Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2-2741
14 сентября 2010г.
Районный суд Пролетарского района г. Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего Галицкой В.А.
При секретаре Ерошенковой И.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Северо - Кавказского УВДТ МВД России на действия судебного пристава - исполнителя, о признании действий судебного пристава-исполнителя Пролетарского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП по РО,
УСТА Н О В И Л:
Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что 10 августа 2010 года в адрес Северо-Кавказского УВДТ МВД России из Пролетарского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП по РО поступило Постановление о возбуждении исполнительного производства от ... года, согласно которому на Северо-Кавказское УВДТ МВД России возлагается обязанность перечислить сумму в размере 8 000 руб. (восьми тысяч рублей) на расчетный счет отдела судебных приставов по исполнительному производству .... Согласно пункту 6 Положения о Северо-Кавказском управлении внутренних дел на транспорте, Управление является юридическим лицом, в гражданско-правовых отношениях участвует в форме государственного (бюджетного) учреждения. Вместе с тем п. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, при решении вопроса о том, в каком порядке и каким органом осуществляется исполнение указанных требований, необходимо руководствоваться нормами бюджетного законодательства, а именно п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ. Указанная статья предусматривает, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом России на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 1 ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Исполнение требований исполнительных листов судебных органов по денежным обязательствам бюджетных учреждений не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Постановление о возбуждении исполнительного производства от ... года судебного пристава-исполнителя Пролетарского районного отдела судебных приставов г.Ростова-на-Дону УФССП по РО Бастанжиян С.С., поступившее в адрес Северо-Кавказского УВДТ МВД России 10 августа 2010 года, вынесено незаконно и подлежит отмене.
Согласно статье 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (части 2 статьи 441 ГПК РФ) жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления. Вместе с тем, согласно той же статьи лицом, жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления. О вынесении Постановления о возбуждении исполнительного производства от 05 июля 2010 года Северо-Кавказское УВДТ МВД России узнало 10 августа 2010 года - в день поступления его нарочным в адрес Управления. Следовательно, 10-тидневный срок на подачу соответствующей жалобы для Управления пропущен по уважительной причине и должен исчисляться с 11 августа 2010 года в соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса РФ.
В судебном заседании представитель заявителя Туряница Д.А. требования заявления поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Бастанжиян С.С. против жалобы возражал, пояснил суду, что возбудил правомерно исполнительное производство, так как не было данных о том, что взыскание направлено на бюджетные средства, после получения данных он прекратил исполнительное производство и сообщил взыскателю порядок исполнения судебного акта.
Хаджуков М.Х. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявления не подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, 02.07.2010 в Пролетарский районный отдел на исполнение поступил исполнительный лист ... от ... Адыге-Хабльского районного суда КЧР, о взыскании задолженности в размере 8 000 руб. в отношении должника: Северо-Кавказского УВД на транспорте МВД России в пользу взыскателя: Хаджукова М. Х.
Исполнительный документ соответствовал требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, указанным в ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве», и срок предъявления исполнительного документа к исполнению не истек, в связи с чем ...г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства ... л.д. 6).
Судебный пристав - исполнитель Пролетарского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП РФ по РО установил, что в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ не подлежит исполнению службой судебных приставов, о чем составил акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю л.д. 24). 27.08.2010г. исполнительное производство ...СД окончено в соответствии с п. 3 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с невозможностью взыскания, одновременно с разъяснением взыскателю, что в соответствии со ст. 242.3 Бюджетного Кодекса РФ исполнительный документ подлежит исполнению органом казначейства по месту открытия счетов л.д. 23).
О вынесении Постановления о возбуждении исполнительного производства от 05 июля 2010 года Северо-Кавказское УВДТ МВД России узнало 10 августа 2010 года, поэтому 10-тидневный срок на подачу соответствующей жалобы для заявителя пропущен по уважительной причине и должен исчисляться с 11 августа 2010 года в соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса РФ.
Из материалов дела усматривается, что исполнительное производство возбуждено в соответствии со ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве».
В своей жалобе Северо-Кавказское УВД на транспорте МВД России ссылаясь на п. 6 Положения о Северо-Кавказском управлении внутренних дел на транспорте, указывает, что Управление является юридическим лицом, в гражданско-правовых отношениях участвует в форме государственного (бюджетного) учреждения. Судом принят довод заинтересованного лица, что в момент возбуждения исполнительного производства данный факт приставу не был известен и данное обстоятельство он установил после возбуждения исполнительного производства.
Для выяснения данного обстоятельства после возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направил запрос в налоговый орган о виде организационно-правовой формы учреждения и о наличии у должника счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях.
В соответствии с ч.2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при отсутствии у должника счетов в Банке России или кредитных учреждениях, а также отсутствии (недостаточности) на них денежных средств исполнительные документы подлежат возврату взыскателям по основаниям подпункта 4 пункта 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительные производства оканчиваются в соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст.47 указанного Закона.
Применительно к бюджетным организациям порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местного бюджета по обязательствам бюджетного учреждения, регулируется главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ. Статья 1Федерального Закона «Об исполнительном производстве» устанавливает правило, согласно которому порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливается бюджетным законодательством РФ. В то же время нормы Бюджетного кодекса РФ содержат прямые отсылки к законодательству об исполнительном производстве.
Согласно п. 12 ст. 242.4 и п. 12 ст. 242.5 Бюджетного Кодекса РФ служба судебных приставов вправе вмешиваться в процесс принудительного исполнения, если должником является бюджетное учреждение в том случае, если бюджетное учреждение имеет счета в учреждениях Банка России или в кредитной организации. В этом случае исполнение исполнительного документа производится по общим правилам исполнительного производства.
Исполнение судебных актов о взыскании денежных средств с получателей бюджетных средств производится органами, осуществляющими открытие и ведение лицевых счетов бюджетополучателей для учета средств соответствующего бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (ст. 242.3, ст. 242.4, ст. 242.5 БК, письмо Минфина России от 23.10.2006 N 08-04-14/4519 «Об исполнении судебных решений по обращениям взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ». Порядок исполнения судебных актов регламентирован гл. 24.1 БК РФ. Согласно ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Бюджетное учреждение должно доказывать правомерность исполнения судебного решения за счет выделенных ему бюджетных средств, документально подтверждая возникновение задолженности в результате осуществления заданий собственника. При этом БК РФ не исключается право взыскателя предъявить соответствующий исполнительный документ в службу судебных приставов для исполнения в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" в тех случаях, когда должнику - бюджетному учреждению открыты счета в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации (ч. 13 ст. 242.3, ч. 12 ст. 242.4, ч. 12 ст. 242.5), что подтверждено Постановлением Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. №23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Основания отказа в возбуждении исполнительного производства предусмотрены ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве», пункт 8 предусматривает, что СПИ выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством РФ не подлежит исполнению ФССП России.
Судебный пристав - исполнитель не издал постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, так как не было сведений, что должник бюджетная организация и не было сведений отсутствия у организации расчетных счетов в коммерческих организациях. Частью 2 ст 1 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством РФ. Указанное правило включено в п. 2 ст. 1 Закона 1997 г. об исполнительном производстве Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. № 197-ФЗ, которым одновременно в БК РФ введена гл. 24.1 "Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", а также внесены другие изменения в данный Кодекс, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы исполнения судебных актов по искам к казне России, казне субъектов РФ, казне муниципальных образований, по искам к органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Таким образом, суд приходит к выводу, что фактически исполнительное производство окончено возвращением взыскателю исполнительного документа, поэтому права Северо - Кавказского УВДТ МВД России не были нарушены.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.194- 197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В жалобе Северо - Кавказского УВДТ МВД России на действия судебного пристава - исполнителя Пролетарского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП по РО Бастанжиян С.С. по возбуждению исполнительного производства ... отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростоблсуд через суд Пролетарского района г. Ростова-на-Дону в 10 дневный срок.
Председательствующий: В.А. Галицкая