Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2010г.
Районный суд Пролетарского района г. Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего Галицкой В.А.
При секретаре Ерошенковой И.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Скоробогатовой Светланы Алексеевны к ООО «Ростоврегионгаз» об оспаривании незаконных действий по отключению газа,
УСТА Н О В И Л:
Истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением к ООО «Ростоврегионгаз», ссылаясь на то, что 01.10.1996года было произведено подключение газа в домовладение истца. Был установлен прибор учёта газа - счётчик 002487111, производства Франции, срок гарантии у которого двадцать лет. Установка приборов была зафиксирована в паспорте на газовое оборудование работником ОАО «Ростовгоргаз». Гарантийный талон на прибор учёта газа был изъят работниками газовой кампании. 23.01.1997года между истцом и ОАО «Ростовгоргаз» был заключен договор на поставку природного газа. С 2006г начисления по оплате за газ производятся без учётов прибора газа по нормам потребления.
В июле 2010 г. истцом было получено письменное уведомление об одностороннем приостановлении ООО "Ростовгоргаз" исполнения обязательств по поставке газа с 27 июля 2010года и был указан долг по оплате за газ на 1 июня 2010года в сумме 21241,98 рублей.
Истец считает, что гарантийный срок эксплуатации счётчика ещё не истёк, так как счетчик имеет 20 лет гарантии и ООО "Ростовгоргаз" не сообщил истцу письменно о том, что расчет за газ будет производиться по нормам потребления, а также о необходимости осуществить поверку счетчика. ООО " Ростоврегионгаз" были нарушены пункты №2, 8 (Ж), 9(3 и И), 16 (Д), 22, 31 в постановлении № 549 от 21.07.08г.
Истец уточнил требования иска и просил: обязать ответчика подключить газ, так как начинается отопительный сезон и признать незаконным начисление суммы 21 340 руб., взыскать с ООО «Ростоврегионгаз» убытки 6940 руб. и моральный вред 50 000 руб.
В судебном заседании истец уточненные требования иска поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Коновалова Э.В. против иска возражала, пояснив суду, что истец обязан проводить поверку приборов учета газа, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обеспечении единства измерений».
Согласно п.45 Постановления Правительства № 549 от 21.07.2008г., Поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в следующих случаях:
в) неоплата или неполная оплата потребленного газа в течение 3 расчетных периодов подряд;
е) отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией.
У Скоробогатовой С.А., проживающей по адресу: ..., л/счет ..., задолженность за потребленный газ на 27.07.2010г. составила 21167,32 руб., начисления производились по установленным нормативам потребления с 01.05.2007г., в связи с долгом. 27.07.2010г. дом был отключен от сети газоснабжения.
Кроме того, в этой связи необходимо также учитывать, что ООО «Ростоврегионгаз» осуществляет деятельность, регулируемую государством.
Вышеперечисленные нормативные акты однозначно устанавливают обязанность собственников приборов учета газа осуществлять в установленные сроки их поверку.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что 01.10.1996года было произведено подключение газа в домовладении по адресу: ... ...,, ..., принадлежащем истцу. Как пояснил истец в домовладении был установлен прибор учёта газа - счётчик ..., производства Франции. Скоробогатова С.А. производила оплату за потребленный газ согласно учета счетчика. Из представленной ответчиком истории расчетов лицевого счета ... за период с июля 2006г. по сентябрь 2010 г. истец производил оплату за газ согласно счетчика : 26 августа 2006г., 09 января 2007г., 09 января 2008г., 25 ноября 2009г., 27 июля 2009г., 29 сентября 2009г., 03 декабря 2009г., 28 января 2010 г., 19 февраля 2010 г., 02 марта 2010г., 29 марта 2010г., 06 мая 2010г., 04 июня 2010г., 30 июля 2010г., 30 августа 2010г. л.д. 19-22).
Ответчик посчитал, что срок поверки счетчика наступил и начислил долг за газ по нормам потребления. В адрес истца стали поступать квитанции на оплату за газ по нормам потребления с указанием долга, однако Скоробогатова С.А. производила оплату за газ по показаниям счетчика, так как считала, что срок поверки счетчика еще не наступил, так как его срок гарантии 20 лет.
Суд считает, что в данном случае оплата должна происходить по показаниям счетчика, так как поверка его произведена, нарушений в его показаниях не установлено
В соответствии с п.1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающей ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация fro характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (в том числе энергоснабжение).
Согласно п.2 ст. 426 ГК РФ цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Законом регламентировано, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. По истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет установить отсутствие прибора учета исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При этом в силу пункта 32 Правил в период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления холодной воды, горячей воды, отведенных бытовых стоков, электрической энергии, газа и тепловой энергии для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем отведенных бытовых стоков, определенные по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.
Согласно ст. 13 «Об обеспечении единства измерений» установлено, что 1. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
2. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
3. Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии.
4. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке.
5. Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
6. Сведения о результатах поверки средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими поверку средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
7. Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке.
Типовыми договорами предусмотрено, что при отсутствии прибора газа, его неисправности, несвоевременной передаче показаний с прибора учета, нарушении установленного срока поверки, использования прибора учета, не включенного в Государственный реестр средств измерений, отсутствии или нарушении пломбы ООО «Ростоврегионгаз», расход газа определяется по утвержденным в установленном порядке нормам потребления.
Суд приходит к выводу, что каждый гражданин-абонент самостоятельно выбирает для себя порядок и способ оплаты за природный газ с использованием приборов учета газа или без них (по нормам потребления).
Гражданин, пожелавший производить оплату за природный газ в соответствии с приборами учета газа, самостоятельно за свой приобретает бытовой газовый счетчик, который устанавливается и опломбируется газовой службой.
Суду представлена фотография газового счетчика, установленного истцом, из которой видно, что данный счетчик производства Франции л.д. 23). Дата первичной поверки счетчика и межповерочный интервал - 20 лет. По истечении межповерочного интервала счетчик- должен быть поверен по ГОСТ 8.324«ГСИ Счетчики газа. Методы и средства поверки» или по ЭРГП.407269.00 И1 «Методика поверки».
18 октября 2010 г. истец произвел поверку счетчика, который находится в нормальном состоянии, очередной поверочный интервал установлен до 18 октября 2020 г. л.д. 36).
Порядок проведения поверки средств измерений принят приказом Госстандарта России от 13.07.1994 г. № 125, зарегистрированным Минюстом России 21.07.1994 г. № 640.
Правоотношения между участниками в сфере газоснабжения регулируются нормами Гражданского,: кодекса РФ, Законом РФ от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Правилами учета газа, утвержденными Минтопэнерго РФ 14.10.1996 г., Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 г. № 307, Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением. Правительства РФ от 29.12.2000 г. № 1021 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.05.2002г. № 328, Постановлениями, Приказами и Решениями ФСТ РФ, PC Г РО, другими нормативными актами.
В соответствии со ст. 18 Закона «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа производятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством, Правилами поставки газа в РФ, а также иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства № 307 от 23 мая 2006г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.07.2008 N 549,
от 29.07.2010 N 580) и правилами предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что исполнитель
80. Исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения;
81. Если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 настоящих Правил, в следующем порядке:
а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;
б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;
в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
Из приведенной нормы следует, что процедура приостановления подачи газа нарушена ответчиком. Так, ООО «Ростоврегионгаз» в одностороннем порядке перевел оплату за газ, полученный Скоробогатовой С.А., однако ей об этом своевременно сообщено не было. На настоящий момент счетчик проверен, и данный факт свидетельствует о том, что необходимо было сообщить Скоробогатовой С.А. о необходимости поверки счетчика. Кроме того, иметься уведомление истца о том, что 27 июля 2010г. будет произведено одностороннее приостановление исполнения обязательств по поставке газа с 27 июля 2010г. л.д. 7). Сведений о том, что Скоробогатова С.А. переведена на оплату за газ по нормам потребления, данное уведомление не содержит. Как пояснил истец в судебном заседании, она не знала о том, что переведена на указанную систему оплаты и не смогла разобраться, почему за ней числится долг в сумме 21241,98 руб.
Как следует из материалов дела, ответчик за трое суток не уведомил Скоробогатову С.А. об отключении газа,
Скоробогатова С.А. подтвердила квитанциями об оплате, что она производила оплату за потребленный газ по показаниям счетчика л.д. 41 - 65), наличие задолженности ответчиком не подтверждено допустимыми доказательствами.
Суд признает, что приостановление подачи газа ответчиком произведено с нарушение6м процедуры, следовательно, подача газа в домовладение ответчика должна быть возобновлена.
Кроме того, наличие задолженности в сумме 21 241, 98 руб. так же не подтверждено, поскольку оплату следует взимать по показаниям счетчика..
В требованиях о взыскании убытков в сумме 6940 руб. следует отказать, так как наличие убытков не доказано. В подтверждение понесенных убытков истец предоставил товарный и кассовый чеки от 30 июля 2010г., пояснив при этом, что в связи с тем, что отключили подачу газа, истец приобрел плиту л.д. 16). Суд не может принять указанные документы в подтверждение понесенных убытков, так как в них не указана Скоробогатова С.А. в качестве покупателя.
Суд считает, что не подлежит удовлетворению и требование о взыскании морального вреда, так как моральный вред не доказан. Согласно положениям ст. 151 ГК РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.194- 197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «Ростоврегионгаз» подключить газ в домовладение Скоробогатовой Светланы Алексеевны по адресу: ... ..., ....
Признать незаконным начисление суммы долга 21 340 руб, в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростоблсуд через суд Пролетарского района г. Ростова-на-Дону в 10 дневный срок.
Председательствующий: В.А. Галицкая