Дело № 2-1826/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2010 года г.Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе председательствующего судьи Шведенко М.В.,
при секретаре Чебанян Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леоновой Светланы Анатольевны к ГУ УПФ РФ в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону о назначении льготной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Леонова С.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Пролетарском районе об обязании назначить ей трудовую пенсию по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения согласно ст.28 п.1 пп.11 Закона РФ №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г.
В обоснование своих требований Леонова С.А. указывает на то, что обратилась в Управление пенсионного фонда в Пролетарском районе г.Ростова- на-Дону о назначении пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения согласно ст.28 п.1 пп.11 Закона РФ №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. Протоколом заседания комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан № 98 от 20.04.10 г. истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия требуемого 30-летнего медицинского стажа.
По мнению ответчика, периодами работы, которые не могут быть включены в медицинский стаж являются:
Мартыновская райбольница:
С 03.04.1980 г. по 01.04.1981г. - заведующая фельдшерским пунктом - так как наименование должности и учреждения не поименовано соответствующими списками 1 год 2 месяца 28 дней;
Городская больница скорой помощи №2:
С 15.09.1986г. по 15.10.1986г. - фельдшер - курсы повышения квалификации, как не связанные с выполнением должностных обязанностей - 1 месяц 1 день;
С 02.03.1992 г. по 14.04.1992 г. - фельдшер - курсы повышения квалификации, как не связанные с выполнением должностных обязанностей - 1 месяц 13 дней;
С 13.01.1998 г. по 01.03.1998 г. - фельдшер - курсы повышения квалификации, как не связанные с выполнением должностных обязанностей - 1 месяц 19 дней;
С 14.01.2003 г. по 28.02.2003 г. - фельдшер - курсы повышения квалификации, как не связанные с выполнением должностных обязанностей - 1 месяц 15 дней.
Городская больница скорой помощи
С 17.01.2008 по 05.03.2008 - фельдшер - не выработана полная тарифная ставка (0,25) 1 месяц 19 дней
Итого стажа: 1 год 8 месяцев 16 дней.
Считая данное решение незаконным и необоснованным Леонова С.А. обратилась в суд и с учетом уточнения просит признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 98 от 20.04.2010 г. ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону об отказе Леоновой Светланы Анатольевны в назначении досрочной пенсии по старости.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону включить в специальный стаж работы Леоновой Светланы Анатольевны, дающей право на досрочное назначение пенсии, периоды работы:
Мартыновская райбольница с 03.04.1980 г. по 01.04.1981 г. в должности заведующей фельдшерским пунктом;
Городская больница скорой помощи № 2, фельдшер, периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
с 15.09.1986 г. по 15.10.1986 г., с 03.03.1992 г. по 14.04.1992 г., с 13.01.1998 г. по 01.03.1998 г., с 14.01.2003 г. по 28.02.2003 г.;
Городская больница скорой помощи, фельдшер, период нахождения на курсах повышения квалификации: с 17.01.2008 г. по 05.03.2008 г.
назначить Леоновой Светлане Анатольевне досрочно и выплачивать пенсию по старости с момента обращения, то есть с 04.03.2010 г.
Истец Леонова С.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие; дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ, с участием ее представителя Гуриной О.В., действующей на основании доверенности, которая поддержала исковые требования, подтвердила обстоятельства, изложенные выше, пояснив, что на момент обращения за назначением пенсии у истицы имелся медицинский стаж необходимый для ее назначения.
Представитель ГУ УПФ РФ в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону Латиенко В.Б. с требованиями Леоновой С.А. не согласился, пояснив, что решение комиссии было правомерным, так как на момент обращения за назначением пенсии Леонова С.А. не имела достаточного стажа, необходимого для назначения пенсии, поскольку в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 отсутствует норма о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации, как и в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, регулирующих общие вопросы исчисления периодов деятельности отдельных категорий работников, которым предоставляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Выслушав лиц, участвующих в дела, рассмотрев в материалы дела, суд находит, что требования Леоновой С.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что 20 апреля 2010 года Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону» в досрочном назначении истице трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», отказано из-за отсутствия требуемого 30-летнего медицинского стажа л.д.7-9).
По результатам рассмотрения составлен протокол № 98, согласно которому комиссией не учтено право истицы на расчет стажа работы в льготном исчислении, так как необходимым условием для включения периода работы в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения является соответствие списку, как занимаемой должности, так и учреждения, в которых работал заявитель.
Так, истице не засчитаны следующие периоды ее работы:
Мартыновская райбольница с 03.04.1980 г. по 01.04.1981 г. в должности заведующей фельдшерским пунктом;
Городская больница скорой помощи № 2, фельдшер, периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
с 15.09.1986 г. по 15.10.1986 г., с 03.03.1992 г. по 14.04.1992 г., с 13.01.1998 г. по 01.03.1998 г., с 14.01.2003 г. по 28.02.2003 г.;
Городская больница скорой помощи, фельдшер, период нахождения на курсах повышения квалификации: с 17.01.2008 г. по 05.03.2008 г.
Рассматривая требования Леоновой С.А. о признании незаконными действий УПФ по отказу в расчете стажа работы в льготном исчислении, суд находит их подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991г. № 464 установлены правила исчисления выслуги для отдельных категорий медицинских работников, в соответствии с которыми, врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам анастезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии один год работы в этих должностях засчитывается в выслугу лет за 1 год 6 месяцев.
Из изложенного следует, что период работы заведующей фельдшерским пунктом с 03.04.1980 г. по 01.04.1981 г. в Мартыновской райбольнице подлежит включению в стаж, дающий право на расчет стажа в льготном исчислении, как относящийся к среднему медицинскому персоналу.
Как видно из трудовой книжки, должностных обязанностей и предоставленных справок, должность, в которой проработала истец в оспариваемый период, её наименование, должностные и профессиональные обязанности, а также суть выполняемой ею работы оставались неизменными.
Функции, выполняемые в фельдшерском пункте Мартыновской райбольницы аналогичны функциям, выполняемым в фельдшерско-акушерском пункте, либо фельдшерском здравпункте, и, как следствие можно говорить о тождестве наименований вышеперечисленных медицинских учреждений.
Комиссией ГУ УПФ РФ в Пролетарском районе гор. Ростова-на-Дону истцу отказано в начислении стажа за периоды учебы на курсах повышения квалификации.
Следует отметить, что в непрерывный трудовой стаж, помимо работы, засчитываются также некоторые периоды, в течение которых работник фактически не работал, но выполнял другие трудовые обязанности. К числу таких периодов относятся:
служба в силовых ведомствах (как по призыву, так и по контракту). Причем такие периоды включаются в непрерывный стаж и в том случае, когда после увольнения работник поступил на учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение (в том числе на подготовительное отделение), в аспирантуру и т.п.;
время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывания в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;
время обучения в учреждениях профессионального образования, а также на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров, если направлению на курсы или в школу непосредственно предшествовала работа в качестве рабочего или служащего либо поступлению на эти курсы или в школу предшествовала служба в силовых ведомствах.
Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения заявителя на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 7 и 14 июня 2006 г.).
Что касается требований о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 98 от 20.04.2010 г. ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону об отказе Леоновой Светланы Анатольевны в назначении досрочной пенсии по старости, суд находит их также подлежащими удовлетворению.
Так, с 1 января 2002 г. трудовые пенсии назначаются в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Законом для медицинских работников сделано исключение, и они могут получать государственную пенсию досрочно.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Закона независимо от возраста назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.
Наряду с условиями досрочного назначения пенсии, отраженными подпункте 11 пункта 1 статьи 28 Закона, пункт 3 данной статьи предусматривает, что досрочное назначение пенсии осуществляется при условии занятости в тех должностях и учреждениях, которые установлены определенными списками с учетом правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утверждаемыми Правительством РФ.
В настоящий момент при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии медицинским и иным работникам, занятым охраной здоровья населения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Закона применяется Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, которым утверждены:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (далее - Список от 29.10.2002);
- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (далее - Правила от 29.10.2002 N 781).
Периоды работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, засчитываются в стаж работ с правом на досрочную пенсию в календарном порядке.
Пунктом 5 Правил от 29.10.2002 N 781 право на исчисление периодов работы с применением льготного порядка предоставлено:
1) врачам и среднему медицинскому персоналу, указанному в Списке от 29.10.2002, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях как в городе, так и в сельской местности (поселках городского типа).
В такой ситуации досрочное назначение пенсии осуществляется по нормам, установленным для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городах, т.е. при наличии 30 лет занятости на таких работах. При этом им один год работы, приходящийся на работу в сельской местности (поселках городского типа), считается за один год и 3 месяца.
Между тем, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Закона, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
2) врачам и среднему медицинскому персоналу, указанному в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, как 1 год и 6 месяцев, который прилагается к Правилам от 29.10.2002 N 781 (далее - Перечень от 29.10.2002).
Также данная льгота применяется к медицинскому персоналу, работающему в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в п. п. 1 - 3 Перечня от 29.10.2002, и в организациях (структурных подразделениях), указанных в п. 6 Правил от 29.10.2002.
Указанным лицам 1 год работы считается за 1 год и 6 месяцев.
Комиссия посчитала, что Правилами строго очерчен круг периодов, включаемых в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наряду с работой, обусловленной выполнением трудовых обязанностей по характеру и условиям труда соответствующим занимаемой должности, на которую принят работник. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в указанных Правилах (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 № 381), в связи с чем отказала во включении в специальный льготный стаж спорных периодов.
Данный отказ в назначении пенсии, по мнению суда, являлся необоснованным. Незаконным является не включение в стаж для назначения истцу указанной пенсии периодов с 03.04.1980 г. по 01.04.1981 г. в Мартыновской райбольнице в должности заведующей фельдшерским пунктом; городская больница скорой помощи № 2, фельдшер, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 15.09.1986 г. по 15.10.1986 г., с 03.03.1992 г. по 14.04.1992 г., с 13.01.1998 г. по 01.03.1998 г., с 14.01.2003 г. по 28.02.2003 г.; городская больница скорой помощи, фельдшер, период нахождения на курсах повышения квалификации: с 17.01.2008 г. по 05.03.2008 г.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, трудовой книжкой, должностной инструкцией.
Во всех случаях обязательным условием для приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является наличие у застрахованного лица стажа на соответствующих видах работ, предусмотренных ст. ст. 27, 28 Закона.
Стаж на этих работах, с учетом которого граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах в профессиях и должностях или на отдельных видах работ, предусмотренных соответствующими Списками.
Право на досрочное назначение пенсии по старости обусловлено особым характером труда и приобретается при наличии страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, продолжительность которого определена в ст. ст. 27, 28 ФЗ-173 от 17.12.2001 г.
Назначение пенсии носит заявительный характер независимо от правового статуса гражданина.
Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.
При этом не исключается подача заявления о назначении пенсии по старости в территориальный орган ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина.
Трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом пенсионного обеспечения соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Исходя из п. 1 ст. 18 и ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
Пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии, только за тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении трудовой пенсии.
В силу п. 7 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. граждане вправе оспорить решения пенсионного органа в суде.
Верховный Суд РФ дал следующие разъяснения по применению пенсионного законодательства:
«Дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об отказе в установлении трудовой пенсии рассматриваются судом в порядке искового производства. Требования граждан о назначении трудовой пенсии по старости досрочно представляют собой иски о признании права на пенсию.
Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.
Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию, и на дату возникновения этого права.
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии.
Вместе с тем п. 1 ст. 19 вышеуказанного Федерального закона установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Следовательно, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.»
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным определить дату, с которой истец имеет право на назначение и получение досрочной пенсии по старости.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования Леоновой С.А.подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Леоновой Светланы Анатольевны к ГУ УПФ РФ в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону о назначении льготной пенсии - удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 98 от 20.04.2010 г. ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону об отказе Леоновой Светланы Анатольевны в назначении досрочной пенсии по старости.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону включить в специальный стаж работы Леоновой Светланы Анатольевны, дающей право на досрочное назначение пенсии, периоды работы:
Мартыновская райбольница с 03.04.1980 г. по 01.04.1981 г. в должности заведующей фельдшерским пунктом;
Городская больница скорой помощи № 2, фельдшер, периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
с 15.09.1986 г. по 15.10.1986 г., с 03.03.1992 г. по 14.04.1992 г., с 13.01.1998 г. по 01.03.1998 г., с 14.01.2003 г. по 28.02.2003 г.;
Городская больница скорой помощи, фельдшер, период нахождения на курсах повышения квалификации: с 17.01.2008 г. по 05.03.2008 г.
назначить Леоновой Светлане Анатольевне досрочно и выплачивать пенсию по старости с момента обращения, то есть с 04.03.2010 г.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме 20.09.2010 г.
Судья: