Дело №2-2027/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июля 2010 года
Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Костяевой А.А.,
с участием помощника прокурора Пролетарского района г. Ростова-на-Дону Кустовой М.Д.,
при секретаре Пономаревой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пролетарского района г. Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Прамсайт», 3-и лица: МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону», Администрация г. Ростова-на-Дону об обязании устранить нарушения законодательства о рекламе,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Пролетарского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ООО «Прамсайт», 3-и лица: МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону», Администрация г. Ростова-на-Дону об обязании устранить нарушения законодательства о рекламе, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Пролетарского района г. Ростова-на-Дону проводилась проверка соблюдения на территории района требований законодательства о рекламе, в ходе которой по адресу: ... на разделительной полосе автомобильной дороги обнаружена рекламная конструкция Номер обезличен; по ... сбоку от автомобильной дороги была обнаружена рекламная конструкция Номер обезличен; ... - ... была обнаружена рекламная конструкция Номер обезличен.
Все вышеуказанные конструкции не соответствуют требованиям ГОСТ 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений». Указанные рекламные конструкции были установлены ООО «Прамсайт» на основании разрешений, выданных МУ «Управление наружной рекламой».
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов и иных технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стендах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки, совместно со специалистами ФГУ «Ростовский ЦСМ», а также сотрудниками УГИБДД по РО было установлено, что у рекламной конструкции Номер обезличен, расположенной на разделительной полосе автомобильной дороги по адресу: ..., ... - ... в нарушение п. 6. 3 ГОСТ Р 52044-2003 нижний край рекламного щита находится на высоте 4490 мм. До уровня поверхности участка земли, на котором расположена конструкция, что менее 4, 5 м.
В нарушение п. 6. 1 ГОСТ Р 52044-2003 горизонтальная проекция ближайшей точки рекламной конструкции до края проезжей части (края бордюрного камня), при движении в сторону пл. Театральная, составляет 3589 мм.
Также в ходе проведенной прокуратурой района проверки совместно со специалистами ФГУ «Ростовский ЦСМ», а также сотрудниками УГИБДД по РО было установлено, что у рекламной конструкции Номер обезличен, расположенной сбоку от автомобильной дороги по адресу: ..., ..., в нарушение п. 6. 3 ГОСТ Р 52044-2003 - нижний край рекламного щита находится на высоте 2482 мм. до уровня поверхности участка земли, на котором расположена конструкция, что менее 4, 5 м.
В нарушение п. 6. 1 ГОСТ Р 52044-2003 горизонтальная проекция ближайшей точки рекламной конструкции до края проезжей части (края бордюрного камня) составляет 420 мм., что менее 5 м.
В нарушение п. 6. 4 ГОСТ Р 52044-2003 провода линии электропередач проведены на расстоянии менее 1 метра от щита рекламной конструкции.
Также в ходе проведенной прокуратурой района проверки совместно со специалистами ФГУ «Ростовский ЦСМ», а также сотрудниками УГИБДД по РО было установлено, что у рекламной конструкции Номер обезличен, расположенной на разделительной полосе автомобильной дороги по адресу: ..., в нарушение п. 6. 3 ГОСТ Р 52044-2003 - нижний край рекламного щита находится на высоте 2680 мм до уровня поверхности участка земли, на котором расположена конструкция, что менее 4, 5 м.
В нарушение п. 6. 1 ГОСТ Р 52044-2003 горизонтальная проекция ближайшей точки рекламной конструкции до края проезжей части (края бордюрного камня) при движении в сторону ..., составляет 2764 мм., при движении в сторону ... мм., до пешеходного перехода - 4793 мм, что менее 50 метров.
В настоящий момент технический регламент, регулирующий установку и размещение рекламных конструкций не принят, в связи с чем в сфере размещения рекламных конструкций подлежат применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003г. №124-ст. До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с постановлением Госстандарта России от 30.01.2004г. №4 признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003г., а, следовательно, и ГОСТ Р 52044-2003, и установлены требования по обязательности их применения, аналогичные тем, которые предусмотрены п. 1 ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании». Указанное постановление Госстандарта зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2004г. за №5546. Государственный стандарт РФ Р 52044-2003 устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения (ст. 1 «Область применения»).
Учитывая, что на ... и ... в ... осуществляется интенсивное дорожное движение автомобильного транспорта и пешеходов, а указанные нарушения влияют на его безопасность, создавая реальную опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц (водителей, пассажиров, пешеходов, других участников дорожного движения), настоящее исковое заявление подано прокурором по основаниям, предусмотренным ст. 45 ГПК РФ, а именно, в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 ФЗ «О рекламе» реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта, а согласно ст. 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (ст. 22).
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 25 ФЗ от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
Таким образом, ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» регулирует вопросы безопасности участников дорожного движения и подлежит обязательному исполнению, а также является нормативным в соответствии с п. 1 ст. 6 действовавшего в тот период Закона РФ «О стандартизации».
Учитывая, что вышеперечисленные рекламные конструкции не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52044-2003, создают угрозу возникновения аварийной обстановки на проезжей части, влияют на безопасность, создавая реальную опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц (водителей, пешеходов, пассажиров, других участников дорожного движения), истец просит суд обязать ООО «Прамсайт» обеспечить соблюдение требований федерального законодательства о рекламе, государственного стандарта ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» при размещении средств наружной рекламы (рекламных конструкций), путем приведения рекламной конструкции Номер обезличен, расположенной по адресу: ... в соответствие с ГОСТ Р 52044-2003, а также демонтировать наружную рекламу - рекламную конструкцию (отдельно стоящего стенда) Номер обезличен, размещенную по адресу: г. ... а также рекламную конструкцию Номер обезличен, расположенную по адресу: ...
В судебном заседании истец требования иска поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика ООО «Прамсайт», в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Третьи лица - МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» и Администрация г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили. Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой Пролетарского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения на территории района федерального законодательства о рекламе, в ходе которой установлено, что на разделительной полосе автомобильной дороги по ... обнаружена рекламная конструкция Номер обезличен; по ..., сбоку от автомобильной дороги, обнаружена рекламная конструкция Номер обезличен; по пр. ... - ... обнаружена рекламная конструкция Номер обезличен. Все перечисленные конструкции не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений». Указанные рекламные конструкции были установлены ООО «Прамсайт» на основании разрешений Номер обезличенНомер обезличенм, 4969м, 3237м, выданных МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» л.д. 10-22).
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо либо) - собственник рекламной конструкции иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента (п. 4 названной статьи).
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Согласно разделу 1 данного ГОСТа «Область применения» стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки, совместно со специалистами ФГУ «Ростовский ЦСМ», а также сотрудниками УГИБДД по РО, были установлены факты нарушения требований ГОСТ Р 52044-2003, а именно, расположение нижнего края рекламных щитов менее 4, 5 м. до уровня поверхности земли, горизонтальная проекция ближайшей точки рекламной конструкции до края проезжей части (края бордюрного камня) также не соответствует требованиям указанного ГОСТа (п. п. 6. 1, 6. 3, 6. 4).
Несоблюдение требований, установленных ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» влечет нарушение общих требований к рекламе.
В силу пп. 3 п. 4 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
Согласно Приказу ФДС РФ от 02.11.1998г. №405 « О введение в действие Инструкции «О порядке согласования распространения наружной рекламы в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог и на территории городских и сельских поселений» наружная реклама, размещенная в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог общего пользования, а также на территориях городских и сельских поселений (в том числе и на автомобильных дорогах и улицах городских и сельских поселений), должна соответствовать предъявляемым к рекламе требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Запрещается располагать рекламу: сбоку от дороги на расстоянии ближе 3-х метров от бровки земляного полотна дороги; на разделительной полосе, если расстояние от края рекламной конструкции или опоры до края проезжей части составляет менее 2, 5 метров; нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций должен располагаться на высоте не менее 4, 5 метров от покрытия проезжей части автомобильной дороги или улицы; конструкции рекламных щитов, узлы их крепления и фундаменты должны обладать достаточной прочностью, проектироваться и изготавливаться в соответствии с требованиями действующих стандартов и норм для подобного рода конструкций; при расположении наружной рекламы на разделительной полосе в случае, если расстояние от края рекламного щита до кромки проезжей части равно или менее 4 метров, должны устанавливаться дорожные ограждения 1-й группы, предотвращающие наезд транспортных средств на конструктивные элементы рекламы.
В указании МВД РФ от 14.09.1995г. №1/4377 «О реализации Закона Российской Федерации «О рекламе» предусмотрено, что расстояние от нижнего края рекламы до поверхности дорожного покрытия автомобильных дорог должно быть не менее 2, 2 метров при установке сбоку от дороги вне населенных пунктов. Расстояние от нижнего края рекламы при ее размещении сбоку от дороги до поверхности дорожного покрытия должно быть не менее 4 метров, а при установке над проезжее частью - не менее 6 метров.
В силу постановления от 22.12.2006г. №1475 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на установку рекламных конструкций» (в ред. постановлений Мэра г. Ростова-на-Дону от 04.03.2008г. №200, от 26.12.2008г. №1385, от 13.05.2009г. №336) рекламные конструкции должны быть изготовлены и размещены в строгом соответствии с проектами и схемами размещения.
Эксплуатация рекламных конструкций на улицах, площадях и тротуарах города, разделительных полосах, территориях, не имеющих застройки, должна обеспечивать условия безопасного движения транспорта и пешеходов, а также не препятствовать уборке и обслуживанию территории, на которой размещена реклама.
Порядок размещения и эксплуатации рекламно-информационных элементов регулируется примерными правилами благоустройства и санитарного содержания городов и районов Ростовской области (в ред. постановления Администрации Ростовской области от 02.12.2008г. №562) предусматривает, что установка малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства - в том числе рекламных тумб, допускается лишь с разрешения соответствующего органа местного самоуправления при наличии согласованного проекта, при этом должно быть соблюдено целевое назначение земельного участка.
В отношении соответствия рекламных конструкций, устанавливаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги, требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения, до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов, установка рекламных конструкций осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании». В настоящее время действует национальный стандарт ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», введенный в действие Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 22.04.2003г. №124-ст (в ред. Приказа Ростехрегулирования от 30.062005г. №170-ст). Указанный стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог, в городских и сельских поселениях. Стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, установленные рекламные конструкции нарушают не только требования указанного ГОСТа, но и вышеприведенные нормы, предусматривающие порядок установки рекламы. Кроме того, ГОСТы, принятые до 01.07.2003г., подлежат обязательному, а не добровольному применению.
Поскольку требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, а несоответствие рекламных конструкций требованиям ГОСТ Р 52044-2003 может повлечь угрозу безопасности движения автомобильного транспорта, суд приходит к выводу об обязательности его применения в порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций, в связи с чем рекламная конструкция Номер обезличен, расположенная по адресу: ..., подлежит приведению в соответствие с указанным ГОСТом, а рекламные конструкции Номер обезличен размещенные по адресу: ..., ... и пр. ... соответственно - подлежат демонтажу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «Прамсайт» обеспечить соблюдение требований федерального законодательства о рекламе, государственного стандарта ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» при размещении средств наружной рекламы (рекламных конструкций) путем приведения рекламной конструкции Номер обезличен, расположенной по адресу: ... в соответствии с п. 6 ГОСТ 52044-2003, а именно, нижний край рекламного щита разместить на высоте не менее 4, 5 метров от уровня поверхности участка, на котором расположена рекламная конструкция; горизонтальная проекция ближайшей точки рекламной конструкции до края проезжей части (края бордюрного камня) при движении в сторону г Аксая и при движении в сторону Театральной площади г. Ростова-на-Дону не должна составлять менее 50 метров.
Обязать ООО «Прамсайт» обеспечить соблюдение требований федерального законодательства о рекламе, государственного стандарта ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» при размещении средств наружной рекламы (рекламных конструкций) путем осуществления демонтажа объектов наружной рекламы - рекламных конструкций (отдельно стоящих стендов): Номер обезличен, размещенной по адресу: ..., ... и Номер обезличен, расположенной по адресу: ...
Решение может быть обжаловано в областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней.
Судья