ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 апреля 2011 года г.Тула Пролетарский районный суд г.Тулы в составе: председательствующего Сасалиной А.Н. при секретаре Соболевой О.Н., с участием представителя истца Городской М.Е. адвоката Чудакова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-582/11 по иску Городской ФИО7 к Администрации Тульской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании предоставить земельный участок в аренду, у с т а н о в и л: Городская М.Е. обратилась в суд с иском к Администрации Тульской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области, просила признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области в предоставлении земельного участка и обязать Администрацию Тульской области принять решение о предоставлении ей(истцу) земельного участка площадью 1210 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства и заключить с ней(истцом) в течение 2 недель после принятия решения договор аренды указанного земельного участка. В обоснование заявленных требований указала, что постановлением главы администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства» был утвержден проект границ земельного участка (код №) площадью 1210 кв.м, расположенного на землях населенного пункта (<адрес> и градостроительный план этого земельного участка с присвоением регистрационного номера №. ДД.ММ.ГГГГ она(истец) обратилась с заявлением о предоставлении ей указанного земельного участка в аренду. Согласно письму Управления градостроительства и архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ № других претендентов на земельный участок №, №, расположенный по адресу: <адрес>, не имеется. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.№ Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области ей(истцу) было сообщено, что рассмотреть вопрос о предоставлении оспариваемого земельного участка не представляется возможным в связи с тем, что его размер превышает максимальный размер земельных участков для ИЖС в г.Туле -1200 кв.м., установленный решениями Тульской городской Думы от 30.09.1999 №22/400 «О предельных (нормативных) размерах земельного участка для индивидуального жилищного строительства в г.Туле» и от 27.11.2002 №15/268 «О размерах земельных участков для эксплуатации малоэтажных жилых домов». Указав, что, поскольку решением Тульской городской Думы от 27.10.2010 №8/189, вступившим в законную силу 09.11.2010, установившим максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность на территории МО город Тула, из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ИЖС – 1200 кв.м, решения Тульской городской Думы от 30.09.1999 №22/400 и от 27.11.2002 №15/268 были признаны утратившими силу, отказ Департамента в предоставлении ей(истцу) земельного участка со ссылкой на недействующие нормативные акты полагала неправомерным. В ходе рассмотрения дела стороной истца заявленные исковые требования были уточнены. Просила обязать Администрацию Тульской области и Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области принять решение о предоставлении и заключении с ней(истцом) договора аренды земельного участка площадью 1210 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Дополнительно указала на наличие публикации в газете «Тула» от 30.10.2008 объявления о приеме Администрацией МО г.Тула заявлений на аренду земельного участка площадью 1210 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> для строительства малоэтажного (индивидуального) жилого дома, и отсутствие других, кроме нее(истца) претендентов на указанный земельный участок. Полагала, что, исходя из приведенных в обоснование иска обстоятельств, в порядке ст.30.1 ЗК РФ с ней должен быть заключен договор аренды оспариваемого земельного участка. В судебное заседание истец Городская М.Е. не явилась, представлявший ее интересы адвокат Чудаков А.В. уточненные исковые требования поддержал, доводы, изложенные в обоснование иска, подтвердил. Представители ответчиков- Администрации Тульской области и Департамента имущественных и земельный отношений Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещен в порядке ст.ст.113-116 ГПК РФ. В своих возражениях указывали, что, поскольку на период рассмотрения заявления Городской М.Е. о предоставлении ей земельного участка для ИЖС, подготовки ответа и подписания его решение Тульской городской Думы от 30.09.1999 №22/300 «О предельных(нормативных) размерах земельного участка для ИЖС в г.Туле» действовало, оснований не принимать указанное решение во внимание у Департамента не имелось. Исходя из положений ст.233, ч.ч.1,3,5 ст.167, ст.48 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, в заочном порядке. Выслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам. Согласно ч.ч.1,2 ст.607 ГК РФ земельные участки могут быть переданы в аренду. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков. Согласно ч.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9-11 ЗК РФ. В соответствии с требованиями ч.ч.1.3 ст.30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду (в ред.ФЗ от 18.12.2006 №233-ФЗ). Предоставление земельного участка в аренду для ИЖС может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка (в ред.ФЗ от 31.12.2005 №206-ФЗ). Как следует из материалов землеустроительного дела на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в заявлении в адрес Главы администрации г.Тулы Уколова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ Городская М.Е. просила выделить ей данный земельный участок для строительства индивидуального жилого дома. Как видно из представленных стороной истца счетов № от ДД.ММ.ГГГГ, Городской М.Е. была произведена оплата работ по формированию земельного участка: разработка необходимых документов для подготовки постановления Главы администрации г.Тулы, изготовление топосъемки земельного участка, градостроительный план земельного участка, составление проекта границ земельного участка, составление карты(плана) земельного участка (межевание), информационное сообщение в газете «Тула» на общую сумму 14 755,12 рублей. Постановлением Главы администрации г.Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании земельного участка №, расположенного по <адрес> в <адрес>, для индивидуального жилищного строительства» был утвержден проект границ данного земельного участка (код №) площадью 1210 кв.м и градостроительный план этого земельного участка, с присвоением ему регистрационного №, установлением основного вида разрешенного использования для строительства и последующей эксплуатации индивидуального жилого дома. Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Тулы было обязано в установленном порядке обеспечить проведение кадастровых работ, постановку земельного участка на кадастровый учет, публикацию сообщения о наличии земельного участка, предлагаемого для индивидуального жилищного строительства. Постановлением Главы администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден проект границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 1210 кв.м. Согласно сообщению Управления градостроительства и архитектуры Администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ границы вновь образованного земельного участка были спроектированы в соответствии с проектом планировки «Индивидуальная застройка по <адрес>, разработанным институтом АО ЦМР «Стройпроект» в 1993г. и утвержденным Главным управлением архитектуры и градостроительства г.Тулы ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на основании ранее разработанной и утвержденной градостроительной документации и до решения Тульской городской Думы от 27.11.2002 №15/268 «О размерах земельных участков для строительства и эксплуатации малоэтажных жилых домов». При этом, особое внимание было обращено на то, что изменение площади данного земельного участка повлечет за собой необоснованное изменение структуры застройки квартала, в которой расположен участок, а затем и всего жилого образования на данной территории, что потребует переработку ранее утвержденного проекта планировки «Индивидуальная застройка по <адрес>. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 ЗК РФ. Согласно п.2 ст.30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, предусмотренных п.п.5 п.1 чт.24, пп.2.1 ст.30, п.27 ст.38.1 ЗК РФ (если аукциона признан несостоявшимся по причине участия в нем менее 2 участников). В 2-недельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, субъекта РФ, муниципального образования (п.3). Информация о приеме заявлений на аренду свободного от прав иных лиц земельного участка площадью 1210 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, участок №, с видом разрешенного использования для строительства индивидуального жилого дома была опубликована в газете «Тула» ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данным Государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку ДД.ММ.ГГГГ присвоен кадастровый №, сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок с местоположением примерно в 333 м по направлению на восток от ориентира индивидуальный жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, отсутствуют. Кроме того, п.3 ст.30.1 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, подавшему заявление о предоставлении земельного участка. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в 2-недельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. Согласно сообщению Управления градостроительства и архитектуры Администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ на предоставляемый Городской М.Е. земельный участок № под ИЖС по адресу: <адрес>, других претендентов нет. Исходя из оценки обстоятельств и доказательств по делу, суд приходит к выводу о том, что при отсутствии иных претендентов с Городской М.Е. подлежал заключению договор аренды спорного земельного участка в соответствии с требованиями ст.30.1 ЗК РФ. Вместе с тем, в связи с вступлением в силу Закона Тульской области от 10.12.2008 №1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – городе Туле» полномочия администрации города Тулы по распоряжению земельными участками, в том числе в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, для индивидуального жилищного строительства, для комплексного освоения в целях жилищного строительства, прекращаются 01.01.2009. На основании указанного закона с 01.01.2009 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется администрацией Тульской области, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Документы, по которым на день вступления в силу Закона Тульской области от 10.12.2008 №1168-ЗТО начаты, но не завершены процедуры предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре- городе Туле, передаются органами местного самоуправления города Тулы в уполномоченный орган администрации Тульской области – Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области. Согласно сообщению Управления градостроительства и архитектуры Администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Городской М.Е. последней в связи с прекращением полномочий администрации г.Тулы по распоряжению земельными участками с ДД.ММ.ГГГГ для дальнейшего оформления земельного участка разъяснена необходимость обратиться в Администрацию Тульской области. Как следует из сообщения зам.начальника управления градостроительства и архитектуры Администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ Управлением градостроительства и архитектуры администрации г.Тулы был сформирован земельный участок по адресу: <адрес>, обеспечена постановка его на государственный кадастровый учет, публикация сообщения о наличии земельного участка, предлагаемого для ИЖС. По заявлению Городской М.Е. ДД.ММ.ГГГГ за № документы землеустроительного дела (18л.) для передачи в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области были выданы заявителю. Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Губернатора Тульской области Дудки В.Д. Городская М.Е. также просила предоставить ей в аренду для строительства индивидуального жилого дома земельный участок площадью 1210 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. В сообщении от ДД.ММ.ГГГГ в адресу Городской М.Е. Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области указал, что рассмотреть вопрос о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка не представляется возможным, поскольку площадь земельного участка (1210 кв.м) превышает максимальный размер земельных участков для ИЖС (1200 кв.м), установленный решениями Тульской городской Думы от 30.09.1999 №22/400 «О предельным (нормативных) размерах земельного участка для индивидуального жилищного строительства в г.Туле» и от 27.11.2002 №15/2658 «О размерах земельных участков для эксплуатации малоэтажных жилых домов». Вместе с тем, площадь оспариваемого земельного участка 1210 кв.м была определена постановлениями Главы администрации г.Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании земельного участка №, расположенного по <адрес>, для ИЖС», от ДД.ММ.ГГГГ №. Его размер устанавливался с учетом планировочной документации, разработанной и согласованной по состоянию на 1993г., в указанном размере земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет. Принимая во внимание, что решения Тульской городской Думы от 30.09.1999 №22/400 «О предельных(нормативных) размерах земельного участка для ИЖС в г.Туле» и от 27.11.2002 №15/268 «О размерах земельных участков для эксплуатации малоэтажных жилых домов» были приняты после разработки и согласования соответствующей планировочной документации, в настоящее время в связи с принятием решения от 27.10.2010 №8/189, вступившим в законную силу 09.11.2010, признаны утратившими силу, учитывая, что по общим правилам закон, так или иначе ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый земельный участок, имеющий площадь 1210 кв.м, при установлении судом обстоятельств соблюдения иных предусмотренных ст.30.1 ЗК РФ требований, подлежит предоставлению истцу в аренду в предусмотренном законом порядке. Согласно п.3 Постановления Администрации Тульской области от 24.12.2008 №874 «О реализации Закона Тульской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области- городе Туле» акты о распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области –городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства, принимает Администрация Тульской области по представлению Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и считает правильным обязать Администрацию Тульской области и Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области совершить предусмотренные законом действия по предоставлению Городской М.Е. спорного земельного участка в аренду для ИЖС. Суд рассматривал дело в пределах заявленных, уточненных и поддержанных в судебном заседании исковых требований. Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-236 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Городской ФИО8 удовлетворить. Обязать Администрацию Тульской области и Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области предоставить Городской ФИО9 в установленном законом порядке в аренду для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью 1210 кв.м, с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения. Заочное решение может быть обжаловано также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>