РЕШЕНИЕ О ВЗЫСКАНИИ УЩЕРБА



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 июня 2010 года г. Ростов-на-Дону

Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе председательствующего судьи Шведенко М.В.,

при секретаре Чебанян Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.И.А. к МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района» г.Ростова-на-Дону, ОАО «ПО «Водоканал» о взыскании материального ущерба,

УСТАНОВИЛ:

С.И.А. обратился в суд с иском к МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района» г.Ростова-на-Дону, ОАО «ПО «Водоканал» о взыскании материального ущерба, указывая, что является собственником транспортного средства - мотоцикла марки Бенелли Торнадо TRE 900, VIN ZBNTB00003P100704, которым управлял 20 июня 2009 года, двигаясь по ул. 22-я линия в г. Ростове-на-Дону в 23 час.00 мин., допустил наезд на яму, которая была образована в результате проведения дорожных работ, и не имела ограждений и предупреждающих знаков. В результате указанных обстоятельств, транспортное средство истца получило механические повреждения.

Восстановительная стоимость ремонта транспортного средства, по заключению специалиста ООО «Ростовский экспертно-технический центр» без учета износа составила 172 716 рублей, которую истец просил взыскать в свою пользу с ответчика. Кроме этого, истец указывает, что понес судебные расходы в размере 3000 рублей, оплатив стоимость услуг специалиста по составлению заключения, расходы по госпошлине 3327, 50 рублей.

Истец просит суд в соответствии со ст. 1064 ГК РФ взыскать с ответчика указанные суммы.

Протокольным определением суда от 02.03.2010 г. к участию в деле в качестве соответчика в порядке ст.40 ч.3 ГПК РФ привлечен ОАО ПО «Водоканал».

В судебное заседание истец не явился, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ, с участием его представителя, действующего на основании доверенности - Ш.Р.С., который в судебном заседании исковые требования поддержал, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика - МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района» г.Ростова-на-Дону - Р.О.В. в судебное заседание явилась, иск не признала, пояснив, что указанное муниципальное учреждение не является надлежащим ответчиком.

Представитель ответчика - ОАО «ПО «Водоканал» по доверенности К.Е.А. в судебное заседание явилась, иск не признала, просила в иске отказать, на том основании, что ОАО «ПО Водоканал» не получало разрешения на производство работ по адресу ..., что подтверждает МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района», а следовательно, сети ОАО «ПО Водоканал», проложенные по данной улице работали в нормальном режиме, что исключает вину ОАО «ПО Водоканал» в образовании деформации дорожного покрытия.

Представитель ответчика считает, что при таких обстоятельствах ответственность за ненадлежащее состояние участков дороги не может возлагаться на владельцев подземных коммуникаций, проходящих под дорожным покрытием в месте ДТП, а также указывает на то, что яма явилась следствием деформации и повреждения дорожного покрытия, за что ответственность несет МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района».

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, отказной материал № 21247 от 20.06.2010 г. по факту ДТП в отношении С.И.А., суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Таким образом, выяснению по данному делу подлежит наличие виновных противоправных действий ответчика, имущественного вреда, возникшего у С.И.А., а также наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями.

Судом установлено, что истец является собственником транспортного средства - мотоцикла марки Бенелли Торнадо TRE 900, VIN ZBNTB00003P100704, что подтверждается паспортом транспортного средства л.д.4).

Из определения об отказе в возбуждении административного дела от 20.06.2009 года следует, что 20 июня 2009 года водитель С.И.А. управляя транспортным средством - мотоциклом марки Бенелли Торнадо TRE 900, в 23 часа, и следуя по ул. 22 линия в районе дома 19 в г. Ростове-на-Дону, допустил наезд на препятствие, провал проезжей части, неогороженный, в результате чего мотоцикл получил механические повреждения. Из-за отсутствия вины С.И.А. в дорожном происшествии, в возбуждении дела об административном правонарушении по факту ДТП, - отказано. Схемой дорожного происшествия подтверждаются обстоятельства, при которых мотоциклу истца причинены механические повреждения.

Таким образом, суд считает, что на проезжей части по ул. 22 линия между ул. Мурлычева и ул. Налбандяна имелся провал проезжей части, который согласно справки о ДТП от 20.06.2009г., послужил причиной аварии.

Судом установлено и ответной стороной не опровергнуто, что провал, в нарушение схемы организации дорожного движения не был огражден и оборудован световыми сигналами.

Согласно письму ОГИБДД УВД по г. Ростову-на-Дону от 06.07.2009г., на основании постановления Мэра г. Ростова-на-Дону № 455 от 08.04.2005 г. «О разграничении управления собственностью г. Ростова-на-Дону» и постановления Мэра г. Ростова-на-Дону № 1091 от 20.10.2008г. «О реорганизации муниципальных учреждений», ответственным за содержание - устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, окрашивания и других дефектов) проезжей части дороги, в том числе и по адресу: ул. 22 линия, между ул. Мурлычева и ул. Налбандяна, является МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района» г.Ростова-на-Дону.

Представитель МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района» г.Ростова-на-Дону указывает, что в соответствии с Уставом МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района» создано для осуществления функций управления объектами дорожно-мостового хозяйства на территории Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, осуществления функций заказчика на выполнение работ в сфере управления, ремонта, содержания и эксплуатации объектов дорожно-мостового хозяйства Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, а также осуществления функций по ведению технического надзора. На основании бюджетного законодательства Учреждение является получателем бюджетных средств и в соответствии с этим статусом принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства в соответствии с их целевым назначением.. На момент ДТП, 26.06.2009 г., Управление автомобильных дорог Пролетарского района являлось заказчиком по муниципальному контракту на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Пролетарского района г. Ростова-на-Дону № 170 от 30.12.2008 г. Содержание автомобильных работ включает в себя: подметание городских дорог, ручную зачистку и мойку прилотковой части дорог, уборку тротуаров, уборку и мойку остановок общественного транспорта, площадок отдыха и остановок автомобилей, содержание искусственных сооружений на автомобильных дорогах, погрузку и вывоз мусора для утилизации на полигоны. Специалистом Управления автомобильных дорог Пролетарского района установлено, что в районе ДТП проходят подземные коммуникации ООО «ПО Водоканал», а в соответствии с п.4.15. Постановления Мэра города Ростова-на-Дону от 04.05.2009 № 314 «Владельцы подземных инженерных сетей несут ответственность за их техническое состояние, а также за техническое состояние дорожных и тротуарных покрытий, объектов благоустройства в охранных зонах своих подземных инженерных сетей в течение всего периода их эксплуатации. При обнаружении дефектов конструкции дорожного покрытия, связанных с эксплуатацией подземных инженерных сетей, организация, эксплуатирующая данные сети, обязана в пятидневный срок принять меры к их устранению. При обнаружении провалов над подземными инженерными сетями организация, эксплуатирующая данные сети, обязана незамедлительно принять меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей на участке провала».

Также МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района» г.Ростова-на-Дону ссылается на топографическую съемку, согласно которой провал находится в охранной зоне подземных коммуникаций, а именно: водопроводной линии. Согласно «Правил благоустройства города Ростова-на-Дону», принятых решением Ростовской-на-Дону городской думы от 29.08.2006 № 163 п.9.1. «Владельцы подземных коммуникаций обеспечивают их содержание в исправном состоянии, своевременное устранение аварийных ситуаций, возникающих в процессе эксплуатации подземных коммуникаций, регулярную уборку территории в охранных зонах подземных коммуникаций; несут ответственность за техническое состояние и ремонт коммуникаций и при обнаружении провалов над подземными коммуникациями незамедлительно принимают меры по обеспечению безопасности в районе провала и устранению деформации». В соответствии с п.4.15 "Организационно-правовой порядком прокладки и ремонта подземных инженерных сетей и благоустройства территории после выполнения работ по прокладке и ремонту подземных инженерных сетей в городе Ростове-на-Дону" владельцы подземных инженерных сетей несут ответственность за техническое состояние дорожных и тротуарных покрытий в течение всего срока их эксплуатации. Таким образом, по мнению представителя ответчика, законодательство напрямую обязывает владельцев сетей не только устранять деформации, но и незамедлительно принимать меры по обеспечению безопасности в районе провала.

Основываясь на вышеизложенном, МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района» г.Ростова-на-Дону, считает что причиной произошедшего ДТП явился не сам по себе провал, а не исполнение владельцем подземных коммуникаций обязанности по принятию мер по обеспечению безопасности в месте провала, а именно на ОАО «ПО Водоканал», поскольку других подземных коммуникаций согласно топосъемке в районе провала нет.

Суд критически оценивает доводы представителя МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района» г.Ростова-на-Дону, поскольку его ссылки на п. 4.15 Постановления Мэра г. Ростова-на-Дону от 04.05.2009г. № 314 «Об утверждении организационно-правового порядка прокладки и ремонта подземных инженерных сетей и благоустройства территории после выполнения работ по прокладке и ремонту подземных инженерных сетей в г. Ростове-на-Дону» несостоятельны, в виду того, что в соответствии со ст. 1 указанного Порядка им определяется организационно-правовые требования к прокладке и ремонту подземных инженерных сетей, а также к благоустройству территории после выполнения работ по прокладке, ремонту подземных инженерных сетей. В соответствии с п. 4.15 данного Порядка, при обнаружении дефектов конструкции дорожного покрытия, связанных с эксплуатацией подземных инженерных сетей, организация, эксплуатирующая данные сети, обязана в пятидневный срок принять меры к их устранению.

Исходя из указанной нормы, ОАО «ПО Водоканал» несет ответственность за дефекты конструкции дорожного покрытия только в том случае, если данные дефекты возникли в результате прокладки и ремонта подземных инженерных сетей, находящихся в аренде ОАО «ПО Водоканал». Таким образом, в том случае, если ОАО «ПО Водоканал» производит разрытие, которое влечет за собой разрушение части асфальтового покрытия проезжей части дороги или тротуара, то оно обязано после окончания работ произвести благоустройство (восстановление) данной части дорожного покрытия.

В силу п. 4.17 указанного Порядка, окончанием работ по прокладке, ремонту подземных инженерных сетей является благоустройство территории в зоне выполненных работ. Благоустройство территории подтверждается справкой, выданной МУ "УАД района" владельцу подземной инженерной сети, о благоустройстве территории после выполнения работ по прокладке, ремонту подземной инженерной сети. Основанием для выдачи справки является акт приемки-сдачи выполненных работ по прокладке, ремонту подземных инженерных сетей, подписанный представителями заказчика и подрядчика, МУ «УАД Пролетарского района», МУ «ДМИиБ Пролетарского района» (в случае, если работы велись на озелененной территории), а также справка специализированной организации о сборе, вывозе, утилизации или переработке грунта и строительных отходов.

В соответствии с п. 4.13 указанного Порядка, при производстве работ на проезжей части дорог, внутриквартальных проездах и тротуарах засыпка траншей и восстановление конструкции дорожной одежды выполняются под контролем МУ «УАД Пролетарского района», а на газонах и объектах озеленения - под контролем МУ «ДМИиБ Пролетарского района».

В силу ст. 2 Порядка, к подземным инженерным сетям относятся все подземные коммуникации, предназначенные для передачи энергоносителей и информации (тепловые сети, водопровод, хозяйственно-бытовая и дождевая канализация, газопровод, кабельные линии электроснабжения и связи), а также подземные сооружения, предназначенные для обслуживания подземных коммуникаций и осуществления других технологических процессов. В соответствии с требованиями Постановления Мэра г. Ростова-на-Дону от 04.05.2009г. № 314 «Об утверждении организационно-правового порядка прокладки и ремонта подземных инженерных сетей и благоустройства территории после выполнения работ по прокладке и ремонту подземных инженерных сетей в г. Ростове-на-Дону» работы по прокладке и ремонту коммуникаций должны производиться при условии получения необходимых разрешений на выполнение работ.

Согласно справок о количестве заявок, поступивших в диспетчерскую службу ОАО «ПО Водоканал», а также отсутствием разрешения на плановое и аварийное проведения работ на месте ДТП, прокладка подземных коммуникаций, а также ремонтные работы в месте ДТП ОАО «ПО Водоканал» не производились.

При таких обстоятельствах ответственность за ненадлежащее состояние участков дороги не может возлагаться на владельцев подземных коммуникаций, проходящих под дорожным покрытием в месте ДТП.

В соответствии с ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих. движение транспортных средств.

В разделе ГОСТа «Область применения» определено, что установленные стандартом требования (в том числе и к дорожным покрытиям) должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Помимо этого, в соответствии со ст. 13 ФЗ РФ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Оценивая заключение специалиста ООО «Ростовский экспертно-технический центр» от 29.07.2009 года, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, в котором указано, что стоимость затрат на восстановление транспортного средства с учетом износа составляет 72 216,12 руб., а без учета износа - 172 716,00 руб., суд приходит к выводу о том, что оно является относимым и допустимым доказательством по делу.

Вместе с тем, постановлением Правительства РФ № 263 от 7 мая 2003 г. утверждены «Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в соответствии с подп. "б" п. 63 которых:

Размер страховой выплаты в случае причинения вреда имуществу потерпевшего определяется:

в случае повреждения имущества потерпевшего - в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая (восстановительных расходов).

Восстановительные расходы оплачиваются исходя из средних сложившихся в соответствующем регионе цен. При определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах.

Положения данного нормативного документа о необходимости учета износа деталей полностью соответствуют требованиям ст.15 ГК РФ, поскольку позволяют потерпевшему восстановить свое нарушенное право в полном объеме путем приведения имущества в прежнее состояние, исключая неосновательное обогащение с его стороны.

Согласно данных заключения специалиста ООО «Ростовский экспертно-технический центр» № Ф-471 от 29.07.2009 года, расчетный износ ТС - 59,8 % л.д.28 об.).

Таким образом, оснований не учитывать процент износа ТС - у суда не имеется, вследствие чего фактический размер причиненного ущерба составляет 72216,12 руб. МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района» г.Ростова-на-Дону, как лицо виновное в причинении вреда, обязано возместить причиненные истцу убытки в размере 72 216, 12 руб.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В силу описанных выше обстоятельств настоящего дела и положений указанных норм законодательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования С.И.А. к МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района» г. Ростова-на-Дону, ОАО «ПО «Водоканал» о взыскании материального ущерба законны, обоснованны и подлежат удовлетворению частично в сумме 72 216,12 руб.

В остальной части исковые требования С.И.А. к МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района» г.Ростова-на-Дону, ОАО «ПО «Водоканал» о взыскании материального ущерба подлежат отклонению, как не основанные на действующем законодательстве.

В ходе рассмотрения настоящего дела по существу истцом были понесены расходы, которые по смыслу ст. 94 ГПК РФ следует относить к издержкам, связанным с рассмотрением дела, а именно расходы по оплате услуг специалиста, которые подлежат взысканию с ответной стороны в пользу истца пропорциональной удовлетворенной части исковых требований в сумме 254,36 руб.

Согласно ст.103 ГПК РФ, госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, должна быть взыскана с ответчика в доход государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В силу этого с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина в сумме 2366,50 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования С.И.А. к МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района» г.Ростова-на-Дону, ОАО «ПО «Водоканал» о взыскании материального ущерба - удовлетворить частично.

Взыскать с МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района» г.Ростова-на-Дону в пользу С.И.А. возмещение ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием 20 июня 2009 года, в размере 72 216,12 руб., возмещение судебных расходов по оплате услуг специалиста в сумме 1254,36 руб., а всего 73 470,48 руб.

В удовлетворении остальной части требований исковых требований С.И.А. - отказать.

Взыскать с МУ «Управление автомобильных дорог Пролетарского района» г.Ростова-на-Дону в доход государства госпошлину в сумме 2366,50 руб.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме 07.06.2010 г.

Судья: