<данные изъяты>).

Письмом директора МУП «ЦентрГиЗ» 13.08.2009 межевой план спорного земельного участка по <адрес> г. Тулы был направлен Начальнику Тульского территориального отдела Управления Роснедвижимости по Тульской области с просьбой провести государственный кадастровый учет земельного участка, сформированного по заданию Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы, и выдать кадастровый паспорт это участка.

Согласно сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте 17.09.2009, площадь спорного земельного участка составляет 1211 кв.м.±12.00 (л.д.<данные изъяты>).

06.10.2009 начальник Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы в соответствии с Законом Тульской области от 10.12.2008 №1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственности на которые не разграничена, в административном центре Тульской области-городе Туле», для принятия решения направил заявление Прохорова В.Н. с подготовленными по нему документами о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>. одновременно указал, что заявлений других лиц на данный земельный участок не поступало (л.д.<данные изъяты>).

Рассмотрев заявление Прохорова В.Н. по спорному вопросу, Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области сообщил, что не представляется возможность предоставить испрашиваемый земельный участок для индивидуального жилищного строительства в связи с несоблюдением норм, установленных решением Тульской городской Думы от 27.10.2010 №8/198, которым установлен максимальный размер земельных участков для индивидуального жилищного строительства в г. туле-1200 кв.м.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ.

Пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ предусматривает, что предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Решением Тульской городской Думы от 30 сентября 1999 года № 22/400 «О предельных (нормативных) размерах земельных участков для индивидуального жилищного строительства в г. Туле», а также Решением Тульской городской Думы 2 созыва № 15/268 от 27.11.2002 года «О размерах земельных участков для строительства и эксплуатации малоэтажных жилых домов» был установлен предельный размер земельных участков для строительства и эксплуатации малоэтажных жилых домов – 1.200 кв. м, минимальный размер земельных участков для строительства и эксплуатации малоэтажных жилых домов – 300 кв. м.

В связи с обращением департамента имущественных и земельных отношений Тульской области об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровой карте территории МО г. Тула в целях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, на основании схем расположения земельных участков на кадастровой карте (плане) территории, согласованных с управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы, в соответствии с нормами ст.ст. 28,30,85 ЗК РФ, ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Тульской области от 10.12.2008 №1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в АЦ ТО - г. Туле», постановлением главы администрации г. Тулы от 12.11.2008 №4580 «О порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах и кадастровых картах соответствующей территории», Постановлением администрации г. Тулы от 29.07.2009 №2272 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в МО г. Тула-земельный участок площадью 1211 кв.м, расположенный на землях населенного пункта (г. Тула) по <адрес>, участок в Пролетарском районе, и определено его разрешенное использование - индивидуальный жилой дом.

Сведений о наличии иных лиц, претендующих на данный земельный участок на момент рассмотрения дела из представленных документов не усматривается.

В соответствии с требованиями абз. 3 ч.3 ст. 30.1 ЗК РФ (в ред. ФЗ от 31.12.2005г. № 206-ФЗ) Администрация г. Тулы, как уполномоченный орган местного самоуправления, должна была принять решение о предоставлении земельного участка для жилищного строительства в аренду Прохорову В.Н., и в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета земельного участка заключить с ним договор аренды.

Однако администрация не приняла требуемое в отношении Прохорова В.Н. решение о предоставлении земельного участка в аренду, ссылаясь на вступление в силу Закона Тульской области от 10.12.2008 № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – г. Туле», и направила заявителя в полномочный для этого орган государственной власти – Администрацию Тульской области.

В соответствии с Законом Тульской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – г. Туле» от 10.12.2008г. № 1169-ЗТО (ч.1ст.1) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре тульской области – г. Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется администрацией Тульской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской федерации.

Постановлением администрации Тульской области от 24.12.2008г. № 874 «О реализации Закона Тульской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – городе Туле» Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области определен органом, уполномоченным на участие в процедурах, связанных с распоряжением указанными земельными участками, в случае предоставления земельных участков также для индивидуального жилищного строительства.

07.07.2008 МУП «Центр ГиЗ г. Тулы» сообщило Прохорову В.Н. о выполнении следующих работ: получены выписки из государственного земельного кадастра, изготовлена топосъемка земельного участка, составлен проект границ земельного участка, разработан градостроительный план земельного участка, подготовлены документы к проекту постановления главы администрации г. Тулы, проведено межевание.

Сформированное дело в составе вышеуказанных документов с текстом проекта постановления главы администрации г. Тулы было подготовлено 06.10.2009.

Данный проект постановления согласован всеми уполномоченными лицами и передан на согласование 1-му зам. Главы администрации г. Тулы, который не подписал данное постановление, а дал поручение передать это дело в Департамент имущественных и земельных отношений ТО, что и было выполнено управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы.

Как уж ранее отмечалось, письмом Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от 18.04.2011 Прохорову В.Н. сообщено об отсутствии возможности предоставить испрашиваемый земельный участок в связи с превышением максимального размера участка.

Суд считает необходимым отметить следующее: площади земельных участков для индивидуального жилищного строительства (в том числе и площадь испрашиваемого истцом земельного участка) были определены планировочной документацией, разработанной и согласованной в первой половине 1990-х годов.

Предельный размер земельных участков для строительства и эксплуатации малоэтажных жилых домов – 1.200 кв. м был установлен решением Тульской городской Думы от 30 сентября 1999 года № 22/400 «О предельных (нормативных) размерах земельных участков для индивидуального жилищного строительства в г. Туле», а также решением Тульской городской Думы 2 созыва № 15/268 от 27.11.2002 года «О размерах земельных участков для строительства и эксплуатации малоэтажных жилых домов», то есть после разработки и согласования соответствующей планировочной документации.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований к отказу Администрации ТО в согласовании проекта постановления о предоставлении истцу истребуемого земельного участка площадью 1.211 кв.м и Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области в удовлетворении заявления Прохорова В.Н. о предоставлении ему в аренду истребуемого земельного участка, поскольку по общим правилам, закон, так или иначе ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости предоставления Прохорову В.Н. спорного земельного участка в соответствии с ранее согласованной планировочной документацией, в том числе с превышением показателей площади участка.

Рассмотрев дело в пределах уточненных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

уточненные исковые требования Прохорова удовлетворить.

Обязать Администрацию Тульской области принять решение о предоставлении в аренду Прохорову В.Н. земельного участка площадью 1211 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Пролетарский районный суд г. Тулы в течение десяти дней.

Председательствующий