решение о признании договора страхования недействительным



Решение

Именем Российской Федерации

28 октября 2010 года

Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе председательствующего судьи Мельситовой И.Н.

при секретаре Ковачевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «Военно-страховая компания» к Оганесян Аркадию Багатуровичу о признании договора страхования недействительным

Установил:

В суд обратилась ОАО «Военно-страховая компания» с иском к Оганесян Аркадию Багатуровичу о признании договора страхования недействительным, указывая, что 26 июня 2009 года между Ростовским филиалом ОАО «ВСК» и Оганесян А.Б. был заключен комбинированный договор личного и имущественного страхования № Номер обезличен. Данный договор был заключен в соответствии с Правилами № Номер обезличен Комплексного ипотечного страхования от 03 августа 2007 года, которые являются неотъемлемой частью договора страхования.

Вышеуказанный договор страхования заключен в том числе и на предмет страхования от несчастных случаев и болезней Застрахованного лица, на срок с 26 июня 2009 года по 25 июня 2010 года. Застрахованным по договору является Оганесян Аркадий Багатурович.

При заключении договора страхования Оганесян А.А. составлялась анкета от 24 января 2008 года, которая по существу является запросом страховщика в целях определения страхового риска и оформляется на основании и в полном соответствии с представленными страхователем (застрахованным) сведениями.

Все изложенные страхователем сведения а анкете -заявлении от 24 января 2008 года явлюсь существенными для заключения договора. На основании предоставленных Оганесян А.Б. сведений о его здоровье, на момент заключения договора, страховщик сделал вывод, что общее состояние его здоровья оценивается как хорошее, каким-либо заболеванием он не страдает, инвалидность не установлена.

С приведенным выше условием и вопросами о наличии заболеваний Оганисян А.Б. ознакомился, согласился, ответил на них отрицательно, подтвердил, что все указанные сведения соответствуют действительности, заполнены верно и буду являться частью Договора страхования, что подтверждено и удостоверено его подписью. Каких либо дополнений и замечаний Оганесян А.Б. не заявлял, письменно не указал.

13 июля 2010 года Оганесян А.Б. обратился в ОАО «ВСК» с заявлением на выплату страхового возмещения в связи с происшедшим 12 апреля 2010 года. Страховым случаем - .... Вместе с указанным заявлением Оганесян А.Б. представил справку Номер обезличен, в соответствии с которой 12 апреля 2010 года ..., а также выписку из истории болезни, выданной ...

В процессе рассмотрения и принятия решения по данному страховому случаю ОАО «ВСК» направлен запрос в адрес ...

В ответ на запрос было получено письмо от ... от 23 июля 2010 года № Номер обезличен в котором указывалось, что Оганесян А.Б.. с 2002 года по 2010 год филиалом ..., о чем не сообщил страховщику в нарушении ст. 945 ГК РФ.

Таким образом Оганесян А.Б. не мог не знать о наличии у него заболевания.

В следствие этого, страховщик не провел медицинское обследование застрахованного для оценки фактического состояния здоровья.

При таких обстоятельствах заключение договора, оценка страхового риска и страховой премии с страховой суммы производилось исходя из сообщенных Оганисян А.Б. сведений о состоянии здоровья и презумпции добросовестности страхователя.

Оганесян А.Б. на момент заключения договора страхования знал о своем неудовлетворительном состоянии здоровья и обманным путем заключил с обществом спорный договор, который в силу ст. 179 п.1 ГК РФ является недействительной сделкой.

Указывая на изложенное, истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просил признать договор ипотечного страхования, заключенный между Оганесян А.Б. и Ростовским филиалом ОАО «ВСК» 26 июня 2009 года недействительным и взыскать с ответчика судебные расходы.

В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования, подтвердила обстоятельства изложенные выше и просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела. суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

Таким образом, законом предусмотрена возможность признания недействительной сделки заключенной с искажением действительной воли стороны, вступающей в сделку, которая необходима для признания сделки действительной. Поэтому, независимо от причин такого искажения воли, сделка должна быть признана недействительной, и ГК предусматривает единые последствия недействительности таких сделок.

Применительно к сделкам, совершенным под влиянием обмана, насилия и угрозы, не имеет значения, от кого исходили такие действия: от контрагента по сделке или от третьих лиц, действующих в его интересах или заинтересованных в совершении сделки.

Обман представляет собой умышленное введение другой стороны в заблуждение с целью вступить в сделку. Обман может относиться как к элементам самой сделки, так и к обстоятельствам, находящимся за ее пределами, в т.ч. к мотивам, если они имели значение для формирования воли участника сделки. Обманные действия могут совершаться в активной форме или же состоять в бездействии (умышленное умолчание о фактах, могущих воспрепятствовать совершению сделки).

При заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.

Существенными признаются, во всяком случае, обстоятельства, определенно оговоренные в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе (п. 1 ст. 944 ГК).

Обстоятельствами, имеющими существенное значение для определения страхового риска, принято считать те обстоятельства, которые могут повлиять на решение страховщика заключить договор страхования или нет и на каких условиях.

Статья 944 ГК, устанавливая данную обязанность страхователя, направлена в первую очередь на защиту интересов страховщика.

Однако если лицо, желающее заключить договор страхования, не исполнит данной обязанности, то страховщик вправе либо отказаться от заключения договора (даже если договор носит публичный характер), либо, если договор будет заключен и этот факт выяснится позже, использовать данное обстоятельство для защиты своих интересов. В результате обязанность страхователя при заключении договора (преддоговорная обязанность) оказывает влияние на договорное обязательство страховщика.

Статья 944 ГК устанавливает обязанность страхователя по предоставлению страховщику информации, необходимой последнему для решения вопроса о степени риска, который ему предлагается застраховать. Такая информация необходима страховщику для оценки этого риска и решения вопроса, заключать или не заключать данный договор, а если заключать, то на каких условиях.

Представление данной информации необходимо для того, чтобы страховщик смог сформировать свои собственные представления о страховом риске и условиях его страхования. На основе этих представлений страховщик будет вырабатывать совместно со страхователем условия будущего договора страхования.

Характеризуя данную обязанность страхователя, можно отметить следующее.

Во-первых, на страхователя возлагается обязанность сообщать страховщику обстоятельства, имеющие существенное значение, применительно к двум факторам: 1) вероятности наступления страхового случая; 2) размеру возможных убытков от наступления страхового случая. Обязанности представления сведений, относящихся к каким-либо другим элементам и условиям страхования, ст. 944 ГК не устанавливает.

Как следует из материалов дела при заключении договора страхования страхователю было предложено заполнить анкету, в том числе графу состояние здоровья, в которой Оганесян А.Б. указал. Что на учете и лечении в лечебном учреждении не состоит заболеваний не имеет.

13 июля 2010 года Оганесян А.Б. обратился в ОАО «ВСК» с заявлением на выплату страхового возмещения в связи с происшедшим 12 апреля 2010 года. Страховым случаем - .... Вместе с указанным заявлением Оганесян А.Б. представил справку Номер обезличен, а также выписку из истории болезни, выданной ...

В процессе рассмотрения и принятия решения по данному страховому случаю ОАО «ВСК» направлен запрос в адрес ... с целью истребования копии направления на МСЭ.

В ответ на запрос было получено письмо от ... от 23 июля 2010 года Номер обезличен в котором указывалось, что Оганесян А.Б.. с 2002 года по 2010 год филиалом ..., о чем не сообщил страховщику в нарушении ст. 945 ГК РФ.

Кроме того как видно из представленных документов Оганесян А.Б. состоял на учете ..., проходил периодические обследования и курсы лечения с 2002 года ..., в связи с чем не мог не знать о наличии у него данных заболеваний, между тем в анкете указал ложные сведения, которые повлияли на волеизъявление страхователя по заключению договора и формированию его условий.

Пункт 3 ст. 944 ГК предусматривает, что если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об указанных обстоятельствах, то страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных п. 2 ст. 179 ГК.

Понятие "сообщение заведомо ложных сведений" означает умышленное введение страховщика в заблуждение путем представления ему информации, не соответствующей действительной как в части отсутствия или наличия определенных обстоятельств, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков, так и в части их реального состояния.

В соответствии со ст. 179 ГК такой договор страхования признается "сделкой, совершенной под влиянием обмана". Данная сделка относится к разряду оспоримых, т.е. она признается недействительной в силу ее признания таковой судом (ст. 166 ГК).

Требовать признания договора недействительным страховщик может как до, так и после наступления страхового случая.

Учитывая изложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Комбинированный договор личного и имущественного страхования Номер обезличен, заключенный между ОАО «Военно-страховая компания» в лице Ростовского филиала ОАО «ВСК» и Оганесян Аркадием Багатуровичем 26 июня 2009 года признать недействительным.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней с момента составления решения суда в окончательной форме - 1 ноября 2010 года.

Судья:

В порядке ст. 199 ГПК РФ

Решение

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

28 октября 2010 года

Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе председательствующего судьи Мельситовой И.Н.

при секретаре Ковачевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «Военно-страховая компания» к Оганесян Аркадию Багатуровичу о признании договора страхования недействительным

руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Комбинированный договор личного и имущественного страхования Номер обезличен, заключенный между ОАО «Военно-страховая компания» в лице Ростовского филиала ОАО «ВСК» и Оганесян Аркадием Багатуровичем 26 июня 2009 года признать недействительным.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней с момента составления решения суда в окончательной форме - 1 ноября 2010 года.

Судья: