Решение
Именем Российской Федерации
4 июня 2010 года
Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону
в составе председательствующего судьи Мельситовой И.Н.
с участием адвокатов Афицкого Г.А. и Гугушвили О.Л.
при секретаре Ковачевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское по заявлению заявитель о признании незаконным постановления Главы администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону
Установил:
В суд обратилась заявитель с заявлением о признании незаконным постановления Главы администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону Номер обезличен от Дата обезличена года об учреждении опеки над FIO5, указывая, что данное постановление было вынесено органом местного самоуправления за пределами его полномочий, поскольку ... в силу п.1 ст.6 ФЗ « Об опеке и попечительстве» не является органом опеки и попечительства и не вправе выносить такие постановления.
Кроме того, заявитель как дочь имеет преимущественное право на назначение опекуном, ввиду чего полагает, что данным постановлением нарушены ее права.
В судебном заседании заявитель и ее представитель Афицкий Г.А. поддержали заявление и просили отменить постановление, как вынесенное с нарушением закона. Также пояснили, что заинтерсованное лицо имеет корыстную заинтересованность, ввиду чего намеренно не представил полную информацию, в том числе о наличии у FIO5 еще одной дочери -заявитель Кроме того заявитель утверждала, что за FIO5 осуществляется не надлежащий уход заинтерсованное лицо работает на двух работах и не может уделить достаточно времени подопечной.
заинтерсованное лицо и заинтерсованное лицо с требованиями не согласились, пояснив, что постановление было вынесено правомерно.
Представитель Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, будучи извещенным о дне рассмотрения дела надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, и представителя Облпсихдиспасра, в порядке ст. 246,167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, суд находит требования заявитель подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
При этом, заявитель должен доказать сам факт совершения оспариваемых действий и нарушение его прав, а в соответствии о ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых действий и решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего возлагаются на лиц, которые приняли оспариваемые решения.
К обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся: соблюдение срока обращения с заявлением в суд; законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия).
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Главы администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону Номер обезличен от Дата обезличена года была учреждении опеки над FIO5признанной решением Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от Дата обезличена года недееспособной л.д.6). Опекуном назначен заинтерсованное лицо, проживающий с ней по тому же адресу. За FIO5 сохранено право пользования жилым помещением по ул.3-я линия, 111, «а».
Основанием для издания данного постановления послужил заявление заинтерсованное лицо заключение комиссии по опеки ГУЗ ПНД РО решение суда и др.
В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.
Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.
Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Соответствии с Законом РО «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) передаются следующие государственные полномочия Ростовской области:
1) по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, установленные статьями 6 и 7 настоящего Областного закона;
В силу ст. 7 вышеназванного областного закона к государственным полномочиям в сфере защиты населения относятся : выявление и учет совершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, подбор, учет и подготовка в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних граждан, установление опеки или попечительства над лицами, признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными, в том числе установление предварительной опеки или попечительства над такими гражданами и установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки и попечительства, временное исполнение обязанностей опекуна или попечителя недееспособных совершеннолетних граждан и не полностью дееспособных граждан, которым в течение месяца не назначена опека или попечительство, а также прекращение опеки или попечительства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Таким образом, довод заявителя, что оспариваемое постановление были вынесено за пределами полномочий Администрации района являются несостоятельными.
Что касается доводов о том, что заявитель как дочь имеет преимущественное право на назначение опекуном также являются несостоятельными.
В соответствие со ст. 10 Ф З « Об опеке и попечительстве», требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.
В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.
Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.
Сведения о личности предполагаемого опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц).
Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.
Таким образом, законодатель предусмотрел равное преимущественное право кровных родственников включая детей и внуков на назначение опекуном пред другими лицами.
Кроме того данной номой предусмотрено, что у каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.
Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Из пакета документов представленного Администрацией района на обозрение, следует, что в Администрацию района обратился заинтерсованное лицо с заявлением о том, что он не возражает против назначения его опекуном FIO5, с которой он проживает по одному адресу. Также заинтерсованное лицо были представлены документы подтверждающие родственные отношении,, справка о заработной плате, справка Прихоневрологического диспансера, Заключение комиссии по опеке в составе Начальника Ростовского филиала ГУЗ ПНД РО, в соответствии с которым комиссии просила Главы Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону в о вынесении решения о назначении опекуна над FIO5и указала, что таким опекуном может быть заинтерсованное лицо, Решение суда о признании FIO5 недееспособной,, справка о больном, Ходатайство врача FIO14 Председателю опекунского совета FIO13 о назначении опекуна с указанием, что возражений, против назначения опекуном заинтерсованное лицо нет
заявитель и заинтерсованное лицо не высказывали волеизъявления на назначение их опекунами FIO5
При таких обстоятельствах нарушений прав заявителя оспариваемым постановлением не усматривается.
Все остальные доводы, кающиеся исполнения заинтерсованное лицо не надлежащим образом, обязанностей опекуна, суд полагает, что установление данных обстоятельств находится за рамками предмета настоящего спора, поскольку находит, что данное обстоятельство не может быть основанием для признания незаконным постановления о назначении опеки, а может лишь явиться основанием для отмены опеки, освобождения либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей ( ст. 29 ФЗ « Об опеке»).
Учитывая изложенное в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении заявления заявитель о признании незаконным постановления Главы администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону от Дата обезличена года Номер обезличен отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней с момента составления решения суда в окончательной форме - 9 июня 2010 года.
Председательствующий судья